Приложение МААМ

Проблемы социализации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Лариса Михалева
Проблемы социализации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Чрезвычайная занятость родителей, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.

Что представляет собой социализация дошкольника? Это процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и успешно взаимодействовать с другими людьми, строить отношения.

Каков он - современный ребенок?

Попробуем «нарисовать» портрет современного ребенка:

развитый, любознательный, умный, раскрепощенный, свободный, но импульсивный, капризный, плаксивый, агрессивный.

Современный дошкольник технически "подкован", легко управляется с электронными и компьютерными играми. Но у ребенка снижена творческая активность. Он нацелен на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки.

Личностное развитие ребенка связано с героями, на которых он равняются.

Чаще всего героями являются персонажи с супер-способностями, которые не всегда являются носителями духовных ценностей. Компьютер, телевизор прочно вошли в жизнь ребят; но входя в бытие детей, они заменяют семейное общение. Ребенок воспитывается телевизором. Информированность не ведет к увеличению словарного запаса.

Таким образом, негативные факторы самого социума существенно сказываются на воспитание и социализации ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования РФ указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде.

Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей. Ничто не отражается так отрицательно на общем развитии, как отсталость языка.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Речевые особенности детей с тяжелыми нарушениям речи.

• Не сформированы формы коммуникации: бедная диалогическая речь, своеобразие связного высказывания (трудности морфологического, синтаксического, композиционного характера).

• Ограниченность словарного запаса, сложности при усвоении эмоционально - оценочной лексики.

• Присутствие большого количества лексико-грамматических ошибок.

• Нарушение просодической стороны речи: наличие различных голосовых особенностей в виде слабой голосоподачи, общей смазанности дикции.

Таким образом, низкая речевая активность препятствует осуществлению полноценного общения у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Особенности социально – личностного развития детей с тяжелыми нарушениям речи: пассивность, зависимость от окружающих, склонность к спонтанному поведению, недостаточная критичность или переоценка своих возможностей, нарушение коммуникативных сфер. Часто дети данной категории вообще не могут занять себя каким-либо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности.

В общении дошкольников с ОНР имеет место фамильярность в обращении ко взрослому, несоблюдение уважительной дистанции, резкость тона общения.

Специфические особенности социализации детей, имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска.

Обозначенная проблема характерна для нашего дошкольного учреждения в том числе, и мы очень заинтересованы в её решении.

В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи мы обратили внимание на бедность этикетного словаря.

Что нам помогает? Игра.

Считаем, что коррекционно-развивающая работа должна включать в себя коммуникативные игровые упражнения, способствующие формированию коммуникативной компетентности у детей с речевой патологией.

Индивидуальные игровые упражнения, направленные на восстановление контакта с собственным телом, невербальное выражение своего состояния и отношений. Многие дети боятся зеркала, отводят взгляд от зеркала, когда логопед начинает проводить артикуляционную гимнастику. Им неприятны многие тактильные ощущения. Парные игровые упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнёру.

Используем такие игровые приемы, как «Зеркало», «Кривое зеркало» («Покажи наоборот», упражнение «Улыбка».

Цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его.

Групповые упражнения дают ребёнку навыки взаимодействия в коллективе, возможность объяснить свое состояние, помогают обогащению эмоциональной лексики ребенка.

С помощью дидактических пособий мы демонстрируем детям образцы социально приемлемого поведения.

Например:

— картинки с правилами дорожного движения;

— сюжетные картинки на нравственно-этические темы.

Дети не только обсуждают проблему, но и совместно с педагогом решают ее.

Формирование навыков речевого этикета у старших дошкольников с общим недоразвитием речи мы осуществляем поэтапно.

На подготовительном этапе применяем метод беседы, введения игровых персонажей, игровых ситуаций, анализ сюжетных картинок.

На основном этапе используем проблемные ситуации, моделирование речевых ситуаций, обсуждения художественных произведений. Считаем целесообразным включать соревновательные ситуации, которые побуждают детей в активной деятельности. Предлагаем следующие ситуации: «Кто больше скажет добрых слов», «Вежливые картинки», «Скажи, как правильно себя вести».

Заключительный этап включает организацию и проведение сюжетно-ролевых игр. Здесь происходит взаимодействие учителя-логопеда, воспитателей и родителей, так как они реализуют задачу формирования умения использовать этикетные формулы в различных ситуациях общения. Вводим сюжетно-ролевые игры: «Кафе», «Я иду по улице», «Мы едем в транспорте», «За столом», «Салон красоты», «Театр».

Таким образом:

• ребёнок хорошо социализируется, когда рядом есть заинтересованные в нём взрослые, которые учат его правилам поведения в разных ситуациях, нормам и этикету, культуре общения;

• социализация ребёнка страдает, если он оказывается в изоляции, если им не занимаются.

Социально-педагогическая деятельность по поддержке детей с ТНР – это непрерывный организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности ребенка с ОНР при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания.

Библиография:

1. Л. С Дмитриевских. Обучение дошкольников речевому общению: Занятия и игры для детей с ОHP. — М. : ТЦ Сфера, 2011. — 64 с. (Библиотека Логопеда).

2. Т. В. Волосовец, О. А. Зыкова «Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии» / «Русское слово» Москва, 2015г.

Публикации по теме:

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Картотека коррекционных игр и упражнений для детей с нарушениями речи Кто как говорит? Учите малыша копировать голоса животных. Для этого вложите в фотоальбом картинки с изображением разных животных и птиц:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проблемы социализации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 30 января 2025 в 18:52
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы социализации дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Михалева (УИ 1675145) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД