Земфира Басиева
Конспект занятия «Проблемная ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель педагога — в игровой форме ввести понятие противоположно-
стей. Важно, чтобы дети научились находить противоположные по значе-
нию слова к прилагательным, существительным, глаголам. Выполнить это
задание детям не так просто: известно, что у дошкольников (да и у взрос-
лых порой тоже) некоторые признаки «слипаются», кажутся неразрывно
связанными. Детское мышление синкретично: значения некоторых при-
знаков кажутся детям одинаковыми, например, если «красивый» — зна-
Публикация «Конспект занятия „Проблемная ситуация“» размещена в разделах
чит «добрый», «некрасивый» — «плохой». При обсуждении надо внима-
тельно слушать ответы и разбирать их с детьми. Наиболее распростра-
ненная ошибка — когда слова, не противоположные по значению, оцени-
ваются как «слова наоборот». В этом случае надо предлагать детям подо-
брать именно противоположное слово. Во время беседы о выбранном объ-
екте (ребенке, кукле или взрослом) педагог старается, чтобы дети обрати-
ли внимание на характерные, запоминающиеся признаки, которые при-
сущи именно ему.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Педагог организует игру «Я против» : дети подбирают к заданным им
словам противоположные по значению. Взрослый использует в игре при-
лагательные, существительные, глаголы. Детям легче использовать части-
цу «не», чем искать слово с противоположным значением, поэтому стоит
помочь им в поиске антонима.
— Черный. (Белый.)
— Хитрый. (Не хитрый.) А как можно еще сказать? (Бесхитростный.)
— Храбрый. (Не храбрый.) Как можно еще сказать? (Трусливый.)
— Враг. (Друг.)
— Конец. (Начало.)
— Идет. (Стоит.)
Педагог предлагает каждому ребенку по очереди сказать свое «против».
Если ребенок называет неточный антоним, педагог спрашивает у остальных
детей: «А вы как думаете? Может, есть какое-то слово, которое еще больше
-против"?» Например, к слову «красивый» ребенок может назвать противо-
положное слово «злой», что объясняется синкретичностью мышления.
Важно найти точный антоним предложенному педагогом слову. Мож-
но продолжить игру по кругу: ребенок говорит слово, следующий ребенок
называет к нему антоним и т. д.
Далее педагог организует дискуссию, касающуюся характерных при-
знаков предмета (чем он похож на другие и чем отличается от них). Педа-
гог предлагает детям описать знакомую им куклу: «Давайте посмотрим на
куклу Машу. Какая она? Опишите по очереди».
Дети описывают прежде всего крупные и яркие детали одежды, черты
лица. В случае затруднений педагог задает уточняющие и наводящие во-
просы, помогает подобрать слова, интересуется, согласны ли с этим заме-
чанием другие дети.
Дискуссия может разворачиваться следующим образом.
— Кукла красивая. А еще какая?
— Нарядная, в юбке и кофточке.
— Какого цвета у нее волосы?
— Светлые. Она блондинка.
— Какая она еще?
— Коричневые глаза.
—Да, у нее карие глаза. Мы всегда обращаем внимание на цвет глаз,
потому что смотрим друг другу в глаза.
Далее воспитатель предлагает сравнить куклу с другой знакомой
детям куклой такого же размера
— Кукла Маша похожа на куклу Катю? Чем?
Дети называют черты сходства и различия (цвет волос, глаз и т. д.).
— Как мы отличаем куклу Машу от других кукол, например куклы
Кати?
—У нее нос круглый и веснушки на щеках. У нее руки двигаются, а у
других нет. Она самая красивая!
—А если мы наденем на нее юбку и кофточку, такие же, как у куклы
Кати, мы их не перепутаем?
-Нет!
— Почему? Объясните.
Педагог может предложить детям переодеть куклу Машу, чтобы уси-
лить сходство двух кукол, привлекая внимание к деталям, которые могут
стать характерными отличительными чертами предметов.
Важно, чтобы в процессе занятия дети выделили признаки предмета,
которые делают его схожим с другими и отличают его от подобных.