Ольга Гусева
Музыкальная народная культура — источник нравственного воспитания подрастающего поколения
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальной культуры. Воспитание человека культурой начинается с раннего детства. Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, развитии эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных и патриотических качеств.
Публикация «Музыкальная народная культура — источник нравственного воспитания подрастающего поколения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня организовать в детском саду ансамбль русских народных инструментов «Задорные ложкари».
Чем же занимаются наши дети? Весь образовательный цикл делится на две ступени исполнительского мастерства:
1ступень – подготовительный этап (средняя группа) младшая группа ансамбля (С 4-х лет)
Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения, развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.
Дети знакомятся с народной культурой, народными инструментами.
Учатся играть ансамблем, знакомятся с новыми приемами игры, осваивают технику игры на ложках, шумовых инструментах.
2 ступень – старшая группа ансамбля (старшая группа)
Цель: знакомство с традициями народной культуры. Знакомство со всей группой ударных и духовых народных инструментов. Игра ансамблем. Совершенствование техники игры на 3-х ложках и других народных музыкальных инструментах. Проявление творческой инициативы.
Знакомство с традициями народной культуры основано на ряде принципов. В единый курс интегрируются знания, умения и навыки, получаемые дошкольниками в процессе образовательной деятельности: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие (принцип интегративности). Особое внимание уделяется народному наследию Лебедянского края (принцип регионализации). Через расширение тем, которые по своей направленности ближе к народному творчеству нашего края, реализуется принцип вариативности. Например, можно подробнее остановиться на теме «Народные промыслы, ремёсла», совершив экскурсию в Дом ремёсел на выставку «Народных умельцев» и городской краеведческий музей.
Также много времени отводится проведению праздников («Русские посиделки», «Не шей ты мне, матушка, длинный сарафан», «Мама, ты нас хранишь душой своею…» «Русские народные инструменты». «Пришла Коляда – отворяй ворота!», Фольклорный праздник «Идёт матушка весна», «Пасха», «Мы на ярмарку пришли» «Красна песня ладом» и др., на которых приглашённые родители, педагоги – активные участники праздника.
Ансамбль «Задорные ложкари» активно принимает участие в мероприятиях муниципального уровня. «День матери», «23 февраля», «День Победы», «День России» отчетных концертах, в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях. И ещё хотелось бы подчеркнуть, что участники ансамбля не раз становились призёрами различных конкурсов и фестивалей.
Закончив обучение в детском саду, дети идут учиться в школу. И, что, спросите вы прощай сад, прощай творчество, прощай ансамбль «Задорные ложкари»? Нет, отвечу я. Выпускники сада №3 продолжают обучение и совершенствуют свои навыки в творческом коллективе «Домисолька» МБОУ СОШ № 3 под руководством Гусева В. И. А у нас подрастает новое поколение артистов.
И в конце хотелось бы добавить. Развивая познавательный интерес детей к народному искусству, творческую активность, возможность применять полученные навыки игры на ложках на практике во время проведения праздников и народных гуляний, тем самым мы даём ребёнку почувствовать, что он - частичка Российской культуры, Родного края, страны.