Татьяна Митрофанова
Проблемные ситуации в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из задач, на решение которой направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является «…формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка». На современном этапе главной целью образования становится не столько передача знаний и социального опыта, сколько целостное развитие личности. Дошкольный возраст – это время формирования жизненных ценностей и становление человеческой личности. В современных дошкольных учреждениях одним из направлений воспитания и развития детей стало применение экологического образования. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, которая его окружает, к себе и к людям как к части этой природы.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игровые проблемные ситуации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Технология проблемных ситуаций
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
О необходимости экологического воспитания дошкольников педагоги начали говорить еще в прошлом веке. А сейчас, когда на всей планете ухудшается экологическая обстановка, воспитание у человека экологического мировоззрения и экологической культуры, становится особенно актуальным и выходит на первый план.
В настоящее время существует множество авторских программ для экологического воспитания дошкольников, разработаны всевозможные занятия и формы преподавания экологии в ДОУ, в журналах и интернет сайтах располагается большой объем информации по экологии. И, кажется, не должны возникать проблемы. Но они существуют. На мой взгляд, существующие проблемы можно разделить на объективные и субъективные.
К объективным относятся:
1. Противоречия между осознанием важности экологического образования и ее учета в практике работы детских садов. В приоритете «модные» направления (например, робототехника).
2. Корпуса некоторых детских садов находятся в экологически неблагоприятных районах, рядом с оживленными дорогами или предприятиями. Территории участков покрыты синтетическим материалом (считается, что он экологически чист, мало кустарников (не говоря о деревьях). Учить ребенка замечать красоту природы, чувствовать себя частью этой природы (а не хозяином) – является краеугольным камнем экологического образования дошкольников.
К субъективным относятся:
1. Не высокий уровень подготовки воспитателей по экологическому образованию. Занятия по окружающему миру несколько отличаются от занятий по экологии, что требует специальной подготовки воспитателей. Реализации задач экологического воспитания возможна только при условии экологической культуры педагога и его готовности осуществлять эту деятельность. Воспитатель должен сам любить и понимать природу.
2. В наше время в детских садах закрыты живые уголки (многие дети страдают аллергией). А основными средствами формирования основ экологического сознания является непосредственное общение с живой природой, в первую очередь с животными. В семье ребенок то же не всегда имеет возможность общаться с животными.
3. Отрицательный пример взрослых (педагогов, родителей). Однажды я была свидетелем ситуации : строя с ребятами снеговика, педагог сломала ветви у дерева на глазах у ребят и закрепила их на снеговике в качестве рук! Мы с ребятами на прогулке рассматривали улиток. И вдруг один мальчик топнул по улитке и раздавил ее. На мой вопрос «зачем ты это сделал?», он с гордостью сказал: «Бабушка всегда так делает. Они вредные, едят капусту!» Главная цель занятий по экологии – показать ребенку, что любой живой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его исчезновение может вызвать непредсказуемые последствия! Взрослые личным примером должны демонстрировать детям правильное отношение к природе и, по мере своих возможностей, вместе с детьми заниматься природоохранной деятельностью.
Нынешняя экологическая ситуация на планете Земля требует неотложных революционных решений и практических дел, а общественное экологическое сознание развивается медленно. Экологический кризис, который грозит нашей планете, ставит перед человечеством наиважнейшую задачу: воспитать человека будущего, живущего в согласии с законами Природы, ценящего уникальность всего живого! Человека создающего, а не разрушающего! Дошкольный возраст самый подходящий. А стало быть, от воспитателей зависит какой он будет – человек Будущего!