Надежда Петрова
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыке посредством вокального кружка
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыке,
посредством вокального кружка.
Петрова Надежда Николаевна
Воспитатель высшей категории
МБОУ «5 МСОШ -
Им. И. П. Никифорова»
МБДОУ «Золотой Ключик»
Республики Саха (Якутия)
С. Кытыл-Дюра.
Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к музыке посредством вокального кружка» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
1 октября 2013 года в Международный день Музыки в республике стартовал в будущее проект Первого Президента Республики Саха (Якутия) «Музыка для всех». Это большой межведомственный, общественный проект, представляющий широкое внедрение музыкального образования в школы и детские сады республики. Он объединяет творческие силы и усиливает влияние государства и общества на образовательный процесс подрастающего поколения.
Музыка – является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
Музыкальное развитие оказывает огромное воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.
Видный психолог Б. М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения». Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, всё богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.
Музыка сочетанием своих выразительных средств создаёт художественный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека.
В нашем детском саду как такового музыкального руководителя нет, музыкальные занятия проводим мы сами воспитатели. А также работают различные кружки и дети с удовольствием посещают их: - «Вокальное искусство», «Танцевальное искусство», «Мода» «Фольклор» - все эти кружки проводятся с целью развития детей, формирования основ музыкальной культуры.
Я веду кружок «Вокальное искусство» с 2012 года и хочу поделиться своим опытом с коллегами.
Пение – основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях и кружках у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. И в своей работе я стараюсь правильно подбирать песенный репертуар, чтобы дети их легко усваивали. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.
Вокальная работа в системе занятий ДОУ занимает важное место, так как способствует развитию художественного вкуса, расширению их кругозора. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально – техническое развитие дошкольников начинается с младшей группы и ведущее место принадлежит вокальному кружку. Приобщая детей к музыке, необходимо в первую очередь иметь в виду эмоционально активное восприятие – это является основой музыкального воспитания.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развитие творческого подхода к каждому ребёнку. Ведь для полного номера необходимо не только верное исполнение мелодии и знание слов, также должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку. Важно научить каждого ребенка не только понимать музыкальный язык, но и пользоваться им для самовыражения.
Для своей работы я разработала такую программу, может кто будет применять в своей деятельности и хочу охотно поделиться.
Кружок «Вокальное искусство».
Цель кружка : Развивать вокальные задатки детей, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать песню с воспитателем.
Задачи: Воспитывать интерес к музыке, к вокальным навыкам. Развивать художественно-эстетический вкус, вокально-слуховые способности, артистичность, эмоциональность, память, образное мышление. Учить петь индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без. Формировать положительные качества личности, навыки художественного исполнения.
Основные направления вокального кружка :
-Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя. Дыхание брать перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать до конца фразы не разрывать слова.
-Чёткое, ясное произношение слов, исполнение дикционных упражнений, скороговорок.
-Систематическое использование маленьких попевок, добиваться лёгкого пения.
Формы реализации задач вокального кружка :
-Коллективные занятия.
-Индивидуальная работа.
-Концертные выступления.
-Участие в различных конкурсах.
Примерные вокальные упражнения :
-Речевые скороговорки, интонирующие на одновременном звуке.
-Имитационные упражнения («крик» чаек, ворон и т. д.).
-Дикционные упражнения.
-Упражнения на плавное соединение звуков.
(все упражнения выполняются в игровой, свободной форме).
Примерный репертуар попевок:
-У кого какая песня?
-Ай ду-ду-ду-ду…
-Самолёт.
-Осенние листочки.
Примерный репертуар песен:
-«Осень».
-«Скворушка».
-«Песенка Бабы-Яги».
-«Песня о волшебном цветке».
-«Зима».
-«Песенка жирафа».
-«Песенка друзей».
-«Песня Красной Шапочки».
-Песни из м/ф, к/ф и т. д.
К концу года дети должны знать и определять:
-Музыку разного эмоционального содержания. (весёлая, грустная).
-Музыкальные жанры (песня, танец, марш).
-Средства музыкальной выразительности : темп, мелодия, ритм.
-Музыкальные инструменты : фортепиано, скрипка, балалайка, баян, флейта, гармонь.
-Знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.
Кружок вокала проводится один раз в неделю – 30 минут.
В течении года планируется ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях, утренниках ДОУ, районных и республиканских конкурсных выступлениях.
Мои дети не раз становились дипломантами и лауреатами на районных и республиканских конкурсах.
Итак, я считаю, что пение является самым массовым и доступным видом музыкальной деятельности дошкольников. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают учения и навыки.
Использованная литература:
1. «Музыка и движение». С. И. Бекина 1984г.»
2. «Учим петь детей 5-6лет». С. И. Мерзлякова 2014г.»
3. «Музыкальная деятельность в детском саду». Н. А. Ветлугина 1974г.
4. «Теория и методика музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста». ИРО МО РС (Я) ЯГУ им. М. К. Аммосова ПИ /учебно-методическое пособие/ Якутск 2001г.