Ольга Николаевна Серебрякова
Прислушаться сердцем к мотивам игры-самопознание ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Добрых дней, уважаемые коллеги!
С удовольствием хочу поделиться нашими скромными делами в будни, которые отразились в эмоционально-положительной атмосфере осеннего праздника. Что же примечательного в нём? Всё так же, как у вас, дети на фотографиях такие родные, талантливые, старательные, непосредственные, обаятельные и сказочно очаровательные.
Вот она радость общения и проявления личных способностей в выступлении перед родителями!
Публикация «Прислушаться сердцем к мотивам игры-самопознание ребенка» размещена в разделах
Итак, мы знаем, что у дошкольника старшего возраста формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов его деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки, поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
Постепенно каждый из детей начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, становится участником представления.
Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение своего чувства при помощи интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.
Развитие общения с взрослыми и сверстниками в драматизации, игре обуславливает появление форм коллективной деятельности и, главным образом, приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Насыщено развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.
Важным фактором развития гуманных чувств является игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.
Актуально, что переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых, но и оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам, что возможно непосредственно после участия и обсуждения ярких моментов сказочно - экспрессивного праздника.
Наблюдается проявление чувства долга в 6-7 лет. Ребенок осознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки.
Возрастает способность к самооценке.
Эстетические чувства детей и нравственные взаимосвязаны. Ребенок одобряет прекрасные побуждения и добрые дела, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе.
Н. А. Ветлугина писала: «. Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».
Праздники и развлечения открывают ширму для сравнения, обсуждения, так как гротескное олицетворение положительного и отрицательного помогает им разобраться в истине, прислушаться сердцем к себе и принять народную догму сказок, что добро побеждает зло, если к этому стремиться.