Елена Яковенко
Использование современных здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. Дыхательная гимнастика
Использование современных здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях «Дыхательная гимнастика, как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Поэтому проблема сохранения здоровья дошкольников и привитие им здорового образа жизни, сегодня очень актуальна. Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого–нибудь вызовет возражение. От правильного дыхания, в значительной степени, зависит здоровье детей.
Публикация «Использование современных здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях, Дыхательная гимнастика» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Система музыкально–оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий, одной из которых является дыхательная гимнастика.
Цель дыхательной гимнастики – обучить дошкольника правильно дышать, а значит сохранить и укрепить его здоровье.
Дыхательная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, которые задействуют как дыхательную систему, так и опорно-двигательный аппарат. Упражнения на дыхание заключаются в определенной последовательности вдохов и выдохов, а также положения рук, грудной клетки и всего тела.
Дыхательная гимнастика может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение, положительно влияющей на обменные процессы работы организма в целом.
Упражнения дыхательной гимнастики полезны для детей тем, что:
- являются профилактикой заболеваний дыхательной системы;
- укрепляют дыхательную мускулатуру и развивают подвижность грудной клетки;
- повышают внимание и улучшают память, речевое дыхание и звучность речи;
- устраняют нарушения темпа и ритма речи;
способствуют:
- углублению дыхания и увеличению жизненной емкости легких;
- восстановлению центральной нервной системы и носового дыхания.
Хочу поделиться опытом работы с детьми по использованию современных здоровьесберегающих технологий. На музыкальных занятиях большое внимание отвожу дыхательной гимнастике, обучая ребят правильно дышать (глубокому носовому, быстрому и бесшумному вдоху, следить за осанкой (плечи во время вдоха и выдоха свободно опущены, не напрягая мышцы рук, шеи, груди). Управляя своим дыханием, дети учатся управлять собой. Дыхательные упражнения помогают им расслабиться, успокоиться, справиться с волнением, раздражительностью, снимают усталость, бодрят, повышают жизненный тонус, улучшают настроение.
Для выполнения комплекса упражнений дыхательной гимнастики и достижения наилучшего результата детям необходима мотивация. И чтобы их заинтересовать применяю дыхательную гимнастику в увлекательной игровой форме.
Перед пением в течении 1-2 минут (для выработки правильного певческого дыхания, тренируем долгий выдох, стараясь не разрывать фразу и не дышать в середине слова. А так же после двигательных упражнений, что вызывает у детей положительный эмоциональный настрой и снимает напряжение. Дыхательную гимнастику практикую с ясельной группы и провожу в форме забавной игры. Для выполнения полезных упражнений со старшими дошкольниками использую иллюстрации, без объяснения задания (свеча - её нужно задуть; роза - глубоко вдыхать её аромат; одуванчик - очень сильно дуть, чтобы разлетелись воображаемые пушинки).
Выполнять упражнения на развитие дыхания всегда интереснее с использованием различных пособий. В основном они предназначены для индивидуальной работы.
Комплекс дыхательно-игровой гимнастики составляю из упражнений разных авторов, с использованием метода наглядности и красочных атрибутов.
Тренажёры для развития дыхания укрепляют дыхательные мышцы, стимулируют работу верхних дыхательных путей, носоглотки, обеспечивают вентиляцию легких.
Для развития сильного направленного и непрерывного выдоха используем тренажёры для дыхательных упражнений: «Божья коровка»,
«Огнедышащий Дракоша»,
«Аэробол»,
«Моторчики».
Тренажёры для развития речевого дыхания, формирования умения делать плавный и непрерывный ротовой выдох (не добирая воздуха) используем для дыхательного упражнения «Остудим горячий чай».
Для развития и контроля силы ротового выдоха (вдох носовой) и укрепления дыхательных мышц используем тренажёры для дыхательных упражнений: «Бегемотики»,
«Лягушки-квакушки»,
«Фокус с пушинкой»,
«Картинки-сюрпризы»,
«Голосистый петушок»,
«Вертушки – воздушные игрушки».
Хочу отметить, что упражнения дыхательно-игровой гимнастики не рекомендуется выполнять тем детям, кто имеет травмы головного мозга, позвоночника, остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника, при кровотечениях и высоком артериальном, внутричерепном или внутриглазном давлении.
Дыхательную гимнастику дети могут использовать не только в детском саду, но и дома с родителями.
Там, где действия педагога совпадают с действиями семьи, эффект, как правило, колоссальный. Я уверена, что ни одна, даже самая совершенная музыкально-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Родители всегда откликаются на наши творческие проекты и принимают в них активное участие. Они дома вместе с детьми, своими руками, изготавливают и приносят различные тренажеры для дыхательной гимнастики, за что им огромное спасибо!
Детский сад и семья – одно дыхание! Результат работы по использованию здоровьесберегающих технологий в музыкально-оздоровительной работе повышает уровень развития музыкальных и творческих способностей наших воспитанников, снижает показатели заболеваемости.
Положительных результатов в оздоровлении детей мы можем достичь только в совместной работе коллектива детского сада и семьи.
Пусть будут здоровы наши дети!