Ирина Коберман
Консультация для педагогов «Приобщение детей к при роде родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
В работе по приобщению к природе важно учитывать региональный компонент (прир-оду родного края, нар-одные традиции, краеведение). То-лько тогда природа пре-дстанет перед чел-овеком доброй, щедрой, дающей людям свои богатства и радость об-щения с н-ей, когда человек буд-ет см-отреть на нее внима-тельными глаз-ами, относиться к ней с любовью и бережно.
Все методы по экологич-ескому воспитанию можно разделить на наглядные, словесные, игрoвые и практические.
Публикация «Консультация для педагогов „Приобщение детей к при роде родного края“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Консультации
- Темочки
В своей профессиональной деятельности по эколо-гическому развитию детей я широко испо-льзую такие методы, как экскурсии, целевые прогулки; набл-юдения, беседы,игры, наглядн-ые пособия и многое другое
Эк-скурсии в пaрк - особая форма организаци-и работы по экологическому воспитанию. На экскурсиях я знаком-лю детей с растениями, насекомыми и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию перв-ичных представлений о взаи-мосвязях в природе. Благодаря экск-урсиям развивается наблюдательность, возни-кает интерес к природе.
Прогулки также широко используются для- экологического воспитания детей. Воспит-атель знакомит детей с изменениями природы по сезонам (прод-олжит-ельность дня, погода, изм-енения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организуют-ся игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участ-ке должно быть такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печа-тки. Именно на прогулке дети знаком-ятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Н-айди по описанию», «Что, где растёт», «Узн-ай и назови», «Вершки- корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.
Для установления причин явлений, нужно использовать как можно больше опы-тов. Опыт всегда должен строиться на основе име-ющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явлен-ия, Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Рассматривание картин. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведении И. И. Шишкин «Рожь»; И. И. Левитан «Золотая осень»; А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»;
Учебный экран - при ознакомлении детей с природой в детском саду используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы. С их помощью формирует у детей представления о динамике явлений природы – росте и развитии растений и животных, о труде взрослых, показывая явления, которые протекают в природе длительное время.
Словесные методы.
Словесные методы я часто использую в своей деятельности : беседы, рассказывание, чтение художественной литературы. При этом также используется иллюстративный материал – фотографии, картины, диафильмы.
Чтение художественной литературы – детская природоведческая книга используется педагогом, прежде всего в воспитательных целях. Книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности. Произведения А. Плещеева, С. Есенина, В. Бианки, К. Г. Паустовского не оставят равнодушными наших воспитанников.
Игровые методы.
Дидактические игры - в дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.
Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами, фруктами и овощами: «Чудесный мешочек», «Чьи детки на этой ветке?». Широко используются в младших и средних группах. Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно» - проводятся с целью закрепления знаний. Подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик».
Практические методы.
Труд в природе – я организую в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.
Участие в экологических акциях «Сдай батарейку! Спаси ежика!», «Кормушка для пернатого друга», «Птичий переполох».
Приобщение детей к природе родного края осуществляем через реализацию проектов «Моя малая родина», «Золотая осень», Зимующие птицы».
Работу по экологическому воспитанию нужно проводить и в семье. Только совместными усилиями с семьёй воспитатель сможет решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с роди-телями по экологическому воспитанию детей можно использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).
Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. об-огащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе. Существует ещё проблема, как донести информацию не только до детей, но и до их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно важная привычка бережно относится к живой природе.