Лидия Сергеевна Шинкаренко
Дидактическая игра как средство формирования у детей дошкольного возраста представлений о животных
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям, формируются основы экологического сознания. В предметное окружение ребенка- дошкольника входят различные объекты природы. Одним из таких объектов являются животные. Поэтому ознакомление дошкольника с животными неизбежно – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта.
Публикация «Дидактическая игра как средство формирования у детей дошкольного возраста представлений о животных» размещена в разделах
- В мире животных. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Актуальность темы обусловлена тем, что проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира.
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности.
Особое место в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры. В процессе дидактической игры дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о природе. Следовательно, такие игры имеют огромное значение для развития ребенка в целом, и должны быть в арсенале каждого воспитателя.
Экологическое образование предусматривает формирование научного мировоззрения, так как оно является ядром сознания, придает единство духовному облику человека, вооружает его социально-значимым и экологически приемлемыми принципами подхода к окружающей среде.
Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить все основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. (Н. Ф. Виноградова, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова и др.)
Дошкольное детство – ответственный период жизни человека, когда формируются представления, являющиеся начальной формой знаний.
Представление – это обобщенное отражение окружающего мира, наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета. (Венгер Л. А., 1969).
Экологическими следует считать только те представления, которые отражают объективно существующие в природе связи и зависимости. В ряде педагогических исследований показана способность дошкольников к усвоению связей, зависимостей, существующих в природе. (П. Г. Саморукова, Л. М. Маневцова, Е. И. Удальцова и др.). Этими исследователями была доказана доступность детям среднего дошкольного возраста знаний о зависимости роста и развития животных от наличия внешних факторов среды.
Рост и развитие животных – одна из глобальных биологических закономерностей, включенных в содержание знаний о природе для детей дошкольного возраста. В теоретических работах, посвященных проблеме умственного воспитания дошкольников отмечается, что ознакомление детей с изменениями, происходящими в природе, имеет важное значение для правильного и глубокого ее понимания
Дошкольное детство - наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия человека с природой, когда его ум и чувства развиваются соответственно характеру отношений с окружающим миром. Многие педагоги придавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; К. Д. Ушинский, он был за то, чтобы вести детей в природу, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Революционеры-демократы (В. Г. Белинский, А. И. Герцен) говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах.
В дошкольных учреждениях формирование у дошкольников представлений о многообразии мира животных регулируется целенаправленной педагогической работой, определённой программой. Существуют программы двух типов - комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания «Радуга», «Детство», «Развитие», и др. Парциальные экологические программы - «Семицветик», «Юный эколог», и др.
Изучая комплексные программы, мы пришли к выводу, что в программе «Детство» под ред. Т. И. Бабаевой,. 3. А. Михайловой и Л. М. Гурович в разделе «Ребенок открывает для себя мир природы», отмечается, что дошкольник проявляет значительный и глубокий интерес к животным. Возникающие вопросы «зачем?», «почему?», «откуда?» поражают пытливостью детского ума, стремлением проникнуть в суть явлений и их взаимосвязей, образной формой осмысления воспринимаемого. Важным для дошкольников является выделение как предметов познания живых существ в природе, их внутреннего сходства при внешней непохожести. Высокая эмоциональная отзывчивость, эмпатийность детей позволяет активно формировать опыт общения с животными, стимулировать и поощрять гуманные проявления поведения и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка. Достоинством программы считаю то, что в ней подробно указывается объем и уровень знаний, которые должны быть у дошкольников.
В программе «Детство» перечисляются познавательные и речевые умения:
- различать объекты и явления природы по их признакам, вычленять совокупность сенсорных признаков, уметь пользоваться всеми способами сенсорного анализа, уметь сравнивать предметы и явления природы по заданным свойствам, постепенно научиться самостоятельно выделять основания для сравнения;
- уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи, например: структурно-функциональные между строением органа и его назначением; связи между способом поведения животного и удовлетворением его потребностей; между состоянием живого существа и условиями среды обитания;
- составлять описательный рассказ о животных, хорошо знакомых детям, отражать в речи результаты наблюдений, обследования, сравнений; использовать слова, отражающие меру качества того или иного признака, установленные связи, усвоенные обобщения.
Отношение к природе. Интерес к особенностям внешнего вида, образу жизни животных, выражение сочувствия; сопереживание живому организму при нарушении его целостности. Доброжелательность и осторожность в играх и поведении в природе. Интерес к труду человека по уходу за животными, желание самому оказать помощь взрослому, самостоятельно выполнить поручения.
Более подробно о том, как формировать представления о мире животных, находим в книге «Знакомим дошкольников с миром животных» под редакцией Н. Ф. Виноградовой.
Информация о животном мире делится на три группы: Внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания, размножения). Среда обитания, характер приспособления к условиям жизни. Приносимая польза.
Детей знакомят с представителями 4-х классов животного мира : млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся и насекомые. С млекопитающими детей знакомят с 1-й младшей группы. Цель - воспитывать интерес и бережное отношение к живым существам, желание помогать ухаживать за ними. Формировать элементарные навыки ухода за животными. Во 2-й младшей группе у детей развивают интерес и воспитывают бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними. Учат различать основные части тела животного. В средней группе детей знакомят со строением и поведением животных - обитателей живого уголка природы. Учат выделять части тела, покров, характерные особенности поведения: как едят, передвигают и отдыхают. В старшей группе расширяются представления детей о внешнем облике и поведении животных, обитающих в уголке природы. Учат замечать форму, величину, окраску отдельных частей тела, определять их функции во время передвижения, питания, отдыха. Формировать представление о том, что условия жизни животных в неволе должны быть похожи на природные. В подготовительной группе расширяются знания, учат детей связно рассказывать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках животных своего края, а также распространенных в других климатических зонах нашей страны (верблюд, осёл, олень и др.). Знакомят с некоторыми особенностями приспособления животных (линька, спячка, условиями, необходимыми для их жизни - природными и создаваемыми человеком (кормление, выгон скота). Приступая к формированию представлений о животных надо выяснить, что дети уже знают в ходе индивидуальных бесед в утреннее время (по картинке или словесно) или на прогулке. Ребёнок называет животное, которое узнал (задание для малыша, рассказывает какое оно (задание для ребёнка среднего возраста, классифицирует по принципу «домашние и дикие животные», «кто плавает, ползает, бегает» (задание для детей старшего дошкольного возраста). В качестве контрольных заданий - игры «Кто лишний», «Кого не хватает». Проверочная беседа показывает, какие представления необходимо уточнить, дополнить.
Интересна программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой. Выделены три направления формирования понятий о природе. 1. Связь организма со средой обитания. 2. Рост и развитие живых организмов. 3. Их многообразие. Рассматриваются обитатели уголка природы, домашние и дикие животные, перелётные и зимующие птицы. Автор отмечает, что должны знать дети о животных (знания, какое должно сформироваться отношение к ним. Интересны диагностические методики, которые осуществляются в форме естественного эксперимента. Это методика «Добровольные помощники» и методика «Кончился корм», которые можно использовать в средней, старшей и подготовительных группах. Можно провести диагностику проявления интереса к природе, характера и окрашенности этого интереса (положительный - отрицательный, когда дети свободно общаются с животными. Если выявляется ребенок, который проявляет негативное отношение к объектам природы (страх, агрессию, то проводят работу по коррекции поведения. Затем начинается работа по программе. В конце обучения дети проходят диагностику по двум параметрам: наличие познавательного интереса к природе и наличие потребности общения с ней.
В «Программе воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М. А. Васильевой выделено содержание представлений детей о многообразии животного мира. В 1-й младшей группе детей знакомят с домашними животными - кошкой, собакой, коровой; учить узнавать и называть этих животных и их детенышей (кошка с котятами, собака со щенками и т. д.). Знакомить детей с характерными особенностями животных, учить различать и называть части тела (у собаки есть голова, туловище, хвост, ноги). Во 2-й младшей группе знакомят детей с дикими животными : зайцем, лисой, медведем; учат узнавать по внешнему виду. Знакомят с основными потребностями животных, удовлетворение которых необходимо для поддержания жизни (тепло, свет, вода, пища). В средней группе учат узнавать и называть 1-2 представителей класса пресмыкающихся (ящерица и черепаха, показывают особенности среды обитания животных в природе (звери - на земле, червяки - в земле и т. д., закрепляют представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, формируют желание заботиться о домашних животных и ухаживать за ними. В старшей группе знакомят с некоторыми особенностями жизни диких животных : где живут, чем питаются, как добывают пищу. Учат детей сравнивать насекомых по способу передвижения. В подготовительной к школе группе углубляют и систематизируют представления детей об условиях жизни животных, знакомят с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся; учат различать по внешнему виду и правильно называть бабочек, развивают у детей умение отличать и называть представителей животного мира по строению и условиям обитания.
Таким образом, экологическое воспитание является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Именно в дошкольном возрасте закладывается основная база знаний, привычек. Восприятия и отношение к животному, растительному миру и природе в целом. Поэтому в дошкольной педагогике экологическому воспитанию отводится одно из ведущих мест. В дошкольном возрасте у детей формируются представления об особенностях внешнего вида, повадках диких и домашних животных, их приспособленности к среде обитания, о сезонных изменениях в жизни животных, признаках живого. Наиболее эффективным методом формирования этих представлений является дидактическая игра, в которой дети пополняют, закрепляют, систематизируют представления.
1.2 Особенности формирования экологических представлений о животных у детей в дошкольном возрасте
В период дошкольного возраста накапливается большой объем знаний о природе. Однако основная часть этих знаний — разрозненные конкретные сведения об отдельных видах живых организмов, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. Это проявляется в том, что ребенок может узнать и назвать животное, рассказать о наиболее ярких признаках его внешнего вида, повадках. Сведения же об особенностях жизни животных (где обитают, характер питания, сезонные изменения) у детей разрозненные и неконкретные.
По исследованиям А. М. Федотовой, Е. Ф. Терентьевой, Е. И. Золотовой, дети старшего дошкольного возраста называют от 10 до 45 животных. При этом лучше они знают птиц и млекопитающих, хуже - рыб, земноводных, насекомых, пресмыкающихся. Показательным является тот факт, что дети больше осведомлены об экзотических животных, чем о фауне родного края. Их знания даже о знакомых с детства животных оказываются неточными и неглубокими.
Тем не менее, к 5 - 6 годам у детей обнаруживается тенденция понимания связей между живым организмом и средой обитания. На конкретных примерах старшие дошкольники пытаются связать характер поведения животных с наличием у них соответствующих органов и с особенностями среды их обитания.
В дошкольном возрасте появляются представления общего характера о группах животных, относящихся к одним классификационным единицам зоологической систематики. Это проявляется в том, что дети понимают термины, характеризующие класс животных - птицы, рыбы, насекомые, хищники, грызуны. Дети не только используют эти слова-термины, но и узнают и группируют представителей некоторых классов по картинам.
Одними понятиями (рыбы, птицы, звери, грызуны, хищники) дети владеют свободно, а другие (земноводные, пресмыкающиеся, насекомые) либо не знают совсем, либо имеют о них смутное представление.
Еще одна важная особенность, которую обнаружили исследователи, заключается в том, что даже те понятия, которыми дети оперируют достаточно часто, они наполняют совершенно разным содержанием. Дети слишком широко или слишком узко используют обобщенные слова, неправильно определяют отдельные виды животных, ориентируясь на конкретные примеры.
Обобщающие понятия, обозначенные словами-терминами, ребенок часто слышит от взрослых. Доказано, что использование в обыденной речи биологически неверных или искаженных житейских понятий формирует у дошкольников неправильные обобщения. Так, наиболее типичными ошибками являются такие, как сужение понятия «животное», которое идентифицируется с понятиями «млекопитающие», «звери».
У детей же есть неотчетливые знания о животных, которые затрудняют классификацию. Часто дошкольники путаются в понятиях «хищники», «звери», «дикие животные». Это происходит из-за перекрещивания в их ядре сходных признаков. Например, большинство хищников - дикие животные, среди которых есть звери. В свою очередь в число диких животных также входят хищники, которые частично состоят из млекопитающих (зверей). Звери же бывают хищными и дикими. Есть животные, которые включают все эти три понятия. Например, волк, лиса, тигр, лев и др. - дикие, хищные, млекопитающие. Если один из показателей в ядре отсутствует, то у ребенка создается круг неясных знаний, что приводит к ошибкам в классификации. Так, крокодила многие дошкольники считают зверем, а белку и зайца - нет; они не соглашаются признавать кошку и собаку хищниками и т. д.
Стойкое смешение понятий наблюдается и у родителей, и у воспитателей, что отражается на представлениях дошкольников, складывающихся в стихийном опыте.
В старшем дошкольном возрасте дети достаточно легко находят общие признаки, позволяющие объединить предметы в группу, т. е. классифицировать. Группируя животных по различным основаниям, дошкольники опираются на наглядный образ или на знание обобщающего термина. Часто объединение идет по сходству внешнего строения (наличие усов, ног, хвоста и т. д.) или среды обитания (лес, водоем и т. д.). Это приводит к тому, что в одну группу попадают животные, имеющие сходные, но далеко не существенные признаки.
Исследователи (А. М. Гаврилова, А. Ф. Говоркова, С. Н. Николаева, А. М. Федотова и др.) подчеркивают, что классификация животных осуществляется детьми на основе выявления структурных и функциональных признаков (для чего это нужно, что с ними можно делать, из каких частей они состоят).
Стремление дошкольников группировать по структурным и функциональным признакам объясняется тем, что дети воспринимают животных как живых существ, обладающих поведением. Многообразие форм поведения оказывает сильное эмоциональное воздействие на ребенка. Поэтому функциональный признак довольно часто является доминирующим в объединении животных. Отмечается, что, проводя группировку и объединение животных на основе их морфологического сходства, дети опираются и на существенные признаки зоологических понятий (А. М. Гаврилова, А. М. Федотова, Л. И. Цеханская). Однако дети не отделяют их от несущественных признаков и не придают им особого значения. Это дает основание утверждать, что представления дошкольников находятся на до понятийном уровне.
Обобщая результаты исследований многих авторов, С. Н. Николаева делает следующие выводы:
• в дошкольном возрасте у детей накапливаются в основном конкретные и разрозненные знания об отдельных видах животных, наиболее характерных особенностях их строения и поведения;
• у дошкольников начинают формироваться обобщенные представления о животных. Положительное влияние на этот процесс оказывает речь, когда ребенок в повседневном общении со взрослыми и другими детьми усваивает слова-термины, накапливает знания о новых видах животных;
• общие представления образуются также в практической деятельности, в процессе которой ребенок учится группировать предметы на основе их сходства;
• формирование общих представлений осуществляется по законам мышления дошкольника. Ведущую роль при этом выполняет наглядный образ животного, в котором отражены его морфологические и функциональные (поведенческие) признаки.
Важным интеллектуальным качеством является умение обобщать. Проблема формирования обобщенных представлений всегда была одной из главных в детской психологии, так как она тесно связана с образованием понятий и развитием мышления.
Данная проблема детально исследовалась применительно к детям школьного возраста (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). А. В. Запорожец подчеркивал важность наглядно-образного мышления и тех его особенностей, которые позволяют ребенку правильно обобщать наблюдаемые явления. При этом он обращал внимание на то, что такие обобщения не являются научными понятиями, не имеют словесного определения, не зафиксированы в логических или математических формулах. Общее в этих случаях еще не отделено от чувственного, наглядного.
Л. С. Выготский выделил несколько до понятийных форм обобщения в период дошкольного детства и показал их влияние на развитие мышления дошкольника. Это:
• синкреты, объединение вещей без какой-либо предметной связи, исходя из случайных субъективных впечатлений; именно на их основе в последующем отбираются и проверяются существенные связи, характерные для того или иного явления;
• комплексы — более высокий тип обобщения; в них объединение предметов происходит на основе существующих в действительности связей, которые ребенок обнаруживает в практической деятельности с предметами.
Л. С. Выготский выделяет следующие особенности комплексного мышления: связность и объективность. При этом он подчеркивает, что комплекс как тип обобщения существенно отличается от понятия. Понятийное обобщение строится на абстрактных связях, а в основе комплексов лежат конкретные, фактические связи предметов, составляющих совокупность. Ученый выделяет несколько видов комплексов (ассоциативный, коллекция и др.) среди них особое место занимает комплекс - псевдопонятие, которое внешне ничем не отличается от истинного научного понятия. Но по существу это понятие иного рода.
Псевдопонятия формируются в процессе речевого общения ребенка со взрослым при усвоении значений слов. Речь взрослых определяет пути развития детских обобщений, но это еще не означает, что при этом ребенок усваивает способы их мышления. Псевдопонятия ребенка - всего лишь эквиваленты понятий взрослого человека, так как получены специфическим для дошкольника способом мышления.
Н. Н. Поддьяков придает большое значение теории Л. С. Выготского о «мышлении в комплексах» прежде всего потому, что в ней обосновывается возможность ребенка познавать предметы во всем многообразии их свойств и связей, последовательно выделять разные стороны познаваемого предмета, переориентироваться с одного свойства на другое, улавливать относительность границ между отдельными группами предметов и переходить от одной группы к другой.
В монографии С. Н. Николаевой анализируются различные подходы к формированию обобщенных знаний о многообразии природных явлений и предметов у детей дошкольного возраста. Автор критически рассматривает устоявшийся в дошкольной педагогике по аналогии со школой подход к обобщению знаний о животном мире на основе зоологической классификации. У детей формируют понятия о рыбах, птицах, насекомых, млекопитающих и т. д.
С. Н. Николаева показывает различные способы обобщения конкретных знаний о животных с опорой на наглядные характерные признаки и выделяет такие основания, которые доступны пониманию детей. При этом она отходит от общепринятой зоологической систематики, как это практикуется в школе (птицы, рыбы, насекомые, млекопитающие и т. д.).
В основу формирования у детей обобщенных представлений могут быть положены :
• степень взаимосвязи различных животных и человека (домашние и дикие животные);
• способ питания: хищные, растительноядные, всеядные;
• местообитание: наземные, наземно-воздушные, водные, наземно-водные;
• способ передвижения: летающие, плавающие, лазающие, прыгающие, бегающие и т. д.
Указанные автором способы группировки животных дают возможность упорядочить конкретные знания детей о многообразии животного мира. Изменение оснований для классификации позволяет ребенку включать один и тот же природный объект в различные группировки, требует от дошкольника более тонкого анализа предметов, выделения его многообразных свойств.
Формирование у детей дошкольного возраста обобщенных представлений, предпонятий о многообразии и развитии живого организма способствует становлению у них диалектического мышления, т. е. форм познания, обеспечивающих уже в детстве гибкое восприятие и отражение окружающего мира.
Т. о., Экологическое воспитание дошкольников не должно ограничиваться только теоретическим аспектом, а должно включать непосредственный контакт детей с природой, а также демонстрацию экологической культуры на собственном примере педагога (в т. ч. «живой уголок»). В процессе воспитания дети должны знать не только названия животных, но и их среду обитания, классификацию и их характеристики.