Мария Вартапетян
Консультация «Природотерапия — могучее средство коррекции психического здоровья детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нет случайно родившихся детей.
Ни один Путник Вечности случайно не рождается.
Каждый ребенок есть явление в земной жизни.
Он родился потому, что должен был родиться.
Родился потому, что именно его не хватало миру.
Он путь для мира, также как мир есть путь для него.
И не сравнивайте душу его с телом: он младенец не душою, а телом.
А душою он – носитель Истины, Бессмертия и Беспредельности.
В нем предназначение, миссия.
Служение своей миссии даст его духу восхождение…
И каждый, кто воспитает ребенка, будет соработником у Бога.»
Публикация «Консультация „Природотерапия — могучее средство коррекции психического здоровья детей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Из книги Ш. Амонашвили «Спешите, дети, будем учиться летать!»
В настоящее время актуальной проблемой является подготовка воспитанников с особенностями психофизического развития к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях. В связи с этим, возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Важное место в учебно – воспитательном процессе занимает коррекционно – развивающая модель обучения, которая обеспечивает воспитанников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию. В результате коррекционно – развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушением интеллекта.
Общеизвестным фактом является то, что характерной особенностью дефекта при интеллектуальной недостаточности является недоразвитие не только познавательной, но и других сторон психической деятельности, т. е. эмоционально – волевой сферы, речи, моторики и всей личности ребенка. Речевые расстройства ограничивают познавательные возможности детей. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная и сенсорно – перцептивная сфера ребенка. У детей с интеллектуальной недостаточностью крайне низкая работоспособность [25]. Работа с такими детьми обычными методами и приемами не всегда дает эффективные результаты. Поэтому необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей и стимулирующие их речевую активность. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, в условиях сельской школы является природотерапия.
Один из отечественных психологов, дефектолог, Лубовский В. И. дает следующее определение задержке психического развития : «Задержанное развитие – замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в результате слабо выраженных органических поражений коры головного мозга (обычно парциального характера) или длительных и тяжелых соматических заболеваний» [3, с. 6].
На наш взгляд, сложность таких детей заключается в том, что в их поведении преобладает высокая тревожность и степень психоэмоционального напряжения, присутствуют негативные переживания, эмоциональная зажатость, нарушение эмоционально-личностных связей с близкими людьми. Им, как и всем людям, нужно усваивать социальный опыт, проходить этапы социализации и участвовать в общественной жизни. Но физические и психические недостатки существенно влияют на их развитие, не давая таким детям возможности полноценно реализовать себя, как личность.
Стоит также отметить, что сложность работы с такими детьми заключается в том, что в настоящее время существует недостаточное количество высококвалифицированных специалистов, которые могли бы правильно осуществить психолого-педагогическую помощь детям с ЗПР. Это, в свою очередь, связано с тем, что данное нарушение психического развития было открыто сравнительно недавно, поэтому еще не до конца изучены механизмы возникновения и сущности ЗПР.
По данным различных источников насчитывается лишь 14-23% здоровых школьников, около 50% имеют функциональные отклонения, остальные – хронические заболевания. Каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки, каждый четвертый – патологию сердечно-сосудистой системы. Имеется тенденция к снижению показателей физического развития школьников, в том числе мышечной силы (Макарова Л. П., Буйнов Л. Г., Плахов Н. Н., «Гигиена и санитария», 2017 г.).
Повсеместное использование компьютеров в школе и дома, неправильно оборудованное рабочее место школьника, несоблюдение режима труда и отдыха, низкая физическая активность детей и подростков, неполноценное и нерациональное питание способствуют возникновению нарушений в состоянии здоровья обучающихся детей.
Применение литотерапии в педагогической практике – это контролируемое использование минералов для коррекции речедвигатальной сферы, для профилактики и коррекции эмоционально – волевой сферы ребенка и коррекции отдельных черт его характера. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Дети с увлечением играют с камешками: перекладывают, подбрасывают, собирают. Придумывание новых сочетаний из различных камней очень увлекательное и творческое занятие. Кроме того, так приятно прикасаться к прохладным разноцветным камням, чувствовать их гладкие грани под пальцами. Важное значение в литотерапии имеет цвет камней.
Само созерцание и контакт с цветной поверхностью камня необходимо проводить в полной тишине или в сопровождении спокойной музыки. Такие занятия проводятся индивидуально или по подгруппам.
«Шаловливые обезьянки»
Договоритесь с ребёнком, что вы будете двумя обезьянками-подружками. Одна будет показывать движения, а другая передразнивать, в точности копируя её. Условие - не сбиваться. Можно включить весёлую музыку. Порядок движений: приседать, сделать смешную рожицу, надуть щуки, улыбнуться, начать быстро растирать уши, затем нос с боков- по 10 раз. Похлопать себя по щекам, с шумом выпуская воздух, повращать головой 5-6 раз, попрыгать на месте 3-4 раза, сесть, изобразить смешную рожицу. Потереть живот по часовой стрелке, положив одну руку на другую. Лечь на спину, поднять руки вверх и попрыгать, издавая победный клич. Таким образом, делается массаж, развивается внимание и наблюдательность.
«Симпатичные зверюшки или волшебные превращения»
Объясните ребёнку, что сейчас вы будете превращаться в разных зверей. Начиная показывать, делайте это, как можно смешнее, и попросите ребёнка, когда он догадается, изобразить зверюшку самому. Выбирайте наиболее характерные движения животных.
Например:
- Мышка- бегает на носочках мелкими шажками;
- Заяц- прыгает, поджав лапки, и оглядывается по сторонам;
- Лиса- плавно выхаживает, поглаживая хвост;
- Слон- шумно переступает с ноги на ногу, и медленно раскачивая головой из стороны в сторону;
- Черепаха- медленно передвигается, вытягивая и резко втягивая шею;
- Тигр- напрягает передние лапы, выпускает «когти» и готовится к прыжку и т. д. Вашему воображению и фантазии не должно быть предела!
«Добрый питон»
Учитель - дефектолог представляет себя добрым питоном из книги «Маугли» : он пластичный, нежно любит своего маленького друга. Садится на пол и мягко обвивает руками и ногами тело ребёнка, немного сжимая его. Пусть ребёнок сам находит решение, как освободиться, постепенно преодолевая сопротивление «питона». Не стоит доводить игру до слёз, иногда можно и поддаться. Ребёнок не только укрепляет мышцы, но и развивает сообразительность, упорство и терпение.
«Строптивая лошадка»
Играть удобнее на поролоне или матрасе. Взрослый встаёт на четвереньки, а ребёнок садится ему на спину и крепко держится. «Лошадка» начинает медленно менять положение тела, наклоняясь вперёд, в стороны, выгибая спину, поднимая голову, ноги в разных ритмах (с учетом возраста наездника). Можно пропустить шарфик под грудью «лошадки» и концы дать «наезднику»- так будет сложнее. Работают мышцы разных групп у ребёнка и взрослого, у них повышается настроение, растёт уверенность в своих силах. Уходят страхи.