Аникина Лариса Михайловна
Доклад «Православная культура и воспитание подрастающего поколения»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дарование»
ДОКЛАД
Православная культура и воспитание подрастающего поколения.
Автор: музыкальный руководитель Аникина Лариса Михайловна
Ташла 2016 г.
Православная культура и воспитание подрастающего поколения.
Публикация «Доклад „Православная культура и воспитание подрастающего поколения“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
В Православии и некогда во всей России под словом "культура" всегда понималась именно любовь к ближнему. Если неграмотный крестьянин, как добрый самаритянин, помогал и давал приют совершенно не знакомому человеку, - это был культурный человек. [1]
А православная культура представляет собой неисчерпаемую сокровищницу духовных ценностей. Это литература, это иконы и фрески, это великолепная архитектура храмов, это колокола и колокольные звоны, это удивительная музыка, не сравнимая по красоте и целостности ни с какой другой. Главная цель всех, кто имеет отношение к детям – сохранение их духовно-нравственного здоровья. Что возможно только через приобщение к православной культуре. Культурный человек – это просвещенный православной верой человек. И просвещать детей надо начинать как можно раньше.
В нашем детском саду мы начинаем духовно-нравственное воспитание с 4-5 лет. (Слайд 2) Для этого я разработала парциальные программы Основ православной культуры для детей дошкольного возраста «Родничок». Работа по программе ведется в трех направлениях :
1. Самообразование педагогов. (Слайд 3-4)
Изучение литературы и передового опыта.
Консультации и семинары.
Библиотека православной литературы, подаренная настоятелем храма отцом Сергием (Клименко). (Слайд 5 - 6)
2. Взаимодействие с родителями (Слайд 7)
Воспитание духовно-нравственной личности показывает, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере современного общества является разрушение традиционных устоев семьи. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за то, каким человеком вырастет их ребенок. Деятельное включение семьи в духовно-нравственное воспитание детей необходимо. Мы используем следующие формы работы:
Анкетирование (отношение родителей к изучению детей ОПК)
Родительские собрания
Уголок духовно-нравственного воспитания (где представлены цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей; размещен план мероприятий духовно-нравственной направленности; содержатся советы и рекомендации родителям по воспитанию детей и представлены фотографии с мероприятий.
Библиотека для родителей. Книги о православном воспитании детей, подаренные настоятелем храма отцом Сергием (Клименко) (Слайд 8-9)
Выставки семейного творчества «Рождественский Ангел» «Вертеп». «Пасхальное яйцо» «Пасхальная открытка» (Слайд 10)
Совместные праздники (Слайд 11-12)
3. Совместная деятельность с детьми (Слайд 13)
Самые разнообразные виды деятельности привлекают детей и доставляют им огромное удовольствие.
1. Духовные часы, которые я провожу один раз в неделю в старшей и подготовительной группе детского сада. Содержание духовных часов связано с церковным календарем и его праздниками, которые дают смысл всей дальнейшей разнообразной детской деятельности в разных видах занятий, игр, прогулок и экскурсий. Определены темы бесед. (Слайд 14) К каждой беседе подготовлена презентация. (Слайд 15). Подобраны музыкальный и литературный материал, видеотека. На занятиях дети занимаются еще и творчеством: рисуют, лепят, конструируют, также играют в православные игры. (Слайд15-16-17). Так к теме Сотворение мира я готовлю беседу, презентацию, мультфильм «Сотворение мира», (Слайд 18, песню «Хорошо весьма» и раскраски «Сотворение мира». (Слайд 18-19) Тему «Уважай старость» беру в конце сентября. (Слайд 20-21). Провожу беседу, читаю рассказ Л. Толстого «Дедушка и внук», провожу игру «Помоги дедушке и бабушке» и предлагаю ребятам сделать сувенир для бабушки. (Слайд 22). Такие темы, как «Наш храм», «Святыни нашего храма», «Православные иконы», «Колокольный звон» - провожу в нашей церкви. (Слайд 23) .В беседах всегда принимает участие настоятель храма. Темы патриотизма и любви к Отечеству провожу в музее. (Слайд 24) К празднику Рождества Пресвятой Богородицы мы с ребятами сажаем сирень на территории детского сада. (Слайд 25) К празднику Казанской иконы мы украшаем рамки для иконы Богородицы. (Слайд 26) К празднику Рождества готовимся с особой радостью. Кроме рождественских рассказов и мультфильмов мы слушаем тропарь Рождества и поем рождественские песни. Готовим с родителями вертеп к празднику, шьем костюмы и печем рождественское печенье. Дети с родителями участвуют в рождественских конкурсах. (Слайд 27-29). Пасха – любимый праздник. Готовимся к нему всю страстную неделю. Дети с родителями участвуют в пасхальных конкурсах, готовим праздничное выступление. (Слайд 30-32).На пасхальной неделе проводим праздник. Мероприятиями внутри детского сада мы не ограничиваемся. Дети нашего сада постоянные участники районных мероприятий: «Яблочный Спас», «Долг. Честь. Родина», «Малахитовая шкатулка», фестиваль «Радуга», в областном «Искорка. Чистые голоса». Принимаем участие в параде Победы (9 мая). (Слайды 33-35)
Темы бесед:
1. Блок Детская библия
2. Блок Христианская семья
3. Любовь к Отечеству
4. Блок Внутренний мир
1. Блок «Детская библия»
1. Сотворение мира
2. Адам и Ева в раю. Изгнание из рая
3. Ноев ковчег
4. Закон Бога
5. Первая молитва
6. Первый храм
7. Рождество Богородицы.
8. Введение во храм Пресвятой Богородицы
9. Рождество Христово
10. Крещение
11. Как Иисус Христос помогал людям
12. Пасха
13. Православные иконы
14. Колокольный звон
2. Блок «Христианская семья»
1. Чти отца и мать твою
2. Семья вместе – душа на месте
3. Пусть всегда будет мама
4. Наши папы – защитники Отечества
5. Уважай старость
3. Блок «Любовь к Отечеству»
1. Наша Родина
2. Наш храм
3. Святыни нашего храма
4. День народного единства. Казанская икона Божьей Матери
5. Защита Отечества
6. Святые земли русской
7. Смелого пуля боится, смелого штык не берет
8. Великая Победа
4. Блок. «Внутренний мир человека»
1. Золотое правило
2. Братья наши меньшие
3. Растения. Творения Бога надо беречь
4. Час в добре побудешь - горе забудешь
5. Труд кормит, а лень портит
6. Друг познается в беде
7. Человеческие грехи
8. Об одном вздохнешь, а всех жалко
9. Зачем творить добро
2. Праздники. Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры должны занимать народные праздники и традиции. В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники. Праздники открывают ребенку мир радостный, спасительный, мир благодатный и духовный. И являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.
В детском саду у нас проводятся праздники: Рождество Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Казанская икона Божьей Матери или День народного единства, Никола Зимний, Рождество, Благовещение, Вербное воскресение, Пасха, День славянской письменности и культуры, Преображение Господне. На все праздники к нам приходит настоятель храма отец Сергий и всегда приносит гостинцы для детей.
3. Игра, как особый вид
Трудно переоценить воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка. При умелом руководстве взрослого, игра способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого – умельцем. Игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим.
Я подобрала православные игры, которые помогут педагогам воспитать в ребенке духовно – нравственную личность. Их смело можно использовать на праздниках и в любое свободное время, как в помещении, так и на свежем воздухе. Особенно дети любят играть в эти игры на празднике, когда участие принимают родители.
1. «Подбери цвет»
2. Шарик с пожеланиями
3. 5 орешков.
4. «Помоги дедушке и бабушке.
5. Пасхальный кулич
6. «Заветные буквы»
7. «Розовые очки»
8. «Волшебный стул»
9. Ангел-хранитель.
10. Свеча
Сейчас на сайте православие и мир есть мобильные приложения для детей с развивающими православными играми. И если дети играют в компьютерные игры, то это будет время, потраченное с пользой.
Для работы я написала две программы: «Песенка души» и «Родничок». Для распространения своего опыта я написала Методические рекомендации «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста», которые вышли отдельным книгопечатным изданием в количестве 50 экземпляров, предназначенных для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и педагогов дополнительного образования. А для того, чтобы в духовно-нравственном воспитании детей активно участвовал еще и социум, мною был разработан проект «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста».
По программам я работаю 5 лет перерабатывая, и дополняя их с учетом требований.
Библиографический список:
1. Журнал «Современный детский сад», №5 2008 г.
2. Свящ. Евгений Мельников статья «Что такое православная культура»
Журнал «Русский дом» 2016
Л. Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура» г. Энгельс 2015 г.