МААМ-картинки

Приёмы постановки свистящих звуков. Проблемы и пути их решения

Базарова Наталия
Приёмы постановки свистящих звуков. Проблемы и пути их решения
▼ Скачать + Заказать документы

Недостатки произношения свистящих с, сь, з, зь, ц обозначаются термином сигматизм.

Механизм образования фонемы с состоит в следующем. Губы слегка растягиваются в улыбку, исключая те случаи, когда последующими фонемами являются гласные о и у, что приводит к упреждающему округлению губ. Это ясно видно, если сравнивать артикуляцию фонемы с в слогах са, со, су. Зубы либо сжаты, либо сближены, оставляя лишь узкую щель (около 1 – 2 мм). Язык упирается кончиком в дёсны нижних резцов, спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам и боковым поверхностям нёба. Вдоль языка, по его середине, образуется желобок, который у альвеол открывается наружу узким круглым отверстием. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в нос. Голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую полости. Встречая во рту препятствие в виде узкой щели между спинкой языка и альвеолами, струя выдыхаемого воздуха вызывает свистящий шум, высота которого определяется малой величиной полости, образуемой между передней частью спинки языка и передними зубами.

Публикация «Приёмы постановки свистящих звуков, Проблемы и пути их решения» размещена в разделах

Особенность артикуляции мягкой фонемы сь заключается в более высоком подъёме спинки языка, а также в некотором его перемещении вперёд, что приводит к ещё большему сокращению размера полости между языком и резцами. Растягивание губ становится более выраженным, хотя здесь, как и при твёрдой фонеме с, исключение составляют случаи, когда последующими фонемами являются о и у, вызывающие заблаговременное округление губ.

Отличие фонемы з от с и зь от сь состоит в том, что при звонких согласных голосовые связки смыкаются и приходят в колебание, а также в том, что напор выдыхаемой струи воздуха становится при звонких слабее и щель между спинкой языка и альвеолами уже, чем при глухих.

Фонема ц, как слитная, представляет собой тесное соединение смычного согласного т и щелевого с. В первый момент язык смыкается передней частью спинки с альвеолами, а кончик упирается в дёсны нижних резцов. Мягкое нёбо поднято, голосовые связки разомкнуты. Вслед за этим смычка взрывается, и спинка языка отскакивает в положение, присущее артикуляции фонемы с.

При боковом сигматизме вместо с слышится своеобразный хлюпающий шум, подобие которого можно получить, если, сжав зубы, с силой произнести шёпотом фонему л. Причина такого искажения фонемы лежит в том, что кончик языка и передняя часть его спинки образуют смычку с резцами и альвеолами, а боковой край языка с одной стороны не прилегает к коренным зубам, в результате чего образуется боковая щель, через которую с шумом выходит струя выдыхаемого воздуха. Иногда такие щели образуются с обеих сторон. К боковому сигматизму предрасполагает так называемый боковой открытый прикус, при котором имеет место щель между верхними и нижними коренными зубами с одной или обеих сторон. Другим предрасполагающим фактором является узкий язык, затрудняющий замыкание ротовой полости с боков. Фонемы ц и з при боковом сигматизме приобретают тот же акустический характер, что и с. Первая представляет собой подобие сочетания фонем т и л, с силой произнесённых шёпотом, а вторая отличается от дефектно произнесённой фонемы с лишь дополнением шума тоном голоса.

Для исправления бокового сигматизма необходимо добиться замыкания языком ротовой полости с боков и образования по его середине продольного желобка. Если простой показ правильной артикуляции (при несколько открытом рте) перед зеркалом и её сопоставление с неправильной не приведут к цели, то следует попробовать ряд специальных приёмов и остановиться на том, который даст наилучший результат.

В качестве базы для постановки фонемы с может быть использована фонема т, если на неё не распространяется боковая артикуляция. Ребёнка побуждают произнести т с некоторой аспирацией (придыханием). После взрыва должен быть слышен звук, подобный английской фонеме, звучащей, например, в слове thin. Наличие придыхания должно контролироваться при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки. Получив подобное слитное сочетание смычного и щелевого звука, можно перейти к следующему этапу – предложить ребёнку проделать то же самое, уперев предварительно кончик языка в дёсны нижних резцов. При сжатых зубах должен получиться слитный звук, близкий к фонеме ц, в составе которой ясно слышится т и с. Не следует лишь указывать на это ребёнку и тем более произносить для него в качестве образца фонему ц. Его намерение воспроизвести по образцу эту фонему может тотчас вызвать привычную дефектную артикуляцию.

Если произвольное удерживание кончика языка за нижними резцами окажется непосильным, можно придержать его зондом или шпателем. Постепенно в ходе упражнений фрикативная часть слитного звука удлиняется, а затем и отделяется, после чего ребёнку уже можно пояснить, что это и есть правильно произносимая фонема с. Далее следует закрепление вновь усвоенной артикуляции на материале слогов, слов, фраз.

В более трудных случаях должен быть использован приём, который состоит из четырёх этапов. Сначала ребёнку предлагают просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесённой ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путём осязания струи воздуха на поднесённой ко рту кисти руки. Затем то же упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок.

Для контроля над направлением струи выдыхаемого воздуха можно дополнительно использовать пробирку или небольшой пустой пузырёк с узким горлышком. Держа вертикально пробирку (пузырёк, её следует поднести отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пробирки (пузырька) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

В тех случаях, когда при просунутом между губами языке не удаётся получить на нём желобок по показанному образцу и воздух выходит сбоку рта, полезно воспользоваться зондом, положить его вдоль языка по средней линии и, слегка нажав им на язык, облегчить образование желобка.

Когда требуемая артикуляция уже может быть воспроизведена произвольно, механическая помощь устраняется.

Получив дутьё по средней линии языка при межгубном его положении, можно перейти к следующему этапу – межзубному произнесению фонемы с. Для этой цели достаточно приподнять шпателем или пальцами верхнюю губу, в результате чего вместо щели между языком и верхней губой автоматически образуется щель между языком и верхними резцами. Достигнув устойчивой межзубной артикуляции, можно пояснить ребёнку, что при этом получается звук с, и приступить к закреплению фонемы в таком виде на материале слогов и слов. В заключение осуществляется переход от межзубной артикуляции к зазубной (нормальной) тем же путём, как при исправлении межзубного ситматизма.

К цели может привести опора на фонему х, если на неё не распространяется боковая артикуляция. Ребёнку предлагают шёпотом произнести сочетание ихи, а затем повторить то же самое со сжатыми зубами. Часто при этом отчётливо слышится звук, близкий к с. Не следует лишь раньше времени указывать ребёнку на это, чтобы не вызвать привычную боковую артикуляцию. Когда в результате упражнений произнесение свистящего звука укрепиться, можно обратить внимание на различение в звучании фонем с и сь.

В особо трудных случаях рекомендуется артикуляционная гимнастика перед зеркалом, направленная на выработку умения образовывать боковыми краями языка смычку с верхними коренными зубами, а кончик его удерживать у нижних резцов. Полезными для этой цели являются такие упражнения, как высовывание языка «лопатой», «желобом», присасывание языка к нёбу и удерживание его в этом положении при опускании и поднимании нижней челюсти, образование смычки боковыми краями языка с коренными зубами при одновременном упоре кончика языка в нижние резцы. Последнее упражнение проделывается сначала при открытом рте, а затем при постепенном сближении челюстей. При сохранении полученного уклада языка производится попеременный вдох и выдох, в результате чего должен появиться звук, средний между х и сь, на базе которого в ходе последующих упражнений получается фонема с.

Литература

Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) : Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 1/Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селивёрстова. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 560 с. : с. 37 – 45.

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по изготовлению дидактического материала для решения задачДетский мастер-класс по изготовлению дидактического материала для решения задач Данный мастер-класс представляет собой индивидуальную и подгрупповую деятельность детей старшей группы по аппликации с целью изготовления.

Тонкости постановки звуков [Р], [Л], [Ш], [С]Тонкости постановки звуков [Р], [Л], [Ш], [С] Тонкости при постановке звуков "Р", "Л", "Ш", "С".Рекомендации логопеда. Вопрос логопеду: Пожалуйста, расскажите какие занятия нужно проводить.

Конспект занятия на автоматизацию свистящих звуков «Ёжик Сеня»Конспект занятия на автоматизацию свистящих звуков «Ёжик Сеня» Цель: - закреплять правильное произношения свистящих звуков. Задачи: - закреплять произношение свистящих звуков в чистоговорках, предложениях,.

Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения»Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения» «Все решения принятые в состоянии гнева заканчиваются в стыде» Л. Толстой. Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому.

Консультация для родителей «Способы решения детских конфликтов» Ребенок – дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей,.

Математический тренажер для решения арифметических задачМатематический тренажер для решения арифметических задач Существует две причины, почему детей нужно учить математике. Математические вычисления – одна из высших функций человеческого мозга. Только.

НОД ФЭМП в подготовительной группе. Тема: «Математические решения для исполнения желания».НОД ФЭМП в подготовительной группе. Тема: «Математические решения для исполнения желания». Цели: закрепить навык порядкового счета в пределах 20 и обратного счета в пределах 10, формировать вычислительный навык, составлять число.

Проблемы социально-личностного воспитания в ДОУПроблемы социально-личностного воспитания в ДОУ Социально-личностное воспитание - это один из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение.

Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса»Опыт работы «Робототехника как средство решения воспитательно-образовательного процесса» Введение «ФГОС ДО» обязало нас создать образовательную модель, в основу которой вошли развивающие, игровые и информационно-коммуникативные.

Тренинг для педагогов «Способы решения конфликтных ситуаций» Правила работы в группе: 1. Доверительный стиль общения 2. Общение по принципу «Здесь и сейчас» 3. Активность 4. Искренность в общении.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приёмы постановки свистящих звуков. Проблемы и пути их решения
Опубликовано: 12 марта 2022 в 12:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приёмы постановки свистящих звуков. Проблемы и пути их решения» (включая файлы) размещена пользователем Базарова Наталия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД