Луничкина Евгения
Проблема готовности детей к обучению в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема готовности детей к обучению в школе.
Цель: Дать определение готовности к школе, проанализировать современные концепции готовности детей к школе.
План:
1. Проблема готовности детей к обучению в школе.
2. Анализ современных концепций проблемы готовности детей к обучению в школе.
Публикация «Проблема готовности детей к обучению в школе» размещена в разделах
1.1 Проблема готовности детей к обучению в школе. Рассматривая проблему подготовки детей к школе, нельзя обойти такой её аспект, как готовность к школе и школьному обучению. Более пятнадцати лет тому назад в нашу школу пришли первые шестилетки, и с тех пор педагоги, медики, психологи доказывали преимущества более раннего начала обучения. Однако до сих пор большинство школ нет условий для обучения шестилеток, учителя, медики, психологи, родители понимают, что шестилетнему ребенку не всегда по силам учебные нагрузки. В связи с этим Министерство науки и образования РФ приняло решение о переводе начальной школы на четырехлетнее обучение, при этом ребенку, поступающему в школу, в сентябрь должно быть не менее 6,5 лет.
Статистические данные показывают,что средний возраст поступления ребенка в школу - 6 лет 9 месяцев, а это значит, что средний поступающий в школу есть дети, которым только исполнилось шесть, и те, кому больше семи. А как отмечает М. М. Безруких: «. понятие «возраст», например 6 лет, означает, что к этой возрастной категории относятся дети, которым больше 5 лет 5 месяцев 29 дней и меньше 6 лет 5 месяцев 29 дней. Соответственно 7 лет - это возраст от 6 лет 5 месяцев 29 дней до 7 лет 5 месяцев 29 дней»./с. 6-7/.
Но для организации обучения, разработки программ подготовки к школе важно знать не только паспортный возраст, но и так называемый биологический возраст ребенка. Под понятие биологический возраст понимается возраст развития, то есть тот уровень морфофункционального и психического развития организма, который, может быть сравним со средними возрастными характеристиками группы. Расхождения биологического и паспортного возраста связано, прежде всего, с индивидуальным темпом роста и развития ребенка, которое, в свою очередь, определяется сочетанием многих факторов: генетикой, социокультурными условиями, экологией, климато-географическими условиями и т. д.
И все-таки, значительное количество детей, не смотря на паспортный возраст и имеющиеся у них школьные навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Учителя работающие в классах шестилеток, зачастую терпят неудачи, и многолетний опыт работы им не помогает. Однако и в классах семилеток также есть дети, которые с самого начал обучения испытывают значительные трудности. Основной причиной их неуспеха является то, что они малы «психологически», то есть, не готовы к школьному виду обучения.
Готовность к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Различные аспекты проблемы готовности детей к школе рассматривали такие авторы, как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Овчарова, Е. Е. Кравцова, И. И. Мамайчук, Н. В. Нижегоровцева, В. Д. Шадриков, М. М. Безруких, Л. С. Михайлови и д. р.
Сама логика жизни подсказывает, что необходимо рассматривать критерии готовности детей к школе, и не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей. Для каждого ребенка персонально должен решаться вопрос, брать его в школу или нет, и по какой программе обучать. Для обозначения этого круга проблем и было введено понятие «готовность к школе». Важно учесть, что готовность ребенка к школе- это тот уровень морфологического, функционального, психологического развития ребенка, при котором требования системного обучения не чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.
Под психологической готовностью обучения в школе понимается «комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Включает положительное отношения к школе и учению (мотивационную готовность, достаточно высокий уровень развития произвольности поведения (волевую готовность, наличие определенного запаса знаний, умений и навыков, уровень развития познавательных процессов (умственную готовность, а также сформированность качеств, обеспечивающих установления взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, вхождение в жизнь классного коллектива, выполнение совместной деятельности (нравственную готовность)./псих. сл. /Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. с. 290/ Достаточно четко определяют основное содержание понятия «психологическая готовность к обучению в школе» Н. В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков, а именно: «готовность к учебной деятельности (учению)»/с. 133/, тем самым, охватывая все стороны понятия психологической готовности детей к школьному обучению.
С чем же так связано определение готовности к школьному обучению?
- У неготовых к школе детей труднее и длительней проходит процесс адаптации;
- Они менее работоспособны;
- Быстрее утомляются;
- Имеют более длительный период формирования навыков письма и чтения;
- У них чаще проявляются трудности в процессе обучения письму, чтению и счету;
- У них гораздо чаще (как правило) проявляется комплекс трудности обучения, который не ликвидируется в начальной школе;
- Большая часть этих детей не справляются с учебными нагрузками не только в первом классе, но и на протяжении всех лет обучения в начальной школе;
- Именно у них значительно чаще отмечаются отклонения в состоянии здоровья и ухудшения здоровья в процессе обучения»./Безруких,с. 101-102/
Фактически «не готовые» дети- это контингент риска:
- риска испытать наибольшие трудности ;
- риска усугубить имеющиеся отклонения в состоянии здоровья или заболеть от чрезмерных нагрузок и утомления.
Поэтому, важно определить уровень готовности к школе еще до начала обучения или в самом его начале. В процессе предварительного обследования ребенка до школы фактически дается прогноз вероятных проблем в обучении, определяется:
- есть ли факторы риска истории раннего развития ребенка;
- какой вариант индивидуальной работы с ребенком будет наиболее эффективным. /тжес. 102/
Исследования показали, что количество неготовых детей уменьшается с возрастом:
5-5,5 лет- 80%
6 лет- 51%
6,5 лет- 32%
7 лет- от 0 до 13%
Наибольшее число девочек созревают в 5,5 лет, мальчики в 6 лет.
Из цифр видно, что есть определенное количество детей, не готовых к обучению и в 7 лет. Эти факты говорят о том, что проблема готовности детей к обучению существует, и есть необходимость к тщательному медико-психолого-педагогическом отборе детей в школу.
Таким образом, готовность к школьному обучению - это на сегодня актуальная проблема, многфакторная, в решении которой должны быть задействованы специалисты: педагоги, медики, психологи.
1.2. Анализ современных концепций проблемы готовности детей к обучению в школе. Подготовка детей к школе- задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе- только один из аспектов этой задачи. Однако и внутри этой задачи могут быть выделены различные подходы. В работе «Психологически проблему готовности детей к обучению в школе» Е. Е. Кравцова выделяет и анализирует четыре основных подхода к этой проблеме. /с. 4-7/.
К первому подходу автор относит все исследования, направленные на формирования у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе (Т. В. Тарунтаева, 1980; Л. Е. Журова, 1978; Л. С. Михайлова, 2002; и др.). Второй подход заключается, по мнению автора, в том, что, с одной стороны, в нем определены требования, предъявляемые ребенку школой, а с другой, исследуется новообразования и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошкольного возраста (ЛЛ. И. Божович, 1968; и др.). Сутью третьего подхода является исследования генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования на специально организованных учебных занятиях (Т. С. Комарова, 1974; А. Н. Давидчук, 1073;№ Т. Н. Доронова, 1979; О. М. Анищенко,1979; и др.). Четвертому подходу соответствуют исследования Д. Б. Эльконина и Е. М. Бохорского (1972). Гипотеза авторов состояла в том, что новообразование в котором сконцентрирована суть психологической готовности к школьному обучению, является способность подчинения правилам и требованиям взрослого.
С самого же начала решения вопросов готовности к школе существовало два направления, внутри которых представлены разнообразные точки зрения, и на наш взгляд, они более плотно и содержательно отражают суть различных подходов решения проблемы готовности детей к обучению в школе.
1. Педагогический подход- готовность к школе определяется по сформированности у дошкольников учебных навыков (читать, считать и т. д). Подход направлен на решения только одной задачи- отбора детей и не дает информации о том, по какой из программ начальной школы их обучать.
Констатируя уровень усвоения конкретных учебных навыков, такой подход не анализирует спектр вопросов, связанных с актуальным и потенциальным психическим развитием ребенка, его соответствие психологическому возрасту, возможным отставания или опережения. То есть, этот подход не имеет прогностической валидности: не позволяет прогнозировать качество, темп, особенности усвоения знаний конкретным ребенком в младших классах школы.
2. Психологический подход- определяет требования, предъявляемые к ребенку школой, и исследует изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошкольного возраста, то есть готовность к школе- есть результат общего психологического развития ребенка на протяжении всей дошкольной жизни.
В контексте общего единодушия о роли психического развития в дошкольном детстве разные авторы выделяют в качестве ведущих разнообразный спектор факторов и характеристик психологической сферы дошкольника.
2.1. Готовность к школе определяется комплексным показателем психологической зрелости- развитости отдельных психологических функций, главным образом характеризующих психику ребенка в умственном, эмоциональном, социальном отношениях:
- американские психологи уделяют большое внимание диагностике интеллектуальных компонентов школьной зрелости (зрительные, слуховые различия, словарный запас, общая осведомленность, понимание количества и т. д.)
- Я. Йирасек выделяет следующие компоненты школьной зрелости :
а) интеллектуальную сферу- дифференциальное восприятие, внимание, аналитическое мышление,рациональный подход к действительности, логическое запоминание, интерес к занятиям, новым занятиям, овладение на слух разговорной речью, способность понимания и применения символов, развитие тонких движений руки и зрительно-двигательной координации;
б) в эмоциональной сфере- достичь сравнительно хорошей эмоциональной и учебной мотивацией;
в) в социальной сфере- потребность общаться с другими, уменее подчиняться интересам группы, способность выполнять социальную роль школьника в ситуации школьного обучения.
Зарубежные исследования в основном направлены на изобретения тестов, а в работах современных отечественных психологов приоритет отдается теоретической проработке проблемы.
2.2. Деятельностный подход- основан на концепции ребенка о ведущей деятельности Л. Выготского. Сторонники этой концепции утверждают, что готовность к школе является продуктом нормального развития ребенка в дошкольном детстве, а ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, то необходимо именно развитость игровой деятельности в качестве критерия подготовки к деятельности учебной.
Сторонники этого подхода выступают против раннего начала школьного обучения.
Д. Б. Эльконин выделяет в качестве основных критериев сформированность игровой деятельности и зачатки учебных новообразований;
1. способность к переносу знаний с одного предмета на другой (предметы заменители, например- каша из песка,
2. умение соотнести роль и правило (как принц,как мама,
3. умение подчиняться открытому правилу игры,
4. высокий уровень развития наглядно-образного мышления,
5. использование символических средств (например, черта как граница,
6. уровень общих представлений (осведомленность и т. д.).
Анализируя следующие предпосылки учебной деятельности, он выделял следующие примеры:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно-определяющему способу действия.
- умение ориентироваться на западную систему требований.
- умение внимательно слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.
- умение самостоятельно выполнять задания зрительно воспринимаемому образцу.
2.3. Подход, исследующий генезис отдельных компонентов учебной деятельности и направленный на выявление их путей формирования на специально организованных занятиях.
Исследования Т. С. Комаровой, А. Н. Давидчук, Т. Н. Дороновой выявили, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка и т. д.) :
- способность действовать по образцу,
- слушать и выполнять инструкцию,
- умение оценивать свою работу и т. д.
То есть, по мнению авторов у детей сформировалась психологическая готовность.
2.4. Центральным новообразованием психики ребенка, которое определяет успешность определения в начальной школе, является произвольность действия. Е. А. Бугренко, А. Л Венгер, К. Н. Поливанова, Е. Ю. Сушкова в качестве основных требований, предъявляемых ребенку школой, выделяют:
а) сформированность определенного уровня произвольности- умение организовать и контролировать свою двигательную активность, действовать в соответствии с указаниями взрослого, анализировать предъявленный образец,
б) определить уровень развития мышления и речи,
в) наличие желание идти в школу.
2.5. Сторонники данной концепции отнесли к основным аспектам психологической готовности факторы личностной зрелости. Такая зрелость проявляется в трех системах отношений:
- Отношения ребенка к взрослому, его произвольность.
- Отношения ребенка к сверстнику (способность к сотрудничеству и содержательному общению).
- Отношение к самому себе или уровень самосознание.
М. Р. Гинзбург считается, что в основе успешного обучения в младшей школе лежат полноценные мотивы учения, положительное отношение к школе, правильная самооценка, умение и желание добросовестно выполнять учебные задания.
Л. И. Божович наиболее важным параметром психологической готовности ребенка к школе (личностный аспект) признает мотивационный план. Ею выделены 2 группы мотивов учения:
А) широкие мотивационные мотивы,мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений».
Б) мотивы связанные непосредственно с учебной деятельностью, «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми знаниями, умениями и навыками»
Сплав этих двух мотивов способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позиции школьника». По Божович, ВПШ может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Новообразованию ВПШ, возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, позволяет ребенку включаться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности.
2.6. Направление, изучающее интерес и роль общения в системе психологической готовности к школе. Для этого необходимо развитие речи - речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, то есть иметь развитый фонетический слух (И. В. Дубрована).
А. В. Запарожец, М. И. Лисина, А. Г. Рузская, З. М. Богуславская считают:
А) общение развивается и приобретает новые формы,
Б) общение ребенка с окружающими людьми обогащает психологическую характеристику каждого возрастного этапа,
В) принимая во внимание общение, возможно приблизить к пониманию механизмов смены ведущих деятельностей.
Таким образом, психологические сферы, по уровню развития которых судят о психологической готовности к школе, многоплановы. И применяемые методы диагностики должны показать развитие ребенка во всех сферах. При этом следует опираться на указания Д. Б. Эльконина о том, что в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту «диагностическая схема должна включать в себя как диагностику новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода».