Приложение МААМ

Проблема эмоционального развития в современной литературе

Алевтина Лузгинова
Проблема эмоционального развития в современной литературе
▼ Скачать + Заказать документы

В каждую минуту своей жизни человек испытывает гамму эмоций, чувств, настроений. Эти состояния находятся во взаимодействии, взаимообусловленности, образуя эмоциональную сферу человека. Эмоциональная сфера включает в себя содержание, динамику, а также качество эмоций и чувств каждого человека. Основу эмоциональной сферы составляют эмоции, эмоциональные состояния, чувства и настроение человека. Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т. п., значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Эмоция - это субъективные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности и переживаний. К. Изард определяет эмоцию как процесс, возникающий в ответ на значимое для индивида событие. По мнению автора, эмоции включают 3 взаимодействующих компонента: - субъективное переживание эмоций; - физиологические процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, кровеносной, мышечной, кожной системах организма. Эмоции сопровождаются сложными комплексами активации нервной системы, выбросом различных гормонов, учащением либо задержкой 9 дыхания, изменением пищеварения, изменением работы сердца и приливом крови к различным органам, напряжением или расслаблением различных мышц. Например, при страхе возрастает частота сердечных сокращений и циклов дыхания, степень напряжения сердечной мышцы, кровь приливает к нижним конечностям, возрастает нейронная активность; - экспрессию или выразительные движения лица, рук, корпуса (мимика, пантомимика, жесты, интонация). Отечественные психологи утверждают, что эмоции - это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности, выделяют три аспекта этих процессов: - переживание (С. Л. Рубинштейн, Г. Ш. Шингаров). - отношение (П. М. Якобсон, В. Н. Мясищев). - отражение (В. К. Вилюнас, Я. М. Веккер, Г. А. Фортунатов). Согласно первой точки зрения специфичность эмоций заключается в переживании событий и отношений. Рубинштейн С. Л. считал, что эмоции «выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познаёт и делает». Автор указывает на эмоциональную составляющую всех психических процессов: «Они выражают не только знания о явлениях, но и отношения к ним; в них отражаются не только сами явления, но и их значение, для окружающего их субъекта, для его жизни и деятельности». Другой взгляд на определение эмоций исходит из того, что эмоции являются формой активного отношения человека к окружающему миру. Так, П. М. Якобсон считает, что «. человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает своё отношение к предметам и явлениям реального мира». В то же время П. М. Якобсон определяет эмоциональные процессы, как «отражение в мозгу человека его реальных отношений, то есть отношений субъекта потребности к значимым для него объектам». Аспект отражения предполагает, что эмоции (чувства) являются специфической формой отражения значения объекта для субъекта. По мнению Л. М. Веккер эмоциональные процессы - это непосредственное отражение человека к действительности. Веккер Л. М. предлагает двухкомпетентную формулу эмоций, которая содержит когнитивный и субъективный компоненты: «. во-первых, эмоция, как отражение отношения субъекта к объекту, осуществляемое интеллектом. Во-вторых, эмоция, как непосредственное психическое отображение отношения субъекта к объекту.». Такой же взгляд на эмоции разделяет другой отечественный психолог Вилюнас В. К., который выявляет и подчеркивает положении о необособленности эмоции отходящего в ее состав когнитивного компонента, психически отображающего предмет эмоций. В. К. Вилюнас вскрывает двухкомпонентность целостного эмоционального явления, которая «всегда представляет собой единство двух моментов с одной стороны, некоторого отражаемого содержания, с другой – собственно эмоционального переживания, т. е. той специфической окраски, с которой данное содержание отражается субъектом». Многие отечественные психологи, такие как, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, выводили ряд принципиально важных положений относительно, зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о регулирующей их роли в этой деятельности и об их развитии в процессе усвоения человеком общественного опыта. В этой связи указывалось на связь эмоций с мотивом деятельности. А. К. Леонтьев подчеркивал, что эмоции не только соответствуют той деятельности, в которой они возникают, но и подчиняются этой деятельности, её мотивам. С другой стороны, как отмечает в своих исследованиях А. В. Запорожец и Я. З. Неверович, эмоции играют важную роль в реализации этих мотивов. Они считают, что «. эмоции представляют собой не самый процесс активизации, а особую форму отражения субъектом действительности, при посредстве которого производится психическое управление активизацией, или, вернее, было бы сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения». Характер эмоционального отношения к разным объектам проявляется в переживании человеком положительных или отрицательных эмоций. Эмоции проявляются в виде удовольствия, неудовольствия, радости, страха и т. д. Так, К. Изард выделяет простые и сложные эмоции. Простые эмоции вызываются непосредственно действием на организм тех или иных объектов, связанных с удовлетворением его первичных потребностей: цвета, запахи, вкусы и т. д. Отсюда возникают приятные или неприятные эмоции, могут вызывать удовлетворения или неудовлетворения. Сложные эмоции связаны с пониманием их объектов, осознанием их жизненного значения. Такие эмоции происходят из простых эмоций в процессе жизни и деятельности человека. К сложным эмоциям принадлежат интерес, удивление, радость, страдание, горе, депрессия, гнев, отвращение, презрение, неприязнь, страх, тревога, стыд и т. п. К. Изард называет их «фундаментальными эмоциями», которые имеют свой спектр психологических характеристик и внешних проявлений. На основе различий в субъективном переживании, внешней экспрессии и нейрофизиологии К. Изард выделяет десять фундаментальных эмоций : радость, удивление, интерес, страдание (печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина.

Публикация «Проблема эмоционального развития в современной литературе» размещена в разделах

Интерес (как эмоция) - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Радость- положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна. Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие 12 обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес. Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса. Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами, соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение - желанием избавиться от кого-либо или чего-либо. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза). Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Вина - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с осознанием провинности и с перебором возможностей для исправления ситуации. Испытывая вину, человек низко склоняет голову или прячет глаза. Переживание вины сопровождается гложущим ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку или к самому себе. Для переживания вины характерны высокая степень напряжения, умеренная импульсивность и снижение уверенности в себе. Р. Лазарус выделяет 15 различных эмоций : 4 положительные, 9 отрицательных и 3 смешанные. Существуют и иные классификации эмоций, так. Б. И. Додонов в зависимости от субъективной ценности переживаний выделяет следующие виды эмоций : альтруистические, коммуникативные, глоричные, практические, романтические, гностичные, эстетически, гедоничные, акизитивные, мобилизационные. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней и внешней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Эмоции ребенка - наиболее простые реакции на окружающий мир. Условно подразделяются на положительные (восторг, радость, отрицательные (гнев, страх, нейтральные (удивление и т. д.). Эмоциональные состояния - более длительные по сравнению с собственно эмоциями эмоциональные переживания. Они в отличие от эмоций, могут длиться часами, днями, неделями и даже годами. В отличие от настроения, эмоциональные состояния более связаны с глубоко личностными состояниями. Это, например, состояния тревожности, стресса, кризисные, травматические состояния, депрессии и др. Роль эмоций в развитии ребенка сложно переоценить. Оказывая влияние на практически все познавательные процессы, они влияют на то, каким именно он увидит окружающий мир и каким будет его восприятие в дальнейшем. Чувства - более сложные комплексы сферы, включающие в себя различные эмоции и проявляющиеся по отношению к определенным предметам, людям, либо событиям. С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон и др. считают чувства высшими, сложными, социальными эмоциями. Высшие социальные эмоции или чувства представляют собой продукт общественного воздействия. Они возникают лишь при наличии определённого уровня интеллекта и отражают отношение предметов и явлений к высшим потребностям и мотивам деятельности человека, как личности. А. Н. Леонтьева выделает особый подкласс чувств - аффекты. Аффект - это возникающие внезапно, сильные, бурно протекающие, кратковременные, не подвластные волевому контролю эмоциональные переживания. Многие известные аффекты гнева, страха, восторга. Ряд авторов (Г. И. Батурина, Г. Х. Шингаров и др.) считают, что основанием для разграничения эмоций и чувств как качественно разных психических явлений эмоциональной сферы являются, во-первых, потребности, которыми они обусловлены; во-вторых, функции, которые они выполняют; в-третьих, физиологические механизмы, которыми они обусловлены. Другие учёные (О. К. Тихомиров, С. Р. Рубинштейн, В. П. Фортунатов считают, что чувства отличаются от эмоций амбивалентностью, силой, глубиной, динамичностью. Как видно из анализа эмоции и чувства - не тождественные явления.

Публикации по теме:

Увлекательная игра «Магазин масок» для эмоционального развития дошкольниковУвлекательная игра «Магазин масок» для эмоционального развития дошкольников "Магазин масок" - увлекательная игра для эмоционального развития дошкольников. Эмоциональное развитие является одним из важнейших аспектов.

«Мы сегодня вот такие». Пособие-игра для развития эмоционального интеллекта у дошкольников«Мы сегодня вот такие». Пособие-игра для развития эмоционального интеллекта у дошкольников Развитие эмоционального интеллекта является важным аспектом в развитии дошкольников. Знать и понимать,уметь различать эмоции, очень важно.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Увлекательная игра для эмоционального развития дошкольников «Эмоции»Увлекательная игра для эмоционального развития дошкольников «Эмоции» Игра «Эмоции» знакомит детсадовцев с разными чувствами, выражением их через изменение мимики и интонации, язык жестов и телодвижений. Эмоциональное.

Дидактическое пособие для эмоционального развития дошкольников. Мастер-класс.Дидактическое пособие для эмоционального развития дошкольников. Мастер-класс. Все мы знаем, что основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Именно в игре дети развиваются и узнают много нового.

Игра как средство развития эмоционального интеллектаИгра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Набор «Эмоции» для развития эмоционального интеллекта детейНабор «Эмоции» для развития эмоционального интеллекта детей В своей работе, я часто использую различные карточки с изображением эмоций. Это и фотографии, и рисунки, и пиктограммы. В начале учебного.

Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта»Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Опыт работы на тему: «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Если обратиться к стандарту дошкольного образования,.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема эмоционального развития в современной литературе
Опубликовано: 28 сентября 2023 в 20:40
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема эмоционального развития в современной литературе» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Лузгинова (УИ 397953) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД