Валентина Щербакова
Содержание психолого-педагогической работы в старшей группе ДОУ по образовательным областям
▼ Скачать + Заказать документы
2.5 Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области
Формы организации образовательной деятельности с детьми:
• Совместная деятельность взрослого и детей.
• Самостоятельная деятельность детей.
• Различные виды детской деятельности.
Публикация «Содержание психолого-педагогической работы в старшей группе ДОУ по образовательным областям» размещена в разделах
Организация образовательного процесса в старшей группе для детей 5-6 лет
Области Задачи Совместная
деятельность с педагогом Самостоятельная
деятельность детей Совместная
деятельность
с семьей
«Физическое развитие»
Удовлетворять потребность детей в движении;
- повышать устойчивость организма к воздействию различных неблагоприятных факторов;
- расширять у детей представления и знания о различных видах физических упражнений спортивного характера;
- целенаправленно развивать физические качества (скоростные, скоростно-силовые, силу, гибкость, ловкость и выносливость);
- развивать координацию движений, чувства равновесия, ориентировку в пространстве, скоростную реакцию, силу и гибкость;
- обеспечивать тренировку мелкой мускулатуры тонких движения рук через специально подобранные комплексы физических упражнений и игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- развивать у детей возможность самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур и навыков самообслуживания;
- формировать у детей потребность в регулярных занятиях физической культуры.
Формирование основ безопасного поведения
в быту, социуме, природе
Знакомить детей с правилами поведения в детском саду (не причинять боль другим детям, не мешать играть, уходить из детского сада только с родителями, нельзя брать в рот несъедобные предметы, нельзя засовывать в ухо или в нос – это опасно)
дать элементарные представления о правилах дорожного движения, поведения в автобусе.
• Утренняя гимнастика
• Физкультминутки на занятиях
• Непосредственно организованная деятельность
• Физкультурные досуги
• Рассматривание иллюстраций и беседы о пользе физических упражнений.
• Разучивание потешек, припевок о воде, солнышке и другое.
• Дидактические игры
• Игровые ситуации
• Прогулка (индивидуальная работа с часто болеющими детьми)
• Чтение художественной литературы Двигательная активность на прогулке и в совместной деятельности в группе (подвижные игры, физические упражнения).
Подражательные движения
Игра
Игровые упражнения
Сюжетно – отобразительные игры
Рассматривание иллюстраций
Гигиенические и закаливающие процедуры (умывание, мытье рук, солевые дорожки)
Альбомы насмотренности
Физкультурные досуги
Беседа, консультация
Просмотр НОД в видеозаписи
Встречи по заявкам
Совместные занятия
Физкультурные праздники
Мастер-класс
Информационное просвещение (родительская газета, памятки, буклеты, листовки)
Беседы с медицинским персоналом и специалистами детского сада.
Круглый стол
Консультирование
День здоровья
Информационное просвещение (родительская газета, памятки, буклеты, листовки)
«Социально – коммуника-тивное развитие» Усвоение норм и ценностей, принятых в
обществе, включая моральные и нравственные ценности
Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
Становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий
Развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
Формирование уважительного отношения и
чувства принадлежности к своей семье
и к сообществу детей и взрослых в Организации
Формирование позитивных установок
к различным видам труда и творчества
формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями и животными (рассматривать растения и животных не причиняя им вред, не беспокоя их)
Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям со сверстниками, играть вместе.
Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносит знакомые действия с одного объекта на другой.
подводить детей к пониманию роли в игре.
Развивать у детей желание играть в подвижные игры.
Пробуждать интерес к театрализованной игре через общение с одним игровым персонажем. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в играх.
Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей.
Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.
Развивать умение называть свое имя, имена членов своей семьи. • Познавательные минутки
• Целевые прогулки
• Изобразительная деятельность
• Игры: дидактические, Театрализованная деятельность
• Рассматривание картин и иллюстраций
• Чтение художественной литературы
• Игровые ситуации
• Подвижные игры
• Прослушивание аудиозаписей (сказки, потешки)
• Просмотр видеозаписей (мультфильмы)
• Чтение художественной литературы
• Игровое упражнение
• Индивидуальная игра
• Совместная с воспитателем игра
• Совместная со сверстниками игра (в парах, в малых группах)
• Чтение художественной литературы
• Беседа
• Наблюдение
• Ситуативный разговор
• Рассматривание иллюстраций
• Праздники
• Рассматривание иллюстраций
• Наблюдения
• Игровые упражнения
• Чтение художественной литературы
• Дидактические игры
• Рассматривание картинок Рассматривание картин
Альбомы насмотренности
Работа в центре изобразительной деятельности
Коммуникативное общение со сверстниками и взрослыми во всех видах самостоятельной деятельности
Рассматривание иллюстраций
Игровая деятельность
Индивидуальная игра
Совместная с воспитателем игра
Совместная со сверстниками игра (в парах, в малых группах)
Сюжетно – отобразительные игры
Альбомы насмотренности
Родительское собрание с участием инспектора ГИБДД.
Семинар – практикум
Круглый стол
Консультации
Информационное просвещение (родительская газета, памятки, буклеты, листовки)
Праздники
Круглый стол
Консультации
Беседы
Круглый стол
Совместные фотовыставки «Наши любимые места отдыха в городе», «Мои любимые игрушки»
Информационное просвещение (Родительская газета, памятки, буклеты, листовки)
Совместное изготовление атрибутов для игр
Консультации
Беседы
Информационное просвещение (родительская газета, памятки, буклеты, листовки, папки - передвижки)
«Познава-тельное развитие» Развивать умение детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать.
- обогащать сознание новым познавательным содержанием (понятиями и представлениями) посредством основных источников информации, искусств, наук, традиций и обычаев;
- целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений.
- формировать познавательные отношения к источникам информации и начать приобщать к ним;
- учитывать интересы и пожелания ребенка при планировании и проведении познавательно-развлекательных и культурных мероприятий в семье и дошкольной организации.
- совершенствовать общие и частные представления о предметах ближнего и дальнего окружения и их свойствах: форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое;
- способствовать осознанию количественных отношений между последовательными числами в пределах первого десятка, определению состава любого числа первого десятка из двух меньших чисел; совершенствованию счетных и формированию вычислительных навыков, познакомить с арифметическими действиями сложения и вычитания;
- развивать потребность в использовании различных способов обследования в познании окружающего;
- содействовать процессу осознания детьми своего «Я», отделять себя от окружающих предметов, действий с ними и других людей;
- развивать представления детей о себе в будущем, используя фантазирование;
- формировать представление о взаимоотношениях природы и человека, доступное детям постижение системы «Человек - природная среда»;
- способствовать развитию ответственного бережного отношения к природе; • Непосредственная образовательная деятельность
• Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования
• Игровые упражнения
• Игры (дидактические, подвижные)
• Тематическая прогулка
• Наблюдение
• Познавательная игротека
• Досуг
• Экспериментирование
• Подвижные игры
• Развивающие игры
• Чтение художественной литературы
• Просмотр видеозаписей (мультфильмы) Альбомы насмотренности
Игры с водой и песком
Наблюдение
развивающие игры (пирамидка, шнуровка, вкладыши и другое)
Сюжетно – отобразительные игры
Работа в центрах изобразительной деятельности Консультации
Беседы
Информационное просвещение (родительская газета, памятки, буклеты, листовки, папки - передвижки)
Тренинги
Семинар - практикум
«Речевое развитие»
Побуждать детей употреблять в речи слова и словосочетания в соответствии с условиями и задачами общения, речевой и социальной ситуацией, связывать их по смыслу;
- вводить в речь детей новые слова и понятия, используя информацию из прочитанных произведений художественной литературы.
- расширять, уточнять и активизировать словарь в процессе чтения произведений художественной литературы, показывая детям красоту, образность, богатство русского языка;
- обогащать словарь детей на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности;
- побуждать детей употреблять в речи имена существительные во множественном числе, образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных;
- побуждать детей согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе, использовать глаголы в повелительном наклонении и неопределенной форме;
-упражнять в употреблении притяжательного местоимения «мой» и в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед и др.);
- упражнять в словообразовании при помощи суффиксов (- ищ, -иц,-ец-) и приставок;
- приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; задавать вопросы и строить ответ;
- способствовать освоению ребенком речевого этикета (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание и пр.);
- развивать речевое дыхание и речевое внимания;
- формировать правильное звукопроизношение;
- побуждать проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы-зубы-язык-голосовые связки-воздушная струя);
- познакомить с понятием «гласные – согласные звуки», «твердые-мягкие согласные звуки». • Рассматривание игрушек, предметов, картинок, книжек-раскладушек.
• Включение ребенка в различные речевые ситуации, сюжетные сценки
• Рассматривание книг, чтение литературных произведений с опорой на наглядность и без.
• Рассматривание книг в библиотеке детского сада совместно со старшими детьми
• Использование настольного театра, фланелеграфа, игрушек-самоделок, элементов декораций.
• Использование потешек.
• Организация детей в играх парами
• Разучивание потешек, песенок, прибауток
• Чтение художественных произведений
• Рассматривание иллюстраций в книгах
• Игры с текстами Самостоятельное обследование игрушек, их обыгрывание с проговариванием.
Обыгрывание игрушек и иных предметов с проговариванием слов и фраз знакомых стихотворений
Рассматривание иллюстраций в книгах
Игра
Игры с пальчиковым, настольным театром
Дни открытых дверей
Консультации
Беседы
Информационное просвещение (родительская газета, памятки, буклеты, листовки, папки - передвижки)
Тренинги
Семинар - практикум
Консультации
Беседы
Информационное просвещение (родительская газета, памятки, буклеты, листовки, папки - передвижки)
«Художест-венно – эстетическое развитие» Содействовать накоплению детьми опыта восприятия высокохудожественных произведений искусства;
- воспитывать у детей уважение к искусству как ценному общественно признанному делу;
- добиваться взаимосвязи эмоционального, интеллектуального компонента восприятия детьми произведений искусства, опираясь как на их чувственное восприятие, так и на мышление.
- вызывать интерес к произведениям искусства, предметному миру и природе;
- развивать способность наслаждаться многообразием форм, красок, запахов и звуков природы, отдельных ее состояний и стихий (ветра, дождя, снегопада, водопада);
- знакомить детей с национальными фольклорными произведениями, произведениями писателей-носителей национального языка или писателей – жителей конкретного региона;
- содействовать накоплению опыта восприятия произведений искусства и эмоциональной отзывчивости на них;
• Непосредственно организованная деятельность
• Выставки детского творчества
• Беседы по картинам
• Непосредственно образовательная деятельность
• Разучивание потешек, песенок, прибауток.
• Подвижные и музыкальные игры.
• Рассматривание репродукций, картин
• Рассматривание и игры в народные игрушки – забавы (пирамидка, грибок, матрешка)
• Творчество в центре изобразительной деятельности
• Постройки из песка и снега
• Игры с музыкальными инструментами
• Прослушивание аудиозаписей музыкальных произведений, детских песен
Консультации
Беседы
Информационное просвещение (родительская газета, памятки, буклеты, листовки, папки - передвижки