Лучший педагог года

Родительское собрание «Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России»

Александра Касаткина
Родительское собрание «Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Чернухинский детский сад № 16»

Родительское собрание на тему :

Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России

Выполнила:

воспитатель

Касаткина А. Н.

Чернуха,2015

Время проведения: по выбору воспитателя.

Форма проведения: встреча.

Продолжительность: 1 час.

Публикация «Родительское собрание „Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России“» размещена в разделах

Цель: привлечение родителей к реализации задач возрождения русских национальных традиций в условиях дошкольного учреждения и семьи. Задачи:

1. Приобщать родителей к истокам русской народной культуры.

2. Развивать познавательный интереса к истории своего народа, его традициям, особенностям национальной культуры, русскому народному творчеству.

3. Повысить компетентность родителей в вопросах о культурных и духовных ценностях родного края, малой родины, русского народа, его традициях, культуре и творчестве. 4. Сформировать активную родительскую позицию в жизни ДОУ.

1. Подготовительный этап

• Подготовительный этап к данному родительскому собранию заключался в выполнении следующих мероприятий:

• оформление презентации на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России»;

анкетирование по теме: «Приобщение детей к культурным ценностям народов России»;

• подборка аудио- и видеозаписей сказок, потешек, русских народных праздников, эпиграфов;

• оформление наглядной информации для детей и взрослых в широком доступе (папки-передвижки, наглядные материалы).

Оборудование :

интерактивная доска, презентация на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России», музыкальный центр,

аудиозаписи сказок, потешек, загадок, видеозапись русских народных праздников, выставка детских книжек: сказки, потешки для самых маленьких, пословицы и поговорки, загадки, результаты тестирования.

2. Организационный этап:

Родительское собрание проходит в музыкальном зале, стулья расставлены полукругом.

3. Этап введения в проблему

Здравствуйте, уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, то

только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме – это как приобщить наших детей к культурным ценностям народов России.

«Народ, который не знает своей

культуры и истории,

- презрен и легкомысленен»

Н. М. Карамзин

Россия – Родина для многих. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору. Русский фольклор – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому я считаю, что познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует духовную культуру.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Вадим Шефнер

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Можно с уверенностью сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой. У подрастающего поколения также наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Как одевались? Какие игры были у детей? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

С сожалением приходится осознать актуальность слов К. Д. Ушинского говорившего в своё время: «Отличие западного образования от нашего состоит в том, что западный человек более знаком со своим отечеством, литературой, географией… а русский человек менее знаком с тем, что всего к нему ближе: своей Родиной, и всем, что с ней связано…»

В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице, малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Поэтому актуальной сегодня является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, обрядами, воспитывать патриотические чувства. Как научить ребёнка любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть. Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь, что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура. Для этого мы должны знать историю России, любить её природу, жизнь её народа, его труд, искусство, верования и быт.

Думаю, что народное творчество должно быть широко включено в быт и деятельность детей. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоёванного русским искусством и литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений : праздники, традиции, фольклор, художественные промыслы, декоративно – прикладное искусство.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка. Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Дошкольный возраст – начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это время начала формирования ребёнка как личности, становления его характера. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности. Знакомство с народным фольклором всегда обогащает и облагораживает. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной, народного чувства, народной жизни, в области народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки. Произведения своими содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка. Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, - что очень важно для физического развития, - одновременно способствует накоплению у него чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка.

Потешка не только учит движению. Она и воспитывает, учит малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо», «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принес». Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить.

Сказки. Помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор: развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, Любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, упрямство, трусость, и, одобряет трудолюбие, смелость, верность.

Пословицы и погоровки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются Например: Одеваемся на прогулку, медлительному ребенку говорю: «Семеро одного не ждут». Замечаю на занятиях по аппликации не аккуратность, спешку в работе, говорю: «Поспешишь - людей насмешишь». На прогулке во время трудовой деятельности, дети отказываются выполнять работу, можно применить такую пословицу: «Труд человека кормит, а лень портит». «Одна пчела много меду не натаскает». Во время наблюдений, при составлении календаря погоды можно использовать различные пословицы: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т. д. Пословицы и поговорки для детей надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путём наблюдений, в ходе беседы, постановки опыта. Дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений. - Апрель водой славен, почками красен. - Гусь как воевода в красных сапогах.

Народные загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Загадки – полезное упражнение для детского ума. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.

Скороговорка, веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются в этом их секрет и обаяние. Недаром в народе говорят «Всех скороговорок не переговоришь и не пере выговоришь». Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно – баловство, любимая игра в словотворчество. Каждое действие, указание, определение в скороговорке имеет смысл:

Федя филина боится

Филин может рассердиться.

Серый зайка, зубки спрячь:

Не капуста это, мяч.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Работу по ознакомлению с фольклором надо проводить не только на занятиях, но и в повседневной жизни вместе с мамами и папами, бабушками и дедушками, это позволит нам решить следующие цели: развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества; развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях; воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций; обогащение словаря; расширять знания детей об окружающем мире, воспитывать потребность общаться с природой и приходить ей на помощь; участвовать в трудовой деятельности; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать; воспитывать интерес к истории России; знакомство с культурным прошлым своего народа.

4. Подведение итогов.

Ведущий предлагает высказать родителям свое мнение о проведенном собрании.

5. Принятие решения собрания.

1. Принять к сведению информацию о «Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России».

2. Привлечь родителей к сбору предметов русского народного быта, для пополнения мини музея «Русская изба» детского сада.

3. Родителям посещать с детьми центры культуры, достопримечательности родного села.

4. Дома с детьми использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).

Литература

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. –М. : Академия, 2000. –400с.

3. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. –М. : Учпедгиз, 1957. – 240с.

4. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. 1992.-№5-6.-С. 5-8.

5. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. –М. : Просвещение, 1970. –148с.

6. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой - Программа воспитания и обучения в детском саду. М: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.

7. Князева О. Л., Маханева М. Д. - Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ. : Детство-Пресс, 2004.

8. Авт. сост. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маханева О. А., Корепанова О. Н. и др. - Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ – СПБ. : «Детство-Пресс», 2004.

Публикации по теме:

Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры посредством работы с берестой Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение,.

Приобщение дошкольников к традиционным культурным ценностям как основа духовно-нравственного и патриотического воспитания Воспитание патриота, гражданина, знающего и любящего свою Родину - задача в настоящее время очень актуальна. Чтобы решить эту задачу, надо.

Развивающая игра-лото «Знатоки» для детей дошкольного возраста. Приобщение детей к культурным традициям Развивающая игра-лото \"Знатоки\"для детей дошкольного возраста предназначена для приобщения детей к культурным традициям. Игра создана.

Родительское собрание «Приобщение детей к художественной литературе» Родительское собрание Дискуссия «Приобщение детей к художественной литературе» Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детских.

Родительское собрание «Формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста»Родительское собрание «Формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста» 19 февраля 2019 года в средней группе №6 «Солнышко» прошло родительское собрание на тему: «Формирование познавательных интересов детей дошкольного.

Родительское собрание «Приобщение детей к народному искусству» Цель: содействие сплочению коллектива родителей в вопросах приобщения детей к истокам русской народной культуры, совместному изготовлению.

Родительское собрание «Психологические особенности развития детей младшего дошкольного возраста» На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Развивается предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого;.

Родительское собрание «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» Родительское собрание №2 «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого.

Родительское собрание «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста Задачи: 1. Формировать.

Родительское собрание «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Возрастные особенности детей 5-6 лет В этом возрасте ваш ребенок: Математика Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь: 1. может определять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России»
Опубликовано: 30 марта 2019 в 00:16
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Касаткина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД