Ирина Леонидовна Сапрыкина
Приобщение дошкольников к историческому прошлому посредством ознакомления с национальными костюмами народов России
▼ Скачать + Заказать документы
1. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – это тема особенно актуальна сегодня и не может быть решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Россия всегда являлась многонациональным государством. С раннего возраста ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизненном укладе народов своей страны, доступное их возрасту.
Публикация «Приобщение дошкольников к историческому прошлому посредством ознакомления с национальными костюмами народов России» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
В феврале на базе нашего детского сада прошел семинар на тему «Патриотическое развитие детей дошкольного возраста через знакомство с народным искусством и не материальным культурным наследием». Продолжить приобщение детей к народному творчеству мы решили через знакомство с национальными костюмами народов России, ведь это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками.
Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.
2. Изучение традиционного народного костюма способствует возникновению у дошкольников интереса к истории и традициям родного края, развивает уважение к труду и наследию своих предков. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.
3. Изучая традиционный народный костюм, дошкольники также попутно знакомятся с народными ремеслами – ткачеством, кружевоплетением, вышивкой, изготовлением украшений, выделкой кожи, а также другими видами народного искусства – песенными традициями края, хореографией, фольклорными традициями, устным народным творчеством.
4. Актуальность приобщения детей к национальной культуре заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность.
Для поддержания устойчивого интереса воспитанников в образовательном процессе мы стараемся задействовать определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного.
5. На сегодняшний день актуальна проблема сохранения и формирования здорового поколения и мы обратились к народному творчеству, еще и как к фольклоротерапии- одному из видов здоровьесберегающих технологий.
«Фольклоротерапия», определяется как направление арт-терапии, в котором средствами занятий фольклором осуществляется психокоррекционное и гармонизующее воздействие на личность.
Все средства фольклоротерапии направлены на формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности. Поэтому фольклор необходим в работе воспитателя.
Специально организованная деятельность, игры и развлечения позволяют приобщать детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.
6. Для знакомства дошкольников с народным костюмом мы используем следующие виды деятельности:
- познавательно-речевая деятельность : рассматривание иллюстраций и картинок, а также рушников, кружева, платков и других образцов;
- беседы с детьми об отличи в одежде в разные регионах, об особенностях повседневной и праздничной одежды, о многообразии украшений, головных уборов и др. ;
7. Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация, слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия.
- показ презентаций - «Национальные костюмы народов России», «Особенности проживания народов России в разных регионах страны»;
-просмотр мультфильмов из серии «Гора самоцветов», «Сказки народов мира» и др.
- прослушивание музыкальных композиций, народных песен, национальных музыкальных инструментов.
8. Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи.
-мини музей «Народные куклы своими руками», «Куклы в костюмах народов мира»
- раскрашивание народных костюмов, создание аппликаций («Придумай свой орнамент», «Укрась сарафан матрешке» и др.)
9. Ведущий вид детской деятельности- это игра. Поэтому в нашей работе никак нельзя обойтись без игровых технологий. Игровая технология предполагает содержание обучающих элементов в игре, таким образом повышая уровень мотивации ребёнка. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение малышами навыков социализации.
Так для изучения народного костюма и приобщения детей к народной культуре педагогами нашего детского сада используются следующие игры:
10. - театрализованные игры: для успешной их реализации в уголке ряженья группы в открытом для детей доступе находятся юбки, рубахи, платки, ленты, украшения: бусы, серьги, браслеты и др.
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия;
11. - музыкальные игры: для проведения таких игр в музыкальном уголке должны иметься деревянные ложки, трещотки, бубны, колокольчики и др. Включение музыкального фольклора в режим дня положительно отражается на детях – они узнают новое о русском народном искусстве - музыке, песнях, танцах;
12.- дидактические игры («Одень куклу в народный костюм», «Составь праздничный женский костюм», «Составь повседневный женский костюм», «Составь мужской костюм», «Дорисуй узор» и др.) : обучение на основе этих игр самое естественное в дошкольном возрасте, так как основывается на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию. Ребенок просто играет, но по внутреннему значению это процесс непроизвольного обучения. Дидактические игры расширяют представление ребенка о традиционном народном костюме, обучают наблюдать и выделять характерные признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи;
13.- подвижные и малоподвижные народные игры («Горшки», «Салки», «Ручеек», «Прятки», «У медведя во бору» и др.) : такие игры способствуют формированию волевых качеств, активизируют память, внимание, развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения;
14.- проведение народных праздников (колядки, Масленица, праздник Ивана Купала и т. д.) : народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представления о традиционных обрядах, учат бережному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.
15-один из видов игровой технологии это квест – игра. Недавно в старшей группе прошла игра «По следам избушки Бабы Яги».
Важнейшими элементами игры в жанре квест являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. К детям за помощью обратилась Баба Яга, у нее сбежала избушка, нужно помочь найти ее. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Немаловажное значение имеет привлечение родителей к проблеме изучения традиционного народного костюма. Чтобы наиболее полно осветить данный вопрос и обратить внимание родителей на необходимость приобщения детей к народному искусству, у нас в ДОУ используются следующие методы:
16- памятки, листовки, буклеты, папки-передвижки по теме «Традиционный народный костюм»;
- фото и видео- отчеты о проведенной образовательной деятельности, играх, мероприятиях;
-участие в проекте «Женский народный костюм Воронежской губернии»
- акция «Дополни бабушкин сундучок» в рамках которой, уголок краеведения пополнился новыми экспонатами;
- акция «Выходной день – в музей!» (посещение музея народной культуры);
- совместная выставка работ педагогов и родителей «Добрых рук мастерство» (изделия ручной работы).
17. Таким образом, система по приобщению дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма помогает нам :
- пробудить в детях интерес к истории и культуре родного края;
- познакомить детей и их родителей с характерными чертами народного костюма;
- познакомить детей с народными промыслами;
- развивать творческое воображение дошкольников;
- воспитывать уважительное отношение к национальному наследию, своей Родине;
- поддерживать у детей и их родителей потребность в совместной деятельности;
- дополнить предметно-развивающую среду группы новыми элементами.
Список литературы:
1. Шатерникова Н. И., Кравченко О. А., Якубенко Л. В. Женский народный костюм как часть регионального компонента / Шатерникова Н. И., Кравченко О. А., Якубенко Л. В. – Белгород: Государственное учреждение культуры. Белгородский государственный музей народной культуры. – 2007.- 95 с.