Лучший педагог года

Консультация «Природотерапия — могучее средство коррекции психического здоровья детей»

Мария Вартапетян
Консультация «Природотерапия — могучее средство коррекции психического здоровья детей»
▼ Скачать + Заказать документы

«Нет случайно родившихся детей.

Ни один Путник Вечности случайно не рождается.

Каждый ребенок есть явление в земной жизни.

Он родился потому, что должен был родиться.

Родился потому, что именно его не хватало миру.

Он путь для мира, также как мир есть путь для него.

И не сравнивайте душу его с телом: он младенец не душою, а телом.

А душою он – носитель Истины, Бессмертия и Беспредельности.

В нем предназначение, миссия.

Служение своей миссии даст его духу восхождение…

И каждый, кто воспитает ребенка, будет соработником у Бога.»

Публикация «Консультация „Природотерапия — могучее средство коррекции психического здоровья детей“» размещена в разделах

Из книги Ш. Амонашвили «Спешите, дети, будем учиться летать!»

В настоящее время актуальной проблемой является подготовка воспитанников с особенностями психофизического развития к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях. В связи с этим, возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

Важное место в учебно – воспитательном процессе занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает воспитанников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию. В результате коррекционно – развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушением интеллекта.

Общеизвестным фактом является то, что характерной особенностью дефекта при интеллектуальной недостаточности является недоразвитие не только познавательной, но и других сторон психической деятельности, т. е. эмоционально – волевой сферы, речи, моторики и всей личности ребенка. Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно – перцептивная сфера ребенка. У детей с интеллектуальной недостаточностью крайне низкая работоспособность [25]. Работа с такими детьми обычными методами и приемами не всегда дает эффективные результаты. Поэтому необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующие их речевую активность. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, в условиях сельской школы является природотерапия.

Один из отечественных психологов, дефектолог, Лубовский В. И. дает следующее определение задержке психического развития : «Задержанное развитие – замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга (обычно парциального характера) или длительных и тяжелых соматических заболеваний» [3, с. 6].

На наш взгляд, сложность таких детей заключается в том, что в их поведении преобладает высокая тревожность и степень психоэмоционального напряжения, присутствуют негативные переживания, эмоциональная зажатость, нарушение эмоционально-личностных связей с близкими людьми. Им, как и всем людям, нужно усваивать социальный опыт, проходить этапы социализации и участвовать в общественной жизни. Но физические и психические недостатки существенно влияют на их развитие, не давая таким детям возможности полноценно реализовать себя, как личность.

Стоит также отметить, что сложность работы с такими детьми заключается в том, что в настоящее время существует недостаточное количество высококвалифицированных специалистов, которые могли бы правильно осуществить психолого-педагогическую помощь детям с ЗПР. Это, в свою очередь, связано с тем, что данное нарушение психического развития было открыто сравнительно недавно, поэтому еще не до конца изучены механизмы возникновения и сущности ЗПР.

По данным различных источников насчитывается лишь 14-23% здоровых школьников, около 50% имеют функциональные отклонения, остальные – хронические заболевания. Каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки, каждый четвертый – патологию сердечно-сосудистой системы. Имеется тенденция к снижению показателей физического развития школьников, в том числе мышечной силы (Макарова Л. П., Буйнов Л. Г., Плахов Н. Н., «Гигиена и санитария», 2017 г.).

Повсеместное использование компьютеров в школе и дома, неправильно оборудованное рабочее место школьника, несоблюдение режима труда и отдыха, низкая физическая активность детей и подростков, неполноценное и нерациональное питание способствуют возникновению нарушений в состоянии здоровья обучающихся детей.

Применение литотерапии в педагогической практике – это контролируемое использование минералов для коррекции речедвигатальной сферы, для профилактики и коррекции эмоционально – волевой сферы ребенка и коррекции отдельных черт его характера. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

Дети с увлечением играют с камешками: перекладывают, подбрасывают, собирают. Придумывание новых сочетаний из различных камней очень увлекательное и творческое занятие. Кроме того, так приятно прикасаться к прохладным разноцветным камням, чувствовать их гладкие грани под пальцами. Важное значение в литотерапии имеет цвет камней.

Само созерцание и контакт с цветной поверхностью камня необходимо проводить в полной тишине или в сопровождении спокойной музыки. Такие занятия проводятся индивидуально или по подгруппам.

«Шаловливые обезьянки»

Договоритесь с ребёнком, что вы будете двумя обезьянками-подружками. Одна будет показывать движения, а другая передразнивать, в точности копируя её. Условие - не сбиваться. Можно включить весёлую музыку. Порядок движений: приседать, сделать смешную рожицу, надуть щуки, улыбнуться, начать быстро растирать уши, затем нос с боков- по 10 раз. Похлопать себя по щекам, с шумом выпуская воздух, повращать головой 5-6 раз, попрыгать на месте 3-4 раза, сесть, изобразить смешную рожицу. Потереть живот по часовой стрелке, положив одну руку на другую. Лечь на спину, поднять руки вверх и попрыгать, издавая победный клич. Таким образом, делается массаж, развивается внимание и наблюдательность.

«Симпатичные зверюшки или волшебные превращения»

Объясните ребёнку, что сейчас вы будете превращаться в разных зверей. Начиная показывать, делайте это, как можно смешнее, и попросите ребёнка, когда он догадается, изобразить зверюшку самому. Выбирайте наиболее характерные движения животных.

Например:

- Мышка- бегает на носочках мелкими шажками;

- Заяц- прыгает, поджав лапки, и оглядывается по сторонам;

- Лиса- плавно выхаживает, поглаживая хвост;

- Слон- шумно переступает с ноги на ногу, и медленно раскачивая головой из стороны в сторону;

- Черепаха- медленно передвигается, вытягивая и резко втягивая шею;

- Тигр- напрягает передние лапы, выпускает «когти» и готовится к прыжку и т. д. Вашему воображению и фантазии не должно быть предела!

«Добрый питон»

Учитель - дефектолог представляет себя добрым питоном из книги «Маугли» : он пластичный, нежно любит своего маленького друга. Садится на пол и мягко обвивает руками и ногами тело ребёнка, немного сжимая его. Пусть ребёнок сам находит решение, как освободиться, постепенно преодолевая сопротивление «питона». Не стоит доводить игру до слёз, иногда можно и поддаться. Ребёнок не только укрепляет мышцы, но и развивает сообразительность, упорство и терпение.

«Строптивая лошадка»

Играть удобнее на поролоне или матрасе. Взрослый встаёт на четвереньки, а ребёнок садится ему на спину и крепко держится. «Лошадка» начинает медленно менять положение тела, наклоняясь вперёд, в стороны, выгибая спину, поднимая голову, ноги в разных ритмах (с учетом возраста наездника). Можно пропустить шарфик под грудью «лошадки» и концы дать «наезднику»- так будет сложнее. Работают мышцы разных групп у ребёнка и взрослого, у них повышается настроение, растёт уверенность в своих силах. Уходят страхи.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Фотоотчет «Прогулка в зимнее время года как средство укрепления здоровья детей»Фотоотчет «Прогулка в зимнее время года как средство укрепления здоровья детей» Прогулка в зимнее время года необходима детям. Цель прогулки: укрепление здоровья детей. Задачи: - Формировать стремление к здоровому.

Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания»Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания» Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся.

Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей»Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Физическое и психическое развитие человека неразрывно.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Игровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детейИгровая деятельность как фактор психического и физического здоровья детей В современном обществе необходимы всесторонне развитые физически и духовно граждане. Это всегда накладывает определенную ответственность.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Стенгазета «ЗОЖ — лучшая профилактика заболеваний и средство укрепления здоровья детей»Стенгазета «ЗОЖ — лучшая профилактика заболеваний и средство укрепления здоровья детей» «Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять.

Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами. Социализация человека, а особенно детей, подростков,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Природотерапия — могучее средство коррекции психического здоровья детей»
Опубликовано: 25 января 2022 в 16:30
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Природотерапия — могучее средство коррекции психического здоровья детей»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Вартапетян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД