Елена Любомирова
Приёмы работы со слабослышащими детьми на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Елена Александровна, я работаю музыкальным руководителем в Образовательном комплексе МБДОУ №201 с детьми с нарушением речи и слуха. Все дети, которые посещают наш детский сад, носят слуховые аппараты или кохлеарные импланты.
Сегодня я хочу рассказать вам о приемах работы со слабослышащими детьми на музыкальных занятиях.
Темочки:
Главная цель на занятиях музыкального руководителя – научить детей слышать музыку с ее интонацией, характером, научить их петь и проигрывать определенный ритм на музыкальных инструментах (или игрушках).
На занятиях музыкальному руководителю важно обратить внимание на следующие задачи в своей работе :
1. Развивать голосовой аппарат ребенка с нарушенным слухом…
потому что у этой категории детей недостаточно опыта в восприятии своего голоса (т. е. он до ношения слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов практически не слышал свой голос).
2. Развивать чувство ритма…
потому что дети с нарушенным слухом самостоятельно не могут различать длинный и короткий звуки;
3. Создать ситуацию успеха на занятии музыкой…
потому что ребёнку с особенностями слуховой функции, как остальным детям, важно чувствовать свою значимость и понимать, что он тоже может выполнять задания на равных с остальными сверстниками.
Теперь поговорим о первой задаче:
Развитие голосового аппарата у ребенка с нарушенным слухом.
В работе с детьми используется вот такая опорная схема, которая помогает детям ориентироваться на громкость звука: звук может обозначаться знаком «ТИХО» – это шёпот, «УМЕРЕНО» - это голос нормальной громкости, «ГРОМКО» - громкий голос.
Также используется опорная схема – «ГОЛОС»,
которая предполагает работу голосом.
Предлагаю познакомиться с игрой, которая называется «Тихо-громко».
Оборудование (что необходимо) : стулья, игрушка и схема с изображением интенсивности звука.
Педагог показывает детям игрушку Зайца.
«Сегодня к нам на занятие пришёл Зайяц. Здравствуй, Зайяц. Давайте с ним поиграем. Будем звать Зайца».
Педагог ставит перед детьми на расстоянии 1,5 метра стул, садит игрушку на стул спиной к детям.
«Давайте тихо позовём Зайца». Включается на презентации опорная схема «ТИХО».
Педагог вместе с детьми зовут зайца : «Заяц! (шёпотом)».
Педагог разворачивает Зайца к детям, игрушка отвечает: «Я тут!»
«А теперь мы посадим зайца подальше». Педагог ставит стул на расстояние 4х метров от детей и садит игрушку.
«Ребята, а теперь давайте позовём его погромче». Включается на презентации опорная схема «УМЕРЕНО».
Педагог вместе с детьми зовут Зайца : «Заяц! (голосом нормальной громкости)».
Педагог разворачивает Зайца к детям, игрушка отвечает: «Я тут!»
«А теперь мы посадим зайца ещё подальше». Педагог ставит стул на расстояние 7и метров от детей и садит Зайца.
«Ребята, а теперь давайте позовём его громко». Включается на презентации опорная схема «ГРОМКО».
Педагог вместе с детьми зовут Зайца : «Заяц! (громко)».
Педагог разворачивает Зайца к детям, игрушка отвечает: «Я тут!»
В дальнейшем этой игре вы можете попросить другого педагога (если он есть) или какого-нибудь ребёнка, в том числе и ребенка с нарушенным слухом, поиграть роль Зайца. Для ребёнка с особенностью слуховой функции это будет хорошей тренировкой слуха на различение громкости.
Вторая задача заключается в…
Развитии чувства ритма
В работе с детьми используется вот такая опорная схема, которая помогает детям ориентироваться на длительность звучания: «ДЛИННЫЙ-КОРОТКИЙ» ЗВУКИ.
( Педагог показывает пример игры на дудке: дуууууу; ду-ду-ду-ду).
Также используется опорная схема: «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», когда мы играем с детьми на музыкальных инструментах.
Дети играют по заданным схемам. Каждый ребёнок вытягивает готовую карточку.
Лягушка– с ложками и с голосом, зайчик – с дудочкой, медведь – с барабаном.
Нужно выбирать нешумовые игрушки, на которых можно сыграть ритм.
На проекторе идёт показ слайдов, например, слайд – выходит медведь,
ребенок смотрит на свою карточку и понимает, что он и есть мишка, на слайде есть схема проигрывания. Ребёнок играет по заданной схеме.
Посмотрите примеры с другими карточками (примеры – на слайде).
Следующая задача:
Создание ситуации успеха на занятии музыкой.
Для реализации этой задачи мы используем озвучивание сказки музыкальными инструментами.
А теперь я предлагаю познакомиться с алгоритмом работы с музыкальной сказкой.
1. Знакомство со сказкой: чтение или просмотр мультфильма.
2. Выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания.
3. Выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования.
Нужно сразу обозначить, в какой момент ребенок должен озвучить голосом героя сказки (опора – знак «ГОЛОС»).
4. Распределение музыкальных инструментов среди детей, проба их звучания.
5. Ребенок вытягивает карточку, на которой изображен герой и музыкальный инструмент со знаком «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»/знак «ГОЛОС», а также схема проигрывания.
6. Озвучивание сказки с опорой на схемы.
Далее – представлены карточки для проигрывания сказки «Теремок».
При работе с «особенными детьми», главное заинтересовать их, а все остальное сделает музыка.