Ирина Балябанова
Природный материал как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Природный материал как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Воспитатель :Балябанова Ирина Павловна
Городской округ город Бор детский сад «Белоснежка»
Формирование творческой личности одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. И чем раньше ребенок будет вовлечен в творческий процесс познания окружающего мира, тем активнее будет формироваться и развиваться у него такие психические процессы,как восприятие окружающего мира, образное мышление, воображения, внимания, память, речь.
Публикация «Природный материал как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Подъяков и др.) - доказали, что творческие способности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения.
Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что важно, изменяется и сам человек : он становится творческой личностью.
Вместе с тем творчество дошкольника имеет и свои особенности. Дети делают множество открытий и создают оригинальный продукт. При этом процессе создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значения. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения,получая от этого особое удовольствие,под час гораздо больше чем само достижения полученного результата, и это одна из особенности детского творчества. Однако по результатам исследования Л. А. Парамоновой,это важнейшее качество (творческие способности) обязательно должно быть востребовано. В противном случае оно затухает.
Поэтому возникает сложная педагогическая проблема- найти такие пути и методы развития творчества,которые позволили бы решить важную задачу-воспитания творческой личности. Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для его творческого роста и поддержать стремления узнать мир во всех его проявлениях? Все эти вопросы можно решить в ходе такого вида деятельности как конструирование из природного материала. Сколько разнообразных тайн откроет ребенок,окидывая любопытным взглядом дары природы. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения.
На важность использования природных материалов в художественно-творческой деятельности ребенка обращал внимания А. С. Макаренко: «Природный материал ближе всего к нормальной человеческой деятельности, из него человек создает ценности и культуру.»
Большое влияние работы с природным материалом оказывает на умственное развитие ребенка,развития его мышления, способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера, развитию сенсомоторики. В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарования детей-на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря идут тончайшие ручейки которые питают источник творческой мысли. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. Если к нему приложить умелые руки, то все можно оживить.»
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения детей с родной природой, воспитания бережного заботливого отношения к ней, формирования первых трудовых навыков, всестороннего развития малышей. Развитие и формирования детского конструирования, в соответствие с принципом,от простого к сложному – при знакомстве с новыми видами конструирования и материалами.
Работа по конструированию с природным материалом начинается со второй младшей группы и продолжается до подготовительной к школе группы. Во второй младшей группе воспитатель создает условия для знакомства детей с художественными особенностями,и конструктивными возможностями различных материалов, безопасных для жизни и здоровья детей. Дети свободно экспериментируют с природными материалами.
В среднем дошкольном возрасте воспитатель ставит перед детьми следующие задачи: видеть образ в природном материале, составлять образ из частей, творчески дополнять образ деталями. Значительно больше возможностей для творчества и конструирования из природного материала возникает в старшем дошкольном возрасте, когда дети мастерят по собственному замыслу или на какую -то заданную тему,не имея перед собой образца. Детям предоставляется возможность проявить творчество и самостоятельность на всех этапах выполнения работы,как в плане подбора материала,так и в выборе приемов работы. Поделки становятся более качественными,сложными по своему содержанию, количеству деталей и природному материалу,использованному в поделке. В одной и той же поделке,могут применяться разные виды материалов. Работа дошкольника усложняется постепенно за счет увеличения количества деталей,использования разных материалов и приемов его обработки, объединения отдельных предметов в сюжетные композиции. Таким образом,конструирования из природного материала способствует развитию у детей творческих способностей.
Литература: И. А. Лыкова «Конструирование в детском саду»;Издательство цветной мир 2018г;И. В. Новикова «Аппликация и конструирование из природного материала» Ярославль: Академия развития 2006г. ; Э. К. Гульянц «Что можно сделать из природного материала «-М. Просвещение 1991 г; Ашикова С. «Совместная с детьми творческая деятельность»(текст) ; Ашикова С. «Ребенок в детском саду»-2001г №3.