Нина Русских
Приобщение к семейным ценностям дошкольников в процессе реализации программы «Семья — это я»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИОБЩЕНИЕ К СЕМЕЙНЫМ ЦЕННОСТЯМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «СЕМЬЯ - ЭТО Я»
Учитывая актуальность реформирования Российского образования, изменения и совершенствования содержания образования, форм и методов обучения, деятельность ДОУ направлена в первую очередь на повышение качества образования, доступность и эффективность. В качестве основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие направления: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; формирования патриотических чувств.
Современная наука подчеркивает важность мира семьи, который представлен в многообразии форм воздействия, его непрерывности и длительности, в диапазоне ценностей, которые осваивает ребенок. Именно в ней закладываются установки и ценностные ориентации, представления и ожидания, направленные на самореализацию индивида в различных социальных ролях и функциях в будущем. Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования делается акцент на приобщение детей к культурным традициям семьи, общества и государства. Он ориентирует на формирование представлений дошкольников о себе, своей семье, малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках. Поэтому, в качестве основополагающего принципа построения образовательного процесса выдвинут принцип сотрудничества детской образовательной организации с семьей, сделан акцент на необходимость «взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников», сформулирована позиция семьи как заказчика и активного участника образовательного процесса. [1,с. 8]
в МБДОУ детский сад №10 «Щелкунчик» рп. Черёмушки с 2016 по 2021гг. при поддержки кафедры дошкольного и специального образования ХГУ им. Н. Ф. Катанова была открыта экспериментальная площадка по теме: «Приобщение к семейным ценностям в контексте патриотического воспитания детей дошкольного возраста». Она являлась продолжением плодотворного сотрудничества коллектива детского сада с научным коллективом кафедры по предыдущему направлению работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях социального партнерства».Под руководством к. п. н., доцента Горбуновой Олеси Федоровны.
Педагогическим коллективом ДОУ под руководством О. Ф. Горбуновой была разработана и апробирована программа «Семья это Я». Целью программы являлось создание педагогических условий формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста и родителей, посещающих ДОУ.
Данная программа была включена в вариативную часть ООПДО, по которой работает детский сад. В основе реализации программы были заложены скоординированные между собой основные направления деятельности педагогов, родителей, детей в воспитательном процессе ДОУ. Направление взаимодействия ДОУ с семьей: диагностическое психолого – педагогическая; непосредственное участие родителей в образовательном процессе.
Дошкольный возраст благоприятен для формирования ценностных ориентиров. Следовательно, в этот период можно влиять на формирование образа благополучной семьи. Учитывая данный факт, была развернута широкомасштабная работа с детьми, родителями и педагогами, которая основывалась на деятельностном подходе.
В русле данной программы был реализован долгосрочный проект «Моя любимая семья». Цель проекта: приобщение к семейным ценностям детей старшего дошкольного возраста.
Приобщение ребенка к истории семьи начиналось с бабушек и дедушек, они оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка и являются богатым источником исторических знаний для детей. Общаясь со старшим поколением, дошкольники начинают понимать, что все люди и все события имеют свое настоящее, будущее и прошлое. Для того, чтобы воспитать у детей интерес, уважение и любовь к людям старшего поколения, желание заботиться о бабушках и дедушках, оберегать их, помогать им по мере своих возможностей, воспринимать их как кладезь знаний и опыта, были Проведены следующие мероприятия, выставка рисунков,«Бабушку и дедушку очень я люблю!», выставка рукоделия «А у бабушки моей руки золотые», на которой дети с чувством гордости представляли работы своих бабушек. Ко Дню пожилого человека был подготовлен концерт. на который были приглашены бабушки и дедушки наших воспитанников. Закончился концерт вручением подарков, приготовленными детьми и чаепитием.
Особый интерес у детей вызывают встречи со старшим поколением. Дедушки учат детей мастерить скворечники, приобщают к различным ремеслам, а бабушки - пекут пироги, обучают девочек различным рецептам пекарного мастерства, учат работать с соленым тестом. Бабушки и дедушки являются частыми гостями в детском саду, активно участвуют в обрядовых и календарных праздниках, передают подрастающему поколению народные традиции и фольклор.
На протяжении всего эксперимента разрабатывалась система занятий с детьми, направленная на освоение основных целей и задач программы по ее основным блокам. Были разработаны следующие темы, проекты «Олимпийские резервы», «Здоровая семья - здоровый - малыш», «Традиции и обычаи современной семьи», «Русские народные традиции и праздники», «Русские народные игры». В перспективе мы планируем издание методического пособия для дошкольных образовательных учреждений «Приобщение к семейным ценностям детей дошкольного возраста», в которое войдут лучшие апробированные занятия и мероприятия в работе с детьми и родителями.
Вся работа проводилась в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников и педагогами ДОУ, а так же социальными партнерами. В работе с родителями использовались интерактивные формы для формирования семейных ценностей. В рамках долгосрочного двухлетнего проекта «Пустите папу в детский сад» целью которого, является приобщение пап группы в воспитательно – образовательный процесс ДОУ. Приобщая дошкольников к русским народным традициям папы с детьми провели квест - игру «Домик для скворушки» в преддверии праздника «Жаворонки», познакомили с историей праздника, дети выполняли квест – задания познавательного, физического, речевого, математического развития. Итогом игры было совместное изготовление скворечника.
По различным направлениям программы с родителями постоянно проводятся практикумы, например: «Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста», «Традиции современной семьи», «Празднование Пасхи в современной семье», «Русские семейные традиции», «Подготовка к семейным праздникам», «Трудовое воспитание дошкольников в семье» и др.
К празднику День защитника Отечества с папами и детьми проводились физкультурные развлечения, «Папа - шоу», целью было познакомить детей старшего дошкольного возраста с родами войск, воспитывать патриотизм к Российской Армии, папы изготовили атрибуты, форму для детей, приготовили задания, информацию о родах войск, разучили флеш - моб с детьми «Россия – Родина моя». Данное мероприятие проведено было на высоком эмоциональном подъеме, у детей был интерес во время проведения развлечения, гордость за своих отцов защитников Отечества служивших в армии.
Формы работы с родителями многообразны. Это создание семейного альбома в группах; совместные туристические прогулки; разработка и реализация мини-проекта «Мое генеалогическое древо», участниками которого были как дети, так и родители; выставка семейных коллекций, создание мини-музея; выставка «Книги нашего детства»; праздник семейных династий поселка «Семья вместе – душа на месте!»; встреча в Библиотеке для семьи «Крепкая семья – крепкая держава»; фотовыставки «Я горжусь своим папой»; «Мамочка, ты тоже маленькой была?». Это лишь неполный перечень мероприятий, проводимых в рамках проекта «Моя любимая семья» и направленных на создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе, оптимальных условий для изучения детьми истории своей семьи, семейных традиций, воспитание взаимоуважения между членами семьи.
Родители, являясь участниками совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания детей, приобрели опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогами ДОУ, что, безусловно, имеет большое значение для сохранения формирования семейных ценностей и сохранения семейных связей
Опытно-экспериментальная работа предполагала и повышение научно-педагогического потенциала воспитателей, реализующих данную программу. С педагогами систематически проводились педагогические советы: «Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста», «Традиции современной семьи», «Русские семейные традиции», «Подготовка к семейным праздникам», «Трудовое воспитание дошкольников в семье», «Спорт и семья», консультации научного руководителя.
Осуществлялось тесное сотрудничество педагогического коллектива ДОУ «Щелкунчик» с кафедрой ДиСО ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова»ежегодно в рамках реализации программы на базе ДОУ «Щелкунчик» проводились научно-методические семинары «Ценность семейных традиций в воспитании ребенка-дошкольника». В семинарах принимали участие не только педагоги Хакасии, но и сопредельных районов Красноярского края и Республики Тыва. Проведенные семинары получили широкий резонанс как у педагогов г. Саяногорска, и за его пределами. На семинарах педагоги МБДОУ Детский сад № 10 «Щелкунчик» делились имеющимся опытом организации работы по приобщению к семейным ценностям детей и родителей, посещающих ДОУ. В семинарах принимали участие не только преподаватели кафедры ДИСО, к. п. н. доценты Султанбаева К. И., Горбунова О. Ф., старший преподаватель кафедры МПНО ХГУ им. Н. Ф. Катанова Шадрина О. Н.. Активное участие в работе семинаров принимали родители воспитанников детского сада «Щелкунчик». Некоторые из них проводили мастер-классы для педагогов семинара, «Пасхальные чудеса» «Чудо – тесто», «Домик для скворушки» папы подготовительной группы Б.
28 апреля 2022 в рамках ежегодно проводимых Республиканских Дней науки «Катановских чтений-2022» педагоги МБДОУ детский сад №10 «Щелкунчик» муниципального образования г. Саяногорска представили опыт работыв на круглом столе «Современные родители- какие они?».Данный факт свидетельствует о том, что работа поданному направлению привлекает все большее внимание единомышленников, педагогов-практиков и студентов, аспирантов, работающих в данном направлении.
Педагоги ДОУ проводили большую работу со студентами по передаче им педагогического мастерства, проводили для будущих воспитателей мастер-классы, участвовали в проведении семинарских и практических занятий со студентами ИНПО. Старший воспитатель Русских Н. П. познакомила студентов с программой «Семь это Я», с интерактивными инновационными формами и методами работы родителями в рамках работы экспериментальной площадки. ВоспитательЧуканова Т. Н. рассказала студентамо реализации проекта». Пустите папу в детский сад»; краткосрочного проекта «Домик для скворушки». Цветкова ЕП. познакомила с интересными формами и методами работы с родителями в процессе приобщения к семейным ценностям детей и родителей, посещающих ДОУ. Конобеева И. Н. в преддверии праздника 23 февраля «Папа - шоу» провела для студентов мастер-класс «Квест игры в работе с родителями»; воспитатель Никитина Г. А. провела для студентов мастер-класс Мастер - класс «Праздник Жаворонков».
Дети и родители, являясь участниками совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания детей, приобрели опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогами ДОУ, что, безусловно, имеет большое значение для сохранения формирования семейных ценностей и сохранения семейных связей. У детей появилось чувство гордости за свою семью, желание быть похожими на близких людей в делах и поступках. Родители и дети и стали бережно относиться к семейным реликвиям, постепенно возрастал интерес к семье, ее прошлому и настоящему.
Итак, реализация Программы «Семья - это я» способствовала активизации и обогащению знаний и представлений у детей и родителей о семье и семейных традициях, повышению психолого-педагогической культуры родителей, развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности. Но самое главное - такая работа рождала ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов семьи.