Борисова Виктория
Природный материал как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Борисова Виктория Николаевна
Воспитатель МБДОУ «Токуминский детский сад»,
Верхоянский улус, с. Токума
Республика Саха (Якутия)
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Поделки из природного материала
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Аннотация: в статье рассматривается роль природного материала как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Творческая способность рассматривается как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Ключевые слова: творческие способности, творчество, творческая деятельность, оригинальность, гибкость, беглость.
NATURAL MATERIAL AS A MEANS OF DEVELOPING THE CREATIVE ABILITIES OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE
Borisova Viktoria Nikolaevna
Respublika Sakha Yakutia
Head Makarova Tatina Alekseevna ph. d. associative Professor of the department of pedagogy and psychology
Annotation : to become considered the role of natural material as a means of developinq the creative abilities of children of senior preschool age. Creative ability is considered as individual characteristics of a persons guality that determine the success of creative activities of various kinds. The peculiarity of the development of creative abilities of children of senior preschool age is an active position, curiosity, a sufficiently developed vocational, perseverance, curiosity. Keywords : creative abilities, creation, creation, creative activity, originality, flexibility, fluency.
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка, это период интенсивного развития личности, который характеризуется становлением целостного сознания как самостоятельности и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности.
Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.
Проблема формирования творческих способностей, нашла подтверждение в многочисленных трудах психологов и педагогов. Среди них Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, Т. С. Комарова, Б. М. Теплов и другие.
Понятие «творчество» охватывает все формы создания и проявления нового на фоне существующего, стандартного, и критерием, его определяющим является уникальность результата творчества. [4.26.]
Периодом наиболее интенсивного формирования творческих способностей признан именно дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, в процессе чего расширяется детский опыт, происходит накопление знаний, что является необходимой предпосылкой для будущей творческой деятельности.
Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребёнка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней. Природный материал - кладовая для развития детского творчества. Большое влияние оказывает работа с природным материалом на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления, способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, развитию сенсомоторики.
Основным условием успешного развития творческих способностей детей, предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в длительности занятий одним делом.
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях, в том числе в учреждениях дополнительного образования.
Предметно- пространственная развивающая среда должна быть :
1. Насыщенность среды предполагает : разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе (шишки, семена, природные камни, сухие ветки, травы, листья, кора, птичьи перья);
2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей (разнообразные ящики, дощечки, столы);
3. Полифункциональность материалов предполагает : возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды
(шишки, камни, сухие травы, листья, ветки, мхи);
4. Вариативность среды предполагает : наличие в группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей (разнообразные природные материалы : природные камни, шишки, семена, кора, сухие травы, листья, цветы, перья птиц, скорлупа яйца, грецкого ореха).
5. Доступность среды предполагает : свободный доступ к материалам, к играм, пособиям (природные материалы размещаются в коробках, в доступном для детей месте);
6. Безопасность среды соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности (природный материал должен размещается в коробках в достаточном количестве, оборудования должны быть безопасными);
В заключении, работа с природным материалом влияет на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления, способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, развитию сенсомоторики.
Список использованной литературы
1. Большакова, Л. А. Развитие творчества младшего школьника [Текст] / Л. А. Большакова — 2001. —250 с.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психология. Очерк: Книга для учителя. - 3-е изд. -М. : Просвещение, 1991.-93 с.
3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности: мастер просвещение Е. П. Ильин. - Санкт- Петербург: Питер, 2009.-201с.
4. Игнатьев С. Е. учебное пособие для вузов-М, : Академический проект, 2003-301с.
5. Фалева, А. С. Природный материал для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи // Дошкольная педагогика [Текст] / А. С. Фалева— 2017. — №5. – 43 с.