Иванова Наталья Анатольевна
Приобщение дошкольников к народной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАЗДНИКОВ
Организация праздников в ДОО является одним из увлекательных и интересных средств приобщения дошкольников к народным традициям.
Традиция - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Национальные традиции. Воинские традиции [2].
Публикация «Приобщение дошкольников к народной культуре» размещена в разделах
Традиции направлены, прежде всего, на сплочение коллектива детей, родителей и педагогов. Они помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развития событий и выбирать способы действия.
Традиции и события наполняют ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создают атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам.
Г. Н. Волков отмечает, что «Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью всё более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.» [1, с. 154, ].
Народные праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, во всей их целостности и многообразии. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Такая народная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Много красивых обычаев традиционно существовало на Руси. Они помогали людям не терять веры и оптимизма, наперекор всем жизненным неурядицам. Наши предки понимали праздники как период таинственности и священнодейства, в отличие от повседневности и прозаичности будней. Верили, что в праздники исчезает граница между миром людей и миром чудес и магии.
Мы живем в Республике Хакасия, поэтому необходимо обеспечить условия для развития умения дошкольников уважать культуру и быт коренного населения, знать русский язык и культуру русского народа для того, чтобы вступать в эффективное взаимодействие.
Праздники – это замечательная возможность для дошкольников проявить самые разнообразные таланты, так как главная особенность праздника – его творческая театрализованная основа. Это возможность объединить детей и взрослых общей целью, снять некоторые внутренние конфликты, дать почувствовать радость общения, радость совместного творчества.
В нашем дошкольном учреждении мы организуем и проводим такие праздники как: «Праздник урожая», «Хуртаях» (осенний бал, «Веселая ярмарка», «День Матери», «Пришла коляда», «Чир чайаан» («День Земли», «Чыл-пазы» (Новый год). При подготовке праздника проводим предварительную работу: рассказываем детям о праздничных традициях наших предков, разучиваем народные песни и игры, характерные для того или иного праздника. Кроме этого активно сотрудничаем с родителями: оформляем папки передвижки, консультации, подготавливаем необходимые атрибуты, оформляем предметно - развивающую среду.
В рамках проведения праздников мы реализуем следующие задачи:
- обеспечиваем условия для развития интереса к истории родной страны, к истории народа, его культуре;
- воспитываем любовь к Родине, к родной природе;
- развиваем у детей интерес к народным играм, фольклору;
- знакомим с историей народного костюма, его элементами, объяснять значения некоторых украшений костюма;
- знакомим с изделиями народных промыслов, ремесел.
При организации праздника «Чыл - пазы» совместно с родителями и педагогами были организованы мини – музеи русской и хакасской культуры, выставка национальных блюд. Дети представляли национальные костюмы, играли в народные игры : гори-гори ясно, ручеек, ….
Отрадно наблюдать, как в праздничный день в чудесную атмосферу погружается детский сад: хороводные песни, народные игры, искусно оформленные блюда.
Хочется отметить праздник «День Земли», в котором принимали участие не только дети, родители и педагоги, а также сотрудники ландшафтного парка «Сады Мечты». При подготовке к празднику родители предложили посадить аллею деревьев на территории детского сада. В группе была организована выставка детских работ «Мое дерево»; мы провели с детьми беседу о деревьях; разучивали песни, стихи; изготовили таблички - указатели с названиями деревьев. Организовали экскурсию детей вместе с родителями в парк «Сады Мечты», впечатления от экскурсии дети передавали в рисунках.
Совместно с агрономами парка «Сады Мечты» родители определили ассортимент деревьев и кустарников для посадки. Папы заранее подготовили лунки для высадки, а вечером все дружно стали высаживать саженцы. После посадки пели песни, частушки, водили хороводы. Бабушки наших воспитанников, были активными участниками данного праздника.
Организуя праздники, родители перестали быть зрителями, а превратились в активных и полноправных участников. Такая форма проведения праздников позволила создать доверительные отношения между педагогами и родителями. А главное, - показала каждому ребёнку огромную значимость семьи в его жизни. Кроме того, в родителях стало пробуждаться желание поразмыслить, что они хотели и могли бы передать детям, как культурное наследие во время и в условиях праздника.
Таким образом, организация праздников в ДОО позволяет нам не только знакомить детей с народными традициями, а также способствует активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей, повышает их психолого – педагогическую культуру, развивает детско – родительские отношения. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Самое главное – праздники способствуют преемственности поколений, а через это – причастность к истории своего народа, развитию семейных ценностей.
Библиографический список
1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М. : Азбуковник, 1999. 944с.