Динара Иксанова
Проблема формирования навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих обобщений 80-х годов, вызывавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие достижения отечественной психолого-педагогической практики и науки. Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не воплощена в конкретной модели, не имеет нормативно-исполнительного инструментария, она вся «рассыпана» по сотням статей и книг, ее идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть. Педагогика сотрудничества по философской основе – гуманистическая; по подходу к ребенку – гуманно-личностная, субъектно-субъективная (сотрудничество, по преобладающему методу – проблемно-поисковая, творческая, игровая, диалогическая.
Публикация «Проблема формирования навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа психолога в ДОУ
- Старшая группа
- Темочки
Целевые ориентации:
1. Переход от педагогике требований к педагогике отношений.
2. Гуманно-личностный подход к ребенку.
3. Единство обучения и воспитания.
Педагогика сотрудничества очень трудна. Чтобы добиться сотрудничества с детьми, надо иметь доброе сердце, высокую культуру, современный профессионализм. Сотрудничество – отношения между людьми, в основе которых лежит общность интересов и целей и обусловленная этим солидарность, взаимное уважение и доверие. Оно обогащает связи, которые устанавливаются между людьми.
Сотрудничество в отношениях «ребенок-ребенок» реализуется в общей жизнедеятельности детских коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).
В рамках коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между педагогами, администрацией, детскими и педагогическими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями) .
Понятие сотрудничество включает в себя постоянную заботу участников деятельности об ее успехе, стремлении противостоять тому, что ей мешает и разобщает. Сотрудничество также способствует развитию добрых традиций, уверенности людей друг в друге, решению вопросов сообща, при общем согласии.
А. Б. Добрович выделяет следующие эффекты сотрудничества :
1. Обучающий. Она заключается в углублении и обобщении знаний каждого за счет выявления разных точек зрения, ознакомления с дополнительными материалами по той или иной теме, овладения определенными навыками и умениями в той или иной деятельности, приемами и способами приобретения знаний.
2. Воспитательный. Его результатом является развитие личности каждого из участников. Воспитание таких личностных качеств, которые не могут быть приобретены в других формах деятельности.
3. Диагностический. Позволяющий выявлять исходный и достигнутый уровень развития различных качеств личности, интересов, потенциальных возможностей и способностей.
4. Психотерапевтический. Способствующий «снятию или ослаблению» отрицательных переживаний и повышению уровня самооценки, веры в собственные силы и возможности.
5. Психокоррекционный, открывающий возможности самовоспитания личности и коррекция ее определенных качеств, а также форм взаимодействия и взаимоотношений с другими.
Для воспитания сотрудничества появление такого феномена как дружба, имеет системообразующее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений.
Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками сотрудничества. В коллективе каждый должен быть уверен, что получит помощь и поддержку и сам чувствовать себя способным и готовым помочь товарищу. В основе взаимопомощи и отзывчивости лежит направленность на другого человека на дальнейшее сотрудничество с ним. Это своего рода способы выражения сочувствия сопереживания. Детская отзывчивость проявляется в простых формах взаимопомощи, в действиях, направленных на совместное преодоление каких-либо затруднений, в моральной поддержке, в умении и желании делиться игрушками, сладостями.
Проблема воспитания отзывчивости и взаимопомощи изучалась в дошкольной педагогике А. М. Виноградовой, О. М. Дьяченко, и др. и детской психологии Т. А. Репиной, А. Г. Рузской и др. Исследователи отмечают, что уже в раннем возрасте ребенок проявляет симпатию к другим детям, а к 3 годам малыши уже способны по собственной инициативе откликаться на разное эмоциональное состояние сверстников (правда, если оно представлено ярко). Взаимопомощь младших дошкольников имеет специфические особенности, как в формах выражения, так и в побудительных причинах. Наиболее часто оно проявляется в утешении обиженного, огорченного товарища. Интересно отметить, что при ссорах, которые чаще всего в этом возрасте возникают из-за отнятой игрушки, нередко первым утешителем становится тот, кто как раз и отнял игрушку.
В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в условиях воспитания и обучения по развивающим программам недостаточно общаться только с взрослым (Е. Е. Кравцова, Е. Бережковская, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова и др.). Для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со сверстниками.
В научной литературе представлен широкий спектр направлений исследований по проблеме взаимодействия и общения детей друг с другом. Одним из них является изучение общения ребенка со сверстниками в рамках концепции коммуникативной деятельности, разработанной М. И. Лисиной и др.
Конкретное и содержательное определение сотрудничества представлено У. Росс. Он выделяет следующие критерии коммуникативного акта:
потенциальная способность принимать информацию о целях сверстника;
направленность на сверстника с целью его вовлечения в процесс общения;
коммуникативные действия должны быть доступны пониманию партнера-сверстника и способны вызвать его согласие на достижение цели.
Согласно данной концепции, в целостной практике ребенка имеется тесная связь общения со всеми другими видами деятельности и с его общей жизнедеятельностью. Особенность данного подхода заключается в акценте на содержательных качественных особенностях общения детей с ровесниками на разных возрастных ступенях развития. Общение рассматривается как сложная деятельность, имеющая свои структурные компоненты (потребности, мотивы, цели, задачи и т. д.). Потребность в общении со сверстником выражается в стремлении дошкольника к самопознанию и самооценке посредством сравнения себя с ровесником как равным партнером. Именно поэтому педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящий во многие современные педагогические технологии как их часть.
Чтобы сформировать полноценное сотрудничество педагогу необходимо обладать добрым сердцем, высокой культурой, нравственностью.
Сотрудничество – это многогранное качество, которое в полном объеме может быть присуще только взрослому человеку. Дошкольный возраст лишь первая ступень, начальный этап к формированию полноценного сотрудничества. Применительно к детям дошкольного возраста, скорее всего, правильнее говорить о воспитании взаимоотношений, которые характеризуются взаимопомощью, отзывчивостью, дружбой, ответственностью, добротой, инициативой.
Способность детей к сотрудничеству зарождается именно в отношениях между детьми, и реализуются в их общей жизнедеятельности, принимая при этом формы содружества, соучастия, сопереживания, сочувствия.
Готовность к сотрудничеству помогает человеку успешно выполнять свои обязанности, правильно использовать знания, опыт, личные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать свою деятельность при проявлении непредвиденных препятствий, т. е. быть адаптированным.
Само слово сотрудничество означает заботу участников деятельности об ее продуктивности. Только решение вопросов сообща, при уверенности и уважение друг друга сотрудничество может быть плодотворным.
Например, Я. И. Коломенский и Л. В. Артемова говорят, что для воспитания таких взаимоотношений необходимо постоянное общение детей с взрослыми, сверстниками. Только благодаря общению ребенок познает мир, осваивает и присваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимоуважения.
В условиях развивающего обучения детям недостаточно общаться только взрослым. Для полноценного познавательного развития ребенку необходимы контакты со сверстниками. Недостаточная изученность вопроса об особенностях развития начальных форм сотрудничества приводит к преимущественному использованию в образовательном процессе монолога взрослого. Такой способ работы, как правило, является препятствием к развитию самостоятельных действий детей по освоению окружающего мира. Следовательно, в данном случае нельзя говорить о полноценном проживании ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к той культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества.
Контактируя со сверстниками, дошкольники стремятся наладить, между собой деловое сотрудничество. Эта направленность и составляет основное содержание их коммуникативной потребности. Прежде всего, подчеркнем отличие сотрудничества от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, редко и поверхностно соприкасаясь между собой. Подобные контакты мы и обозначили термином «соучастие». При ситуативно-деловом общении, дошкольники заняты общим делом, они тесно кооперированы, и хотя что-то каждый и выполняет индивидуально, дети все же стараются согласовывать действия для достижения единой цели. Эти контакты мы назвали сотрудничеством. В процессе совместной деятельности у детей непрерывно возникают ситуации, требующие доброжелательного отношения к сверстнику, умения отказываться от личных желаний ради достижения общей цели. Но в связи с тем, что дети импульсивны, эмоциональны в процессе общения и взаимодействия друг с другом у них могут возникнуть конфликты, которые не подразумевают под собой сотрудничество. Но в тоже время дети с удовольствием учатся договариваться, учитывать интересы партнеров.
Переход от соучастия к сотрудничеству – заметный прогресс. Конечно, сотрудничество детей друг с другом отличается от такового с взрослым: там участие старшего придавало целенаправленный характер совместной деятельности; тут основное значение сдвигается с результата на процесс, и тем коллективная игра теряет бесцельность процессуальных манипуляций и потому наполняет контакты детей зримым содержанием. В начале старшего дошкольного возраста происходит изменения дружеских взаимоотношений. Дети начинают понимать сущность понятия дружбы, и некоторые даже пытаются объяснить само понятие «дружба».
Дети старшего дошкольного возраста начинают отличать хорошие качества от плохих, поэтому большое значение они отдают нравственным качествам сверстников. Дети становятся постоянными в дружбе и привыкают к друзьям. Многие дошкольники начинают ценить свои отношения, друзей и их поступки. К шести – семи годам конфликтов и ссор становится меньше. Детям уже не так важно утвердиться в глазах сверстника. Гораздо важнее играть вместе, чтобы получилась хорошая игра, большой дом из кубиков или красивая комната для кукол. И не так уж существенно, кто построил этот дом. Главное – делать это вместе. Этот поворот проявляется и в том, что от я они переходят к объединяющему мы. Все чаще говорят о себе с позиции этого мы: мы играем, у нас не получилось, мы пойдем и т. д.
Описывая процесс общения дошкольников, зарубежные исследователи в целом, как правило, ограничиваются игровым или предметно-практическим взаимодействием детей, рассматривая развитие общения как накопление навыков этого взаимодействия.
Дошкольный возраст – еще только начало отношений с людьми. Пока еще возможно открыть ребенку другого человека не как соперника и конкурента, но как самоценную, интересную личность со своими радостями и трудностями. Сделать это должны, прежде всего, взрослые. Задача педагога – сохранить дружеское объединение, способствовать, чтобы дружба была благоприятна для каждого ее члена, но и не допускать изолированности детей от всей группы и развивать сотрудничество со всеми. Для решения этой задачи воспитатель организует в группе для всех деятельность. Организуя, таким образом, совместную деятельность воспитатель не мешает детской дружбе, а учит дошкольников выполнять полезную и значимую работу.
Феномен воспитания отзывчивости и взаимопомощи разрабатывался в исследованиях А. Г. Рузской, А. М. Виноградовой и др. Большинство из них утверждают, что примерно к трехлетнему возрасту дети уже способны проявлять симпатию к другим детям и понимать их эмоциональное состояние.
Ближе к четырем годам в отношениях детей появляются попытки оказывать друг другу помощь в разных формах трудовой деятельности.
На пятом, шестом и седьмом году жизни взаимопомощь начинает приобретать более сложные вариации. Дети начинают оказывать помощь другим в игровой, учебной, коммуникативной деятельности. Но, как указывает Т. П. Баева, не все дошкольники в этом возрасте владеют способами оказания помощи и даже иногда не понимают смысл данных действий.
Поэтому воспитатель должен помочь детям воспитать в себе потребность во взаимопомощи. При этом он должен научить ребят отказываться от предлагаемой помощи вежливо, чтобы не провоцировать конфликтные ситуации. Главная задача воспитателя – учить дошкольника благодарно принимать помощи и тактично от нее отказываться.
Взаимопомощь детей старшего дошкольного возраста отличается большой осознанностью и изобразительностью. Они уже могут объяснить, когда и как стоит или не стоит оказывать помощь (не помогли товарищу потому, что он ленился, а не старался и потерпел неудачу).
Дети старшего дошкольного возраста уже с радостью оказывают помощь малышам и взрослым, но с меньшим желаниям помогают сверстникам. Это объясняется тем, что в помощи малышам ребенка влечет позиция старшего «наставника», в общение с взрослыми позиция меняется: ребенок старшего дошкольного возраста сам примеряет на себя роль малыша. Задача педагога на этом этапе заключается в том, чтобы прививать к детям желание трудиться сообща, ответственно относится к совместной деятельности. Сотрудничество влияет не только на продуктивность деятельности, но и на индивидов – участников процесса.
Одним из важнейших результатов сотрудничества является формирование положительной мотивации, адекватной личностной и социально значимой.
Благодаря сотрудничеству появляется возможность максимально дифференцировать и индивидуализировать задания для всех учащихся с учетом уже сформированных на определенном уровне интересов и склонностей.
Старший дошкольный возраст – это первая ступень в освоении социально-ценных моделей взаимодействия с взрослыми и сверстниками для развития такого типа взаимодействия как сотрудничество.
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что сотрудничество – это многогранное качество, которое в полном объеме может быть присуще только взрослому человеку, а дошкольный возраст лишь первая ступень, начальный этап к формированию полноценного сотрудничества. Полноценное сотрудничество основывается на взаимопонимании, равноправии. Ребенок, общаясь со сверстником как равным партнером, спорит с ним, активно выражает волю, успокаивает, приказывает, обманывает, жалеет и так далее. От умелого руководства в различных видах деятельности зависит характер отношений и не только в отдельных временных объединениях, но и в группе в целом, т. к. проблема сотрудничества у детей дошкольного возраста тесно связано с их последующей адаптацией в обществе.