ирина савцова
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с русской народной сказкой
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с русской народной сказкой»
Как говорил великий писатель Алексей Николаевич Толстой:
«Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрывается перед нами
тысячелетняя история народа»
(Алексей Толстой.)
Публикация «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к музейной педагогике посредством знакомства с русской народной сказкой» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения.
Актуальность выбранной темы не случайна.
Наблюдая за детьми, мы увидели, что их мало интересуют книги, нет интереса к художественной литературе, к поэтическому слову. И тогда мы решили заняться с детьми театрализованной деятельностью. Создали в группе мини – музей «Курочка ряба», ведь сказка проста и понятна детям. Это позволило нам не только привить интерес к русскому фольклору, художественному слову, но и способствовало развитию речи, активизации словаря детей. Первые навыки театрально - исполнительской деятельности способствуют эмоциональному развитию. У детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, а приобретенные умения в театральных играх дети переносят в повседневную жизнь.
Курочка-Ряба один из первых сказочных персонажей, с которым и знакомится ребенок. Значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства.
Изображение петушков и курочек, наблюдение за их поведением сразу завоёвывает детские сердца, вызывает любопытство и интерес. Курочке посвящено много сказок, потешек, песенок, а изображение петушка украшало расшитые полотенца.
Тема мини-музея была выбрана с учетом возраста детей и любимой ими сказки.
Мини-музей Курочки Рябы, в котором собраны стихи, потешки, картинки, игрушки, подвижные игры, настольный театр, наиболее понятные и интересные ребенку третьего года жизни, позволяют детям поближе познакомиться с персонажем Курочки Рябы.
Поскольку в этом возрасте деятельность ребенка, как правило, нуждается в поддержке взрослого, дети приходят в мини-музей с воспитателем.
Экспонаты мини-музея служат иллюстративным материалом в обязательной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи.
Дети раннего возраста с удовольствием принимают участие в строительстве курятника, рисовании цыплят, росписи пасхальных яиц.
Речевые задачи решаются и при составлении рассказа о куриной семье : петух –папа, курочка –мама, а детки –цыплятки. Рассказывается о том, чем питаются куры, какие части тела у них есть. Воспитатель загадывает загадки и вместе с детьми ищет «ответы» в мини-музее.
Цель музея :
формирование у детей интереса и любви к сказкам через работу в мини музее «Курочка Ряба».
Задачи:
- способствовать формированию интереса к сказкам;
- познакомить детей с различными видами театрализованной деятельности;
- способствовать развитию речи, расширению словарного запаса;
- развивать творческое мышление, фантазию;
- формировать представление о музее;
- обогащать воспитательно - образовательное пространство новыми формами;
- привлечение родителей в процесс создания мини-музея, активизировать их на сотрудничество.
В связи с новыми федеральными стандартами нельзя не упомянуть и об интеграции образовательных областей в музейной педагогике.
Что подразумеваем мы под театром….
Что подразумеваем мы под игрой….
С чем знакомит мини-музей :
• С различными видами театральных кукол;
• С правилами поведения в театре;
• Знакомит с театральными профессиями;
• С различными костюмами и декорациями;
• С материалами, из которых создаются куклы и игрушки.
В нашем мини-музее собраны различные экспонаты, подаренные родителями, собранные воспитателями и детьми. Все экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекция мини-музея располагается в доступном для детей месте.
В мини – музее несколько разделов :
РАЗДЕЛЫ И ЭКСПОНАТЫ МИНИ-МУЗЕЯ :
1. Курочки бывают разные
В разделе представлены игрушки, изображения курочки, петуха, цыпленка (мягкие, резиновые, керамические, деревянные, бумажные, сделанные детьми и родителями). Они на поминают о том, с какой любовью люди всегда относились к этой домашней птице.
2. Домик для курочки и петушка
Макет курятника поможет воспитателю рассказать о том, как человек заботится о курах, строит для них специальные домики.
3. Еда для курочки
Коллекция разных кормов (пшеница, пшено).
4. Птичий двор
Цыпленок из яйца. На отдельной полочке располагают игрушки, отражающие развитие и жизнь курицы (петуха) : яйцо –цыпленок –курица.
5. Семья Курочки Рябы
В разделе представлены игрушки, изображающие петуха, цыпленка и курочки.
6. Что дает нам курочка
В разделе находится коллекция разных яиц (расписные и некрашеные, пластмассовые, резиновые и т. д.)
7. Театральный уголок
В разделе представлены игрушки настольного театра к сказкам о курочке.
8. Книжный уголок
Размещены книги о курочке, петушке, цыплятах.
А так же здесь представлены пазлы с разными сказками, разрезанные картинки, с помощью которых детям очень нравится составлять сказочных героев и сюжеты из разных сказок.
Продумали формы работы в мини-музее :
- Формы проведения занятий в музее отличаются большим разнообразием – это путешествие по сказкам, игра-занятие;
- путешествие-инсценировка, сюжетно-ролевые игры.
- Для решения задач по речевому развитию огромное значение придаём индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.
- Разучиваем с детьми потешки, пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, короткие сказки, загадываем загадки, знакомим с художественной литературой
- Играем в дидактические игры: «Отгадай-ка!», «Расскажи сказку по иллюстрациям», лото «Путешествие по сказкам».
- Используем в работе игры на эмоциональное развитие «Мой любимый персонаж» (изобразить мимикой и жестами).
- Играем с детьми в подвижные, словесные игры.
- Обыгрываем знакомые сказки с помощью настольного театра.
- Прослушиваем сказки на магнитофоне, просматриваем их на телевизоре.
- Играем в сказки, рисуем, занимаемся ручным трудом, конструируем.
Все накопленные знания, умения и навыки наши дети используют в самостоятельно - игровой деятельности.
С помощью русских народных сказок, дети усвоили основные жизненные нормы:
• Что такое хорошо, что такое плохо.
• Добро всегда побеждает зло.
• Слушать родителей.
• Уважать старших.
Наш музей представляет большие возможности для развития личности ребенка, для взаимодействия с семьей, социумом и обогащение предметно-развивающей среды. Главное в музее – не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельности. Мы часто используем экспонаты мини-музея в качестве пособий для проведения занятий, игр.
Поэтому разнообразие самостоятельной деятельности детей в мини-музеях способствует развитию творческой деятельности, сюжетно-ролевых игр, интереса к исследовательской деятельности, созданию детских проектов.
Итак, ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
Наш музей получился таким интересным, познавательным и ярким, благодаря помощи детей, родителей и педагогов.
Перспектива развития мини-музея :
• пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
• выставка детских работ по теме «Цыплята!»;
• оформление книжек – малышек родителями;
• изготовление театров из нестандартного оборудования, декораций к сказкам, костюмов сказочных героев, атрибутов;
составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях).
Итог работы подводить рано. Это не конец, а лишь самое начало. Но любой большой и длинный путь начинается с маленького и первого шага. Планируем дальше работать в этом направлении.
«И нельзя без сказок нам прожить друзья,
Ведь со сказкой проще нам найти слова,
для любимых деток или малыша».