Получи документы

«Народные промыслы — семикаракорская посуда». Конспект занятия в подготовительной к школе группе

Любовь Герцык
«Народные промыслы — семикаракорская посуда». Конспект занятия в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы

Занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе : тема «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через ознакомление с народными промыслами : «Семикаракорской посуды».

Публикация «„Народные промыслы — семикаракорская посуда“, Конспект занятия в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Цель: приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, накопление ребёнком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний и умений. Формирование основ патриотизма, национальной гордости. Расширение создания условий данных направлений работы, обобщение опыта, расширение представлений о Донском народном промысле (об особенностях декоративной росписи в Ростовской области) Задачи: - познакомить детей с Семикаракорским промыслом, с предметами, которые постоянно используются в доме – посудой (ее формой, декором, силуэтом, цветовой гаммой); - формировать умения создавать узоры, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении традиционных элементов и орнаментов Семикаракорской росписи; придумать свои узоры; -совершенствовать коммуникативные качества через игру; -развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности росписи предметов посуды и материала, из которых они сделаны. -расширять и обогащать словарный запас детей, совершенствовать грамматический строй речи; -упражнять в образовании относительных прилагательных. -способствовать развитию у детей эстетического вкуса, формированию прекрасного; воспитывать любовь и уважение к традициям, культуре и искусству донских мастеров. Оборудование: демонстрационный материал «Посуда», Семикаракорская посуда (демонстрационная и для росписи, образцы Семикаракорской росписи ; формы под роспись, аудиозапись, магнитофон; кисти, акварель, стаканчики с водой. салфетки ножницы - все по количеству детей. Образовательные области: «Художественно- эстетическое развитие» Интеграция видов деятельности: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие ИЗО» Лексическая тема: «Роспись семикаракорской посуды» Вид занятия : интегрированное занятие. Предварительная работа: Беседа и изучение росписи на посуде ; рассматривание предметов декоративно – прикладного искусства, на занятиях по окружающему миру; проведение дидактических игр «Составь узор», «Собери предмет»; прорисовывание элементов семикаракорской росписи., знакомство с росписью Хохломы, Гжель, Жестово, Городец

Методические приемы: сюрпризный момент, беседа, объяснение способа выполнения задания, физминутка, практическая деятельность детей, итог.

Ход занятия

Дети заходят в группу и за ними заходит завхоз с подносом, на котором стоит однотонная посуда Завхоз - это группа Любознайки? Дети - да Завхоз - это посуда для вас! Воспитатель берет коробку с посудой у завхоза и ставит ее на стол Воспитатель - Ребята, как вы думаете, что такое - посуда? И для чего она нужна? ответы детей Воспитатель - давайте вспомним правила безопасного пользования посудой? Дети - ответы Воспитатель - Верно, А вся ли посуда здесь одинаковая? Дети - ответы Воспитатель - Как можно охарактеризовать эту посуду? Дети -ответы Воспитатель - Правильно, дети, это посуда новая, нашего времени. А у меня есть еще посуда. Давайте посмотрим и определим, посуда такая же? Дети с воспитателем переходят ко второму столу где стоит посуда с узорами. Дети - ответы Воспитатель - Ребята, а вы знаете из какого материала давние времена делали посуду? Дети - ответы Воспитатель - А здесь есть посуда сделаная из глины? Покажите ее. Дети (берут в руки, показывают и говорят, я думаю, что это.) Воспитатель - Дети, расскажите, чем отличается посуда стоящая на жостовском подносе от той посуды, которую нам принес завхоз? Дети - ответы Воспитатель - Ребята, подскажите, с какой росписью вы уже познакомились? Дети - ответы детей Воспитатель - А есть ли здесь посуда со знакомой вам росписью? Покажите ее Дети - (берут предмет хохломы, поднос жостово и т. д.) Воспитатель - Ребята, а вы знаете откуда появилось такая роспись? Дети - (ответы разные) Воспитатель А я вам сейчас расскажу очень интересную сказку Пойдемте на ковер. Садитесь рядом со мной. Слушайте : Давным - давно жила в маленьком русском селе красавица Марьюшка. И была она рукодельницей необыкновенной - шелка вышивала разноцветными, золотыми да серебряными нитями. И так нравились людям ее уборы, что слава о ней разошлась по всей Руси. И стали купцы заезжие в то село и говорили Марьюшке: "Поедем, краса-девица, в город! Будешь самой лучшей мастерицей!" Смеялась девушка и отвечала им : "А я и так проживу, без города! Любо мне мое село, речка рядом, лесочек, березки, цветы полевые. А в городе я что видеть буду?" Уговаривали ее богатые женихи, и так, и этак. Но осталась Марья верна своей Родине. Но вот, однажды, приехал в село особый гость, стал он Марьюшку золотом осыпать, бусы жемчужные ей на шею пытался накинуть, шубку соболиную - на плечи. Не приняла подарков она! Стал он тогда ее уговаривать замуж за него пойти, во дворец его переехать, в большом богатстве жить. Только рассмеялась Марья: "Не нужно мне богатства, здесь жить хочу!" А был это Кощей Бессмертный,разозлился он. Не знал Кощей отказа, и решил он лишить мир рукотворной красоты, которой Марья людей радовала. Обернулся черным орлом кощей Бессмертный, схватил в когти девушку и понес ее в свое царство. А Марьюшка обернулась Жар-птицей и. почувствовала она - силы теряет. Стала она прощаться с землей родной. (показать фото жар птицы) Плакала и бросала перья радужные на землю на память о себе. (фото пера жар птицы) И там, куда попали перья волшебные Жар-птицы, стали появляться промыслы народные. И умельцы русские продолжали украшать мир, продолжали дело Марьи-искусницы. (фото сел) Так появились Хохлома и Гжель, Палех и Городец, Жостово. (Воспитатель предлагает прочитайте названия сёл. Дети читают название сел) И еще много других мест, где живут настоящие волшебники, созидающие красоту собственными руками! Понравилась вам моя сказка? Дети - (ответы) Воспитатель - Правильно, дети, такими яркими расписанными предметами быта можно было украсить жилье, яркими игрушками весело играть, из ярко украшенной посуды приятно употреблять пищу. Эти народные промыслы были все не далеко от Москвы. Ведь там яркие и сочные цвета. А у нас на Дону есть своя легенда. Дети какая?

Воспитатель - Упало перо волшебное и в наши края и там нашли хорошую белую глину. Предание гласит, что некогда семеро братьев Каракоровых поселились на правом берегу Дона, но в силу сложившихся обстоятельств были вынуждены перебраться на левый берег, где впоследствии родилась Семикаракорская станица. Там появилась своя гончарня. На ручных гончарных кругах, из белой глины, они изготавливали посуду, которая пользовалась большим спросом. Посуда была разной : кувшины, миски, тарелки, чайные пары, блюда под рыбу и прочее. Вся Донская посуда изготавливается и расписывается только вручную А я вам хочу показать нашу, Семикаракорскую, Донскую керамику (воспитатель вместе с детьми подходят к столу с Семикаракорской посудой) Воспитатель Перед вами изделия донского фаянсового завода. Посмотрите, какие краски используют художники для росписи донской керамики (фаянса? Дети берут в руки семикаракорскую посуду. рассматривают и рассказывают о росписи и цветовой гамме, белый, желтый, голубой, розовый Воспитатель - Вы правы, в основе композиции - букетно-растительный орнамент с акцентом на более крупном центральном цветке часто дополняется сеткой - арабеской. (воспитатель предлагает детям пройти к доске и посмотреть на элементы росписи) Смотрите, все эти цветы, словно подернуты легкой дымкой! Рассмотрите элементы семикаракорской росписи и прочтите их название. Дети - читают и отвечают Воспитатель - Да! ведь в наших донских степях иначе и не бывает! Солнце так палит, что вся степь маревом покрыта! Да, у нас на Дону, как говорят художники, особый колорит - неяркий, степной. Вот и подошла к концу наша сказка. Да сказка ли это? Волшебные руки человеческие превратили ее в быль. Семикаракорская керамика - это яркое явление народной художественной культуры Донской земли. Она впитала все краски нашего прекрасного и могучего края, его местную духовную культуру, традиции, овеянные свободолюбивым духом казачества. Вот так у нас на Дону и появился свой народный промысел - фаянс расписной! Он является визитной карточкой нашей Ростовской области и этому есть доказательство (на доске вывешиваю фото елки достижений Ростовской области) С декабря 2023года, в Москве, и по сегодняшний день проходит международный форум, где все области нашей России представляют свои достижения. Перед новым годом каждая область украшала свою елку и как вы думаете : чем наша елка была украшена, кроме новогодних игрущек? Дети рассматривают фото новогодней елки и отвечают Воспитатель: Дети, Я предлагаю вам отправиться в мастерскую и превратиться в художников фаянсового завода. Но что бы у вас все получилось замечательно предлагаю немножко размяться.

Физкультминутка

Дружно мы тарелки мыли

Вот так. Вот так. (Дети имитируют мытье посуды)

А потом мы рисовали и на полку убирали.

Вот так. Вот так. (Тянутся на носочках, подняв руки вверх)

А потом мы все плясали

Вот так. Вот так. (Пляшут под музыку)

Мастер-класс, на котором ребята самим украшают готовые изделия в манере кистевой росписи на примере донских мастеров. Воспитатель У вас есть возможность стать художником своей сказки выбрав любую форму посуды, которые мы с вами будем декорировать листиками и бутонами. (каждый ребенок берет себе заготовку,краски, кисти, №2,4,8, стаканчик с водой, салфетки и расписывает узорами. Дети выбирают материал для росписи: 1 группа выполняет роспись на бумажных формах. 2 группа расписывает глиняные изделия.

Воспитатель Мастера, скорей за дело, Украшай посуду смело!

Составляй такой узор, Чтобы радовал он взор.

Звучит аудиозапись песни «Семикаракорский вальс».

Этапы выполнения работы:(образцы росписи и трафареты на столах в кейсах)

1 Выбор рисунка для росписи посуды.

2 Роспись изделия. (Для выполнения мазка на кисть набирается краска двух цветов)

3. Выставка детских работ.

4. Дети рассказывают о своей работе.

Воспитатель: Что было для вас самым интересным?

Ответы детей. Воспитатель: Где можно разместить эти изделия, чтобы все дети детского сада могли полюбоваться ими? Дети ищут решение задачи (организовать выставку или пригласить детей в гости). Воспитатель: У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас! Вы подарили радость себе и окружающим людям. Спасибо за творчество.

Публикации по теме:

Конспект занятия по познанию «Народные промыслы России» для детей старшей группыКонспект занятия по познанию «Народные промыслы России» для детей старшей группы Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства. Задачи:.

Конспект беседы «Народные промыслы России» для детей 5 летКонспект беседы «Народные промыслы России» для детей 5 лет Цель. Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народных промыслов. Задачи: Закрепить знания детей о русском народном.

Конспект индивидуального занятия «Народные промыслы» для ребенка с нарушением зрения средней группы Конспект индивидуального занятия «Народные промыслы» для ребенка с нарушением зрения средней группы. Цель: закрепление знаний о народных.

Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Вот посуда — красота, без нее мы никуда!»Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Вот посуда — красота, без нее мы никуда!» Конспект комплексного занятия в подготовительной группе «Вот посуда - красота, без нее мы никуда!» Автор: Назарова Татьяна Валентиновна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Народные промыслы — семикаракорская посуда». Конспект занятия в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 15 ноября 2024 в 23:00
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Народные промыслы — семикаракорская посуда». Конспект занятия в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Герцык (УИ 87959) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД