Елена Смирнова
Природный мир. Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Растения вокруг нас. Травы-лекари»
▼ Скачать + Заказать документы
Природный мир.
Конспект НОД в подготовительной к школе группе
на тему: «Растения вокруг нас. Травы - лекари»
Цель: обобщать знания детей о лекарственных растениях, их целебных свойствах.
Задачи:
Образовательные:
• закреплять и систематизировать знания детей о лекарственных растениях;
Публикация «Природный мир, Конспект НОД в подготовительной к школе группе „Растения вокруг нас, Травы-лекари“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
• формировать умение правильно использовать полезные травы - (у какого растения какую часть надо взять для приготовления лекарства, в какое время года, время суток собирают травы, как собирать, чтобы не нанести ущерб природе);
• закреплять знания о строении растений.
Развивающие:
• развивать познавательный интерес, обратить внимание детей на то, что природа – источник не только красоты, но и пользы.
Воспитательные:
• воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к окружающему нас миру.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением лекарственных растений, оформление гербария лекарственных растений, знакомство с «Красной книгой растений».
Чтение художественной литературы: Паустовский Г. «Заботливый цветок», Пришвин А. «Иван – чай», Белозеров Т. «Одуванчик», Бунин И. «Березовый лист».
Материал: иллюстрации лекарственных растений, высушенные растения.
Ход НОД
1. Орг. момент
Логопед: Здравствуйте ребята! Ой, я вижу у вас хорошее настроение, глазки у всех сияют и никто не скучает. А что нам еще может улучшить настроение?
Дети: Ответы детей: улыбки, добрые поступки, подарки
Л. : Сегодня по дороге в детский сад я встретила Гнома и привела его с собой (педагог заводит за руку в группу грустного Гнома и спрашивает)
- Ты почему такой грустный?
Гном: Лесовичок заболел, лег в избушке на бочок и не встает, а мне письмо прислал! Ты скорее в лес беги и лекарства принеси. Я прибежал, а лекарства в лесу нет!
2. Основная часть
Л. : А какие лекарства имел в виду Лесовичок?
Д. : дети предполагают
Л. : Лесовичок послал тебя в лес Гном за лекарственными растениями! Одни растения лечат цветками и листьями, у других растений лекарственные вещества в корнях, у рябины и малины – в плодах.
Г. : Я их совсем не знаю, что же мне делать?
Л. : Как помочь гному?
Дети находят выход и предлагают пойти в лес и набрать лекарственные растения для Лесовичка.
Л. : Дети, почему мы пойдем в лес или на лесную полянку?
Дети высказывают свои предположения, составляя сложно-подчиненные предложения. (Я пойду в лес, потому что там много разных растений.)
Л. : Ой, ребята, а ведь Лесовичок ждет! А какие растения ему нужны?
Сейчас превратимся в растения, но не простые, а чудо-растения, которые наделены чрезвычайными свойствами и для этого надо отгадать загадки. Кто какую загадку отгадает, тот в такое чудо-растение и превратится. А ты Гном запоминай, какие растения можно собирать
Логопед загадывает загадки о лекарственных растениях для детей
В траве растет, в лесу,
Все его собирают, рвут.
Цветы желто-золотистые,
Будто звездочки цветут. (Зверобой).
Вы его прекрасно знаете,
На дорожках встречаете.
Он всем, как добрый друг,
Лечит раны ног и рук. (Подорожник).
У лесной дорожки
Солнышко на ножке.
Серединка золотая,
юбочка белая…. (Ромашка).
Пряность это и приправа,
Чай с ней удался на славу,
Догадаются ребята,
Ну, конечно, это… (Мята).
Солнышко в траве взошло,
Рассмеялось, расцвело.
Впоследствии стало белое-белое
И по ветру полетело. (Одуванчик).
Зелёная Красавица
Тронешь, обжигается. (Крапива).
- А теперь назовите и покажите себя.
Каждый ребенок, «превратившись в чудо-растение», называет себя и изображает растение. Педагог помогает каждому ребенку, рассказывая легенду о лекарственных свойствах данного растения
3. Оздоровительная минутка «Одуванчик».
Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно встают)
Стебель тонкий, как пальчик. (Поднимают руки вверх)
Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны.
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки.
Разлетятся хороводом. (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом (сходятся в круг).
4. «Фитотерапия»
Л. : У меня есть узелочки, а в них лежат цветочки. Вы понюхайте, подержите, и название скажите.
Нахождение растений детьми. Сначала дети берут ароматные узелки, вдыхают их аромат и пытаются выяснить, какие растения в них находятся. При затруднениях им предлагается сравнить аромат узелка с ароматом засушенных растений на тарелке или развязать узелки
- А будем ли мы с вами лечить Лесовичка? Как?
Д. : нужно сварить лекарственный отвар
Л. : Сейчас ребята, я приглашаю вас на лекарственный чай (мятный, липовый или шиповниковый).
Дети пьют чай, узнают по запаху и вкусу, из каких трав он заварен
Г. : Ребята, Лесовичок дал мне письмо, но не успел написать, а лишь только зашифровать
Гном протягивает письмо логопеду. Логопед открывает конверт
Игра «Волшебные знаки» с дыхательной гимнастикой (Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося : «А- а- ах!»)
Дети собирают разрезные картинки лекарственных растений,
находят эти лекарственные растения среди образцов засушенных лекарственных растений. (По внешнему виду, по запаху, с помощью тактильного восприятия
л. : Дети, что же это получилось? Объясним Гному?
Д. : объясняют Гномику, что это лекарственные растения и из готовят лечебный отвар, рассказывают, как это сделать правильно.
Л. : А теперь, предлагаю вспомнить «Правила сбора лекарственных растений».
Д. :
- Нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог.
- Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это сделать днем, когда сухо и ясно.
- Нельзя пробовать растения на вкус.
- Нельзя рвать много растений.
- Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно.
- После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки.
Г. :
благодарит детей
Благодарен я вам дети,
Вы – лучшие друзья на свете,
Теперь смогу помочь я другу,
Вылечить его простуду!
5. Рефлексия
Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров, лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях. Вот и вы присоединились к тем, кто знает об этих растениях.
- Что нового для себя вы сегодня узнали?
- Чай, с какими лекарственными растениями вы пьете дома всей семьей и для чего?