Карстен Ирина Викторовна
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям как к основе духовно-нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,
]Без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,
Без духовности нет личности, без личности нет народа!»
Воспитание патриота, гражданина, знающего и любящего свою Родину - задача в настоящее время очень актуальна. Чтобы решить эту задачу, надо познать духовное богатство своего народа, отечественную народную культуру.
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к традиционным ценностям как к основе духовно-нравственного воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Глубокий смысл в выражении Генри Луис Менкена: «Перед прошлым – склони голову, перед будущим – засучи рукава».
Не зная и не уважая прошлого, нельзя объективно и плодотворно творить будущее. Многие ли взрослые могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную? Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, видят в своем доме красивую детскую книжку, репродукции картин великих мастеров; слышат светлую, мелодичную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно.
Воспитать патриотические чувства у детей – вот главная нравственная задача. И начинать надо с раннего детства. Научить дошкольника с уважением относиться к людям, родному краю. Передать ребенку народные традиции. К традициям нашего народа приобщать надо с помощью доступных наглядных средств и способов. Чтобы государство было крепким, духовно богатым, каждый человек должен знать свою историю, культуру, традиции. И начинать надо с малого, с ближайшего окружения: семьи, родительского дома, родного города, парка или сквера, где ребенок привык гулять. Познакомить с народным творчеством, которое ребенка окружает с его рождения. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие отношение к природе, искусству, семье, роду, Родине.
Дошкольный возраст самый благоприятный для этого, потому что он как губка впитывает в себя, все то, что видит вокруг. Наследование этических ценностей в самом раннем возрасте – это самый естественный способ духовного, гражданского и патриотического воспитания, воспитания любви к семье, Отечеству.
И чтобы не растерять до конца свои национальные черты, не предать забвению свою народную культуру, надо успеть передать доброту, любовь, быт и традиции самым маленьким гражданам нашей огромной страны. Надо воспитать патриота на конкретных примерах истории, событиях и народных традициях.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального поведения.
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды.
Все наши нравственные ценности : уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, терпеть, уступать, прощать и т. д.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, встречающиеся в фольклорных произведениях.
Задача педагога – соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры, предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.
Целью духовно-нравственного воспитания дошкольника является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого Российского народа.
Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера.
Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края : песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники.
Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму. Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в народных обрядовых праздниках. Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Нашей целью является - Воспитывать у ребенка любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с разнообразием жанров народного творчества, с народно - прикладным искусством. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора и тех народов бок о бок с кем мы живем
2. Знакомить детей с предметами быта, жилищем, народным и национальным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта разных народов
3. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к ее народной культуре и людям, создающим её.
4. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини-музеев», фольклорных и национальных праздниках, изготовлению пособий.
Методы, наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала:
- метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и приданий посредством театрализованных постановок праздников, традиций; эвристический (частично поисковый) метод;
- метод моделирования,
- социо-игровые технологии,
- игровой метод,
- метод практических действий,
- наглядный.
Работу по приобщению детей к культуре и традициям необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу, селу.
Таким образом, воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.
- Я – человек!
- Я живу на этой Земле!
- Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них!
___
Список литературы
1. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. -1991.-№9.-С. 16-22.
2. Зязева Л. К. Мир детства в традиционной культуре. -Москва, 1993 г.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методич. пособие. – СПб: «Детство-Пресс», 2004.
4. Николаева С. Р., Катышева И. Б., Комбарова Г. Н. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. СПб: «Детство-Пресс», 2004.
5. Юдин А. Б. Русская традиционная народная духовность. - Москва, 1994 г.