Елена Олейникова
Проблемы родителей в воспитании детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Постоянным состоянием человека является речевая коммуникация, и в ней учитываются все виды речи : говорение, слушание и письмо. И можно отметить то, что тяжелые нарушения речи приводят к перестройке личности в целом. В некоторых случаях у детей с ТНР возникает чувство неполноценности, особенно дети старшего дошкольного возраста, так как уже осознают многое. На фоне этого у дошкольников может появиться чувство подавленности, смущения и стремление к уединению.
Публикация «Проблемы родителей в воспитании детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Ответственные и разумные родители, всегда стараются воздействовать на формирование детской речи с раннего возраста. Поэтому необходимо ребенку слышать правильную и отчетливую речь, на примере которой будет формироваться его собственная речь.
Дети с нарушениями речи почти не отличаются по личностным качествам от детей с нормальным речевым развитием, кроме отношения к своему речевому дефекту. Причиной болезненного отношения к своей речи может быть сравнение речи с речью других детей, насмешки сверстников, а также укоры родных и близких людей. И то, как родители настраивают ребенка по отношению к данному дефекту, какие дают установки – это является основным компонентом для правильного отношения к своей речи.
Плохо сказывается попустительская установка: «Не обращай внимания, много детей говорят значительно хуже». Ребенок внушаем, и очень скоро он будет думать, что это проявление индивидуальности. Или наоборот: «Ты уже такой взрослый, а говоришь как малыш. Над тобой будут смеяться». Комплекс неполноценности, который внушают родители, усилится еще больше, если слышит насмешки со стороны сверстников.
Ребенок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны сверстников, он придет к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект – это проявление его индивидуальности. Возможна и другая установка: «Ты уже такой большой, а говоришь как малыш. Неужели трудно произнести нормально, как все?»
Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится еще больше, если услышит насмешки со стороны сверстников. Ребенок может замкнуться или приобрести еще один речевой дефект (например – заикание).
Как известно, существуют и более тяжелые нарушения речи, которые формируются на основе органической патологии мозга или сложных функциональных отклонений. К таким дефектам относятся алалия, анартрия, тяжелые варианты дизартрии и т. д.
Рождение ребенка с отклонениями в развитии является испытанием для всех членов семьи. Родители, связывая свои надежды, принимают на себя обязанность воспитать человека следующего поколения, надеясь что ребенок может реализовать их неосуществленные мечты. Создается психологическое противоречие между желаемым и действительным.
Таким образом во многих случаях роль родителей вынужденно ограничивается непосредственным уходом за своим чадом и практически не выходит за рамки потребностей текущего периода. Как отметил американский специалист в области семейной терапии Дж. Фрамо : «В любой семье, где есть ребенок с теми или иными нарушениями, имеет место искаженный брак». Многочисленные наблюдения подтвердили правильность данного высказывания.
Некоторые исследователи считают, что по мере роста и развития ребенка с тяжелой речевой патологией в семье возникают новые стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению которых родители совершенно не подготовлены. Вследствие всего выше сказанного, конструктивная и динамическая помощь является необходимой таким семьям на всех этапах жизненного пути ребенка. Реакция родителей на тяжелый речевой дефект своего ребенка бывает обусловлена как их опытом и переживаниями при возникновении предыдущих кризисов в их жизни, так и особенностями личности. Индивидуумы, которые уже не раз испытали или пережили какие-либо кризисы, лучше подготовлены к жизненным невзгодам, им гораздо легче справиться с новой проблемой – появлением аномального ребенка. Однако, следует отметить, что для всех родителей рождение ребенка с особыми потребностями в огромной степени изменяет их жизнь и оптимизм, который сопровождает ожидание нового человека, все надежды на успех в его будущей жизни вытесняются чувством жертвенности, досады или озлобления. При таких условиях, у некоторых людей, часто начинают обостряться проблемы внутрисемейных отношений, и самое неприятное, возможен уход от активного межличностного взаимодействия.
Список литературы:
1. Безруких М. М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – 2-е изд., стереотип. – М., Дрофа, 2001.
2. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М., Просвещение, 1973.
3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций//Хрестоматия по психологии/ Под ред. Петровского А. В. – М. : Просвещение, 1977.
4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
5. Дмитриева И. Ю. Взаимодействие логопеда и родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи. – Самара, 2006.
6. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М., 1995.