Ирина Зорина
Приёмы здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию (бассейн). Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
При планировании занятий с использованием здоровьесберегающих технологий в бассейне, мною учитываются:
• возрастные и индивидуальные особенности детей;
• психологические особенности;
• медицинские показания и противопоказания;
• возможности детей и их уровень подготовленности;
• «настроение и эмоциональное состояние ребенка в день занятия» (провожу беседу, нахожу способы привлечь ребенка к занятию).
Темочки:
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Методические материалы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Плавание для детей
- Плавание. Конспекты занятий по плаванию в бассейне
- Физическое развитие, спорт. Работа инструкторов по физкультуре
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Здоровьесберегающие образовательные технологии делятся на 3 направления:
• Технологии обучения здоровому образу жизни;
Воздушное закаливание. В закаливании самое главное – температурный перепад. Чтобы его компенсировать, организм и «запускает» механизм закаливания. Поэтому в нашем бассейне соблюдается температурный режим, в раздевальной комнате +25С, вода +27-31С, воздуха +29С.
Хождение по массажным дорожкам. Стопа - это особая часть тела, на ней находится огромное количество нервных окончаний, поэтому хождение по массажным дорожкам несет закаливающий эффект, способствует профилактике и коррекции плоскостопия.
Контрастный душ. Повышает сопротивляемость организма к изменению температур.
Самомассаж улучшает кровообращения, помогает нормализовать работу внутренних органов, способствует не только физическому укреплению здоровья, но и оздоровлению психики ребенка. Самомассаж мы проводим в игровой форме. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие движения, их простота и доступность, делают самомассаж для ребенка интересным и увлекательным.
• Технология стимулирования и сохранения здоровья;
Дыхательная гимнастика. В дыхательной гимнастике существует успокаивающее и мобилизирующее дыхание. На занятиях плаванием мы используем успокаивающее дыхание, т. к. оно гасит избыточное возбуждение и нервное напряжение. Почти все упражнения дыхательной гимнастики в воде на вдохе выполняются над водой, а на выдохе – под водой. В этом заключается их польза и сложность. Почти все упражнения выполняются в игровой форме, например, «Сделай волны», «Горячий чай», «Задуй свечу», «Ветер и кораблик», «Пузыри» и др.
Гимнастика для глаз необходима для предупреждения утомления глаз, укрепления глазных мышц, а также для профилактики нарушения зрения дошкольников. Гимнастика используется в игровых ситуациях. А также в специальных упражнениях «Морская звезда», «Водолазы».
Аквааэробика – это синтетический вид деятельности, основанный на умеренных по интенсивности движениях в воде под музыку. Эффективность аквааэробики заключается в разностороннем воздействии на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую, дыхательную и нервную системы ребёнка. В основу комплекса я включаю разнообразные движения, сюжеты, образы, позволяющие выразить эмоциональные состояния ребёнка.
Игры являются прекрасным стимулятором познавательной и двигательной активности детей. Игра – это естественная потребность ребёнка. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше осваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Игры используются с самых первых занятий для освоения детей с водой. С помощью игр дети преодолевают чувство неуверенности и страха, быстро адаптируются в воде, привыкают смело входить и погружаться в неё, передвигаться уверенно и без напряжения. Игры в воде способствуют воспитанию у детей смелости, решительности, уверенности в своих силах, инициативности. Игры подбираются в соответствии с поставленными воспитательными и образовательными задачами. Рекомендуется вначале объяснить детям правила игры и разучить её на суше, и лишь после проводить их в воде.
Релаксация (упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма) упражнения проводятся в основном в заключительной части занятий, и очень нравятся детям, так как в них есть элементы игры. Например, упражнение «Морская звезда» - ребенок делает глубокий вдох, задерживает дыхание и, наклонившись вперед, ложится на воду, руки и ноги расставлены в стороны. Остается на поверхности воды, не изменяя положения, считая до 5. После этого спокойно встает на дно бассейна ногами. Упражнение повторяется 4-5 раз. Можно использовать музыкальное сопровождение, звуки природы.
• Коррекционные технологи.
Музыкотерапия. Музыка – это безопасное профилактическое средство, аналогов которому в мире нет. Музыкотерапию я использую во время свободного плавания, на занятиях по аквааэробики, во время разминки, при проведении спортивных развлечений и праздников, а также для упражнений на расслабление. Для снятия эмоционального и физического напряжения использую спокойную классическую музыку, музыкальные композиции, наполненные звуками природы.
Элементы сказкотерапии я включаю в процесс занятия, так как при слушании, придумывании и обсуждении сказки у ребёнка развивается фантазия, творчество. Немаловажно и то, что ребёнок усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Одна из наших сказок называется «Просторы бассейна». Увлекательная история позволяет детям уяснить общепринятые правила поведения в бассейне, логическаи объясняет необходимость их соблюдения. Главный герой Водяной знакомит детей с помещением бассейна, рассказывает какой инвентарь и оборудование используется на занятиях плаванием. Также я применяю элементы сказкотерапии к детям, у которых водобоязнь и чувство страха перед выполнением различных упражнений в воде.
Можно уверенно сказать,что применение здоровьесберегающих технологий, благотворно влияет на развитие физических и психических качеств у детей дошкольного возраста. Благодаря систематической и планомерной работе, у детей формируется представление о здоровом образе жизни, положительный психоэмоциональный настрой, потребность в сохранении и укреплении собственного здоровья.