МААМ-картинки

Приобщение дошкольников к историческому прошлому посредством ознакомления с национальными костюмами народов России

Ирина Леонидовна Сапрыкина
Приобщение дошкольников к историческому прошлому посредством ознакомления с национальными костюмами народов России
▼ Скачать + Заказать документы

1. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – это тема особенно актуальна сегодня и не может быть решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Россия всегда являлась многонациональным государством. С раннего возраста ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизненном укладе народов своей страны, доступное их возрасту.

Публикация «Приобщение дошкольников к историческому прошлому посредством ознакомления с национальными костюмами народов России» размещена в разделах

В феврале на базе нашего детского сада прошел семинар на тему «Патриотическое развитие детей дошкольного возраста через знакомство с народным искусством и не материальным культурным наследием». Продолжить приобщение детей к народному творчеству мы решили через знакомство с национальными костюмами народов России, ведь это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками.

Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.

2. Изучение традиционного народного костюма способствует возникновению у дошкольников интереса к истории и традициям родного края, развивает уважение к труду и наследию своих предков. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.

3. Изучая традиционный народный костюм, дошкольники также попутно знакомятся с народными ремеслами – ткачеством, кружевоплетением, вышивкой, изготовлением украшений, выделкой кожи, а также другими видами народного искусства – песенными традициями края, хореографией, фольклорными традициями, устным народным творчеством.

4. Актуальность приобщения детей к национальной культуре заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность.

Для поддержания устойчивого интереса воспитанников в образовательном процессе мы стараемся задействовать определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного.

5. На сегодняшний день актуальна проблема сохранения и формирования здорового поколения и мы обратились к народному творчеству, еще и как к фольклоротерапии- одному из видов здоровьесберегающих технологий.

«Фольклоротерапия», определяется как направление арт-терапии, в котором средствами занятий фольклором осуществляется психокоррекционное и гармонизующее воздействие на личность.

Все средства фольклоротерапии направлены на формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности. Поэтому фольклор необходим в работе воспитателя.

Специально организованная деятельность, игры и развлечения позволяют приобщать детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.

6. Для знакомства дошкольников с народным костюмом мы используем следующие виды деятельности:

- познавательно-речевая деятельность : рассматривание иллюстраций и картинок, а также рушников, кружева, платков и других образцов;

- беседы с детьми об отличи в одежде в разные регионах, об особенностях повседневной и праздничной одежды, о многообразии украшений, головных уборов и др. ;

7. Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация, слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия.

- показ презентаций - «Национальные костюмы народов России», «Особенности проживания народов России в разных регионах страны»;

-просмотр мультфильмов из серии «Гора самоцветов», «Сказки народов мира» и др.

- прослушивание музыкальных композиций, народных песен, национальных музыкальных инструментов.

8. Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи.

-мини музей «Народные куклы своими руками», «Куклы в костюмах народов мира»

- раскрашивание народных костюмов, создание аппликаций («Придумай свой орнамент», «Укрась сарафан матрешке» и др.)

9. Ведущий вид детской деятельности- это игра. Поэтому в нашей работе никак нельзя обойтись без игровых технологий. Игровая технология предполагает содержание обучающих элементов в игре, таким образом повышая уровень мотивации ребёнка. Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а что с её помощью осуществляется обучение, развитие творчества, приобретение малышами навыков социализации.

Так для изучения народного костюма и приобщения детей к народной культуре педагогами нашего детского сада используются следующие игры:

10. - театрализованные игры: для успешной их реализации в уголке ряженья группы в открытом для детей доступе находятся юбки, рубахи, платки, ленты, украшения: бусы, серьги, браслеты и др.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия;

11. - музыкальные игры: для проведения таких игр в музыкальном уголке должны иметься деревянные ложки, трещотки, бубны, колокольчики и др. Включение музыкального фольклора в режим дня положительно отражается на детях – они узнают новое о русском народном искусстве - музыке, песнях, танцах;

12.- дидактические игры («Одень куклу в народный костюм», «Составь праздничный женский костюм», «Составь повседневный женский костюм», «Составь мужской костюм», «Дорисуй узор» и др.) : обучение на основе этих игр самое естественное в дошкольном возрасте, так как основывается на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию. Ребенок просто играет, но по внутреннему значению это процесс непроизвольного обучения. Дидактические игры расширяют представление ребенка о традиционном народном костюме, обучают наблюдать и выделять характерные признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи;

13.- подвижные и малоподвижные народные игры («Горшки», «Салки», «Ручеек», «Прятки», «У медведя во бору» и др.) : такие игры способствуют формированию волевых качеств, активизируют память, внимание, развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения;

14.- проведение народных праздников (колядки, Масленица, праздник Ивана Купала и т. д.) : народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представления о традиционных обрядах, учат бережному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа.

15-один из видов игровой технологии это квест – игра. Недавно в старшей группе прошла игра «По следам избушки Бабы Яги».

Важнейшими элементами игры в жанре квест являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. К детям за помощью обратилась Баба Яга, у нее сбежала избушка, нужно помочь найти ее. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Немаловажное значение имеет привлечение родителей к проблеме изучения традиционного народного костюма. Чтобы наиболее полно осветить данный вопрос и обратить внимание родителей на необходимость приобщения детей к народному искусству, у нас в ДОУ используются следующие методы:

16- памятки, листовки, буклеты, папки-передвижки по теме «Традиционный народный костюм»;

- фото и видео- отчеты о проведенной образовательной деятельности, играх, мероприятиях;

-участие в проекте «Женский народный костюм Воронежской губернии»

- акция «Дополни бабушкин сундучок» в рамках которой, уголок краеведения пополнился новыми экспонатами;

- акция «Выходной день – в музей!» (посещение музея народной культуры);

- совместная выставка работ педагогов и родителей «Добрых рук мастерство» (изделия ручной работы).

17. Таким образом, система по приобщению дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма помогает нам :

- пробудить в детях интерес к истории и культуре родного края;

- познакомить детей и их родителей с характерными чертами народного костюма;

- познакомить детей с народными промыслами;

- развивать творческое воображение дошкольников;

- воспитывать уважительное отношение к национальному наследию, своей Родине;

- поддерживать у детей и их родителей потребность в совместной деятельности;

- дополнить предметно-развивающую среду группы новыми элементами.

Список литературы:

1. Шатерникова Н. И., Кравченко О. А., Якубенко Л. В. Женский народный костюм как часть регионального компонента / Шатерникова Н. И., Кравченко О. А., Якубенко Л. В. – Белгород: Государственное учреждение культуры. Белгородский государственный музей народной культуры. – 2007.- 95 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с кубанской кованью. НОД «Ажурная улица» Пояснительная запискаДошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики»Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию, используя музейную педагогику, как.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Посещение музея «Русь избяная» (приобщение детей к своему прошлому наследию). ВидеоПосещение музея «Русь избяная» (приобщение детей к своему прошлому наследию). Видео Посещение музея "Русь избяная"(приобщение детей к своему прошлому и наследию). Музей в жизни ребенка играет большое значение, он вызывает.

Практика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством РоссииПрактика ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством России 2022 год в России объявлен Годом народной культуры и нематериального культурного наследия. В череде запланированных мероприятий, в основу.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» Тип проекта: творческий, практико - ориентированный. Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители. Срок реализации:.

Отчёт по проекту «Приобщение детей старшего возраста к ценностям культуры народов Дона»Отчёт по проекту «Приобщение детей старшего возраста к ценностям культуры народов Дона» ПРОЕКТ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ. Отчёт по проекту «Приобщение детей старшего возраста к ценностям культуры народов Дона"Автор.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Приобщение детей к истории и культуре народа посредством знакомство с народными промыслами РоссииПриобщение детей к истории и культуре народа посредством знакомство с народными промыслами России Содержание работы: Приобщение детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России. Формирование у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к историческому прошлому посредством ознакомления с национальными костюмами народов России
Опубликовано: 16 мая 2022 в 13:42
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение дошкольников к историческому прошлому посредством ознакомления с национальными костюмами народов России» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Леонидовна Сапрыкина (УИ 375252) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД