Приложение МААМ

Консультация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»

Ольга Гузий
Консультация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 3 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников»

___

Приобщение детей дошкольного

возраста к истокам народной культуры.

Работу подготовила

Музыкальный руководитель

Гузий О. И.

Слайд3

Актуальность

Публикация «Консультация „Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры“» размещена в разделах

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять свою эмоциональность. Многие люди напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают карьеру», заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно.

Вот почему так важно в жизнь детей и педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества. Русские народные сказки, песни пословицы, приговорки, прибаутки, танцы, игры – это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И наша задача научить детей понимать, ценить и любить наследие прошлого.

М. П. Мусоргский писал: «Утрата народом своего искусства, своих художественных ценностей – это национальная трагедия и угроза самому существованию».

Слайд 5

Для реализации поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

- Познакомить детей с праздниками, входящими в русский народный календарь и историей их возникновения, с народными

музыкальными инструментами.

- Расширять представления детей о музыкальном фольклоре, как о виде искусства путем знакомства с разнообразными формами детского музыкального фольклора.

- Способствовать активному развитию всех музыкальных способностей детей (ладовое чувство, музыкально – слуховое представление,

музыкально – ритмическое чувство, в основу которых положена эмоциональная отзывчивость.

- Создать необходимую предметно – пространственную среду.

- Воспитывать у детей чувство любви, долга, ответственности, уважения красоты, доброты, привязанности, к своей родине, родным местам, русскому народу.

Обучение носит воспитывающий, развивающий и системный характер. Воспитание на фольклорной основе дает возможность формировать в каждом ребенке лучшие человеческие качества: представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, любви к Родине, родному краю. Системность обучения нацелена на образование у каждого ребенка как системы знаний о традициях русского народа народном календаре, обрядах, обычаях, праздниках, песнях, играх, загадках, сказках и других произведениях исконно – народного творчества, так и системы умений (слушать, воспринимать, включаться в исполнение, творчески воспроизводить фольклорный материал и т. п.)

Решение поставленных задач предусматривает использование следующих форм: НОД, игровую деятельность, кружковую работу, экскурсии, праздники, театрализованную и самостоятельную деятельность.

Приобщать детей к основам русской национальной культуры нужно с раннего возраста, когда у них ещё только формируется речь и мышление, закладываются основные понятия, развиваются умения, навыки, способности.

Наряду с традиционными формами организации занятий, применяю современные инновационные технологии. Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Информационно-коммуникационную технологию использую для приобщения детей к народному музыкальному наследию, прививаю знания о жанрах музыкального фольклора, народных музыкальных инструментах, народных традициях, праздниках, но более в увлекательной форме. ИКТ выполняет функцию наглядности и позволяет детям более ярко и эмоционально воспринять новые знания о предмете. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к народному фольклору.

В своей работе я выделяю три направления:

Первое направление предусматривает знакомство с национальным бытом. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, её особенность, самобытность, колорит. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

Второе направление - дошкольники продолжают знакомиться с русским народным творчеством, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с русским народным костюмом», «Знакомство с русской народной кухней», расширяя представления детей о русской народной культуре.

Третье направление - дети знакомятся с особенностями русских народных игр, ведь игры способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В русских народных играх используем заклички, считалки, приговорки.

Четвертое направление – знакомство с традициями. В простой форме преподносится что-то познавательно новое.

Слайд 6

Одним из принципов ФГОС ДО является - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Познавательное развитие предполагает развитие первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Вот почему перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит и сохранения ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.

Целью данной работы является - формирование духовно – нравственных ценностей, через приобщение детей к истокам народной культуры.

Слайд7

Педагогические принципы по приобщению детей к народной культуре :

- принцип культуросообразности – воспитание должно основываться на общечеловеческихценностях культуры, и строиться в соответствии с ценностями и специфическими особенностями, присущими традициям;

- принцип природосообразности – учитывает возрастные и индивидуальные особенности, возможности воспитанников при включении их в разные виды деятельности;

- принцип доступности и нарастающей трудности – период от близкого к далекому, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному; учитывает уровень актуального развития каждого дошкольника;

- принцип интеграции – определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения, разных видов искусства и разнообразной деятельности детей; решает задачи приобщения детей к различным сторонам народного наследия;

- принцип положительной оценки- деятельности детей способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдачи, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве;

- личностно – ориентированный- признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью, опора на его положительные качества; создание ситуации успеха; защищенности и эмоциональной комфортности; создание условий для развития индивидуальности и раскрытия духовных потенциальных возможностей воспитанников.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Неоценимым национальным богатством являются календарные национальные игры. Знакомлю детей с народным календарем, православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, с крестьянским трудом. Это способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству.

Слайд 8,9

Для успешной работы по приобщению детей к истокам народной культуры нужны определенные условия, т. е. создание предметно – пространственной среды. Для этого в детском саду создан мини-музей «Русская изба». При создании такого музея, дети знакомятся с истоками русского народного искусства, которые присутствуют в образе традиционной деревни, Знакомятся с устройством крестьянского дома (избы, получают представление о том, что дом - это не просто строение, а живой организм со своими внешностью и характером. Дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите русского народа, русской души, русского характера.

В группах детского сада накоплен богатый материал по русскому народному творчеству : дидактические игры, пособия по ознакомлению детей с русским народным костюмом, русской народной кухней, народными играми, промыслами, бытом, много детских книг, раскрасок, папок - передвижек по теме. Также есть альбомы с образцами городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписью, разными видами народной вышивки, предметы народного промысла (игрушки, свистульки, кухонная утварь). Работами детей оформляются помещения детского сада.

Педагоги детского сада составляют конспекты занятий по ознакомлению детей с русским народным творчеством, пишут сценарии обрядовых праздников.

В группах оформлены зоны театрализованной деятельности с различными видами театров (пальчиковые, би-ба-бо, театр ложек, на гапите, ростовые, различные настольные театры, музыкальные уголки, в которых дети самостоятельно демонстрируют уже имеющиеся у них знания.

В детском саду имеется подбор фильмов о народных промыслах, о рус-ских праздниках и традициях, об особенностях жилища, одежды и кухни, о декоративно-прикладных промыслах и т. д.

Слайд10

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Нашими помощниками в возрождении традиций являются родители, своим примером показывая, что возвращение к истокам – главный источник духовно-нравственного воспитания. Эта работа ведё тся нами в разных направлениях: проведение родительских собраний, анкетирования, консультаций, бесед и совместной деятельности детей и родителей в виде праздников, посиделок, где родители являются активными участниками народных игр, хороводов, викторин. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздниках.

Слайд11

Продолжая знакомство с бытом -дети посещают мини - музей школы нашего поселка: «Что в доме хранится, все пригодится». Детям очень интересно увидеть в действии настоящую прялку, деревянный стол, лавку, ухват и горшочек, половики, рушники, коромысло с ведрами, забор-плетень, лапти, утюг, большой самовар…

Руководитель музея Галанчук Наталья Михайловна.

Слайд 15

Народный праздник - это большая, яркая и содержательная игра. Народные праздники вводят дошкольников в чудесный мир сказок, легенд, былин, вводят в образный мир танцев, песни. Поэтому он оставляет в памяти у детей глубокий след. Народные праздники и развлечения, с использованием фольклора, воспитывают в ребенке любовь к родной природе, к Родине, своему народу, вносят в жизнь ребенка добро, ласку, духовную красоту человеческих качеств. Фольклор, устное творчество является живительной силой, которая связывает прошлое, настоящее и будущее. Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных и православных праздниках. Большое значение в этом имеет годичный праздничный круг..

Слайд 16

Осенний цикл календарного фольклора.

«Осенины»

. В календаре славян 14 сентября называют «оспожинками» или «осенинами» и отмечают как праздник урожая. Рассказываем детям, что в этот день мы чествуем Матушку Землю и благодарим ее за урожай. В это время в основном завершается жатва- значит семья будет с хлебом на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечается обновлением огня: старый огонь гасим и зажигаем новый, который когда-то добывали ударами кремня. В это время начинают собирать урожай с огородов. Обычно в Осенины делали большой и красивый стол, за которым собиралась вся семья. Для праздника варили морсы и квасы из ягод и пекли караваи из муки нового урожая. Этими яствами славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие продукты. Головы в игре зерном посыпали, чтоб урожай был и в семье и в делах.

С детьми проводим беседу об осенних праздниках, о народных приметах и обычаях связанных с ними, экскурсии, целевые прогулки, разучиваем песни, пляски, загадки, русские народные игры.

Слайд19

Капустные посиделки

В народе этот праздник называли Сергей – капустник. Начиная с 8 октября хозяйки приглашали к себе соседок и подружек помочь рубить капусты на зиму. Отказаться от приглашения считалось

знаком неуважения к хозяевам. Так и ходили нарядные девушки с песнями, шутками, прибаутками, помогая друг другу в заготовке капусты. Парни рубить капусту не помогали, а приходили для веселья, выбирая себе невесту.

Слайд20

«Покров» (православный)

Покров Пресвятой Богородицы. Покров — большой праздник, день Великой Благодати. Говорят, если быть предельно искренним в этот день, можно вымолить прощение самых страшных грехов. Считается, что покров приносит белое снежное покрывало.

По преданию во время богослужения были свидетелями явления Божье Матери, которая раскрыла головное покрывало – омофор – над молящимися людьми в знак своего заступничества от невзгод и страданий. Этим покрывалом, считали старые люди, Богородица оберегает людей и шлет им любовь и радость, а так же исцеляет от болезней и невзгод. С тех пор и возник праздник – именно в тот день, когда и было это видение.

Слайд 21,22

Зимний цикл календарного фольклора (православный)

Одним из самых любимых праздников на Руси было Рождество Христово. В рождество дети ходили со «звездой» - славили Христа. Рождество — праздник в честь рождения Иисуса Христа. Празднуют его 6 января. Ночь накануне Рождества считается волшебной. Если загадать желание и попросить Бога, оно осуществится. Только желание должно быть обязательно добрым и мудрым. Доброте и мудрости учил людей Иисус Христос. Знаете, как он родился? Эта история очень интересная. Детям показывали театрализованное представление взрослые «Рождение Христа»

Слайд 23, 24

Рождественские Святки (православный)

Главный зимний языческий праздник – Коляда, совместившийся позже со Святками. В эти дни заботились о бедных, подавали милостыню нуждающимся. В настоящее время Рождественские святки и их прекрасные традиции соблюдаются и современными славянами. Так, например, до наших дней сохранилась традиция коляды. Колядующие наряжаются в костюмы, ходят по домам, поют хозяевам колядки и поздравляют с Рождеством. Хозяева же дарят колядующим сладости или деньги. Как правило, сладостями угощаются дети, которые приходят колядовать к своим крёстным, родственникам или близким знакомым. Жадных хозяев высмеивали. Люди устраивали святочные гадания, молодые девушки гадали на женихов.

Подготовка к Рождеству начинается заранее. С детьми разучиваются рождественские колядки, на занятиях по ИЗО готовят рождественские подарки. Святки – это время когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить щедрость и любовь. На празднике дети ходят колядовать к друг другу в гости, дарят друг другу подарки, играют в игры. Праздник заканчивается чаепитием.

Слайд 25, 26

Масленица

Воспитатели в группах знакомят детей о каждом дне масленичной недели Масленица – один из самых любимых и веселых праздников на Руси. Масленицу называли «обжорной», «разорительной», величали, обращаясь к ней «Госпожа честная Масленица». Масленица длилась семь дней, и каждый день отмечался по особенному и имел свое название. Первый день назывался «Встреча». На санях возили соломенную куклу. Второй день масленичной недели назывался «Заигрыш». Русский народ катался на ледяных горках, водил хороводы. Третий день недели назывался «Лакомка». Накрывались столы со множеством угощений. А главным лакомством были – блины. Самый веселый день – «широкий четверг, или разгуляй четверток» веселье на улице. Пятница и суббота –гостевые дни. Приходят гости. А в воскресенье- прощанье с Масленицей.

Это праздник хозяйственного изабилия и прощания с зимой. Праздник начинался в зале с гуляньями и чаепитием, а затем продолжался на улице с играми, катанием на лошади и сжиганием чучела – символа зимы.

Слайд 27, 28

Весенний цикл календарного (православного) фольклора

Пасха

В детском саду к этому празднику дети плетут из бисера, расписывают яйца, делают поделки, ставят веточки вербы. Пасха - это окончание Великого Поста. В этот праздник люди встречаются за праздничным столом. Готовят праздничный обед. В этот день просыпается природа. На небе играет солнце. Говорят так: «Кто пасху проводит в радостном настроении, тот будет счастлив весь год» Поздравляя с праздником люди говорят:- «Христос воскрес, а ответить нужно: - «Воистину воскрес!»

На этот праздник приходит в ДОУ отец Анатолий- священнослужитель. Он рассказывает детям историю этого праздника, знакомит с преданием о первом красном яйце, освещении куличей.

Пасха - это избавление Христом людей от рабства. Приняв на горе Голгофе страшные мучения, Иисус Христос скончался на кресте.

Слайд 29, 30

Веснянка

Это весенний праздник с обрядом «Закликание весны». Начало весны связывали с прилётом птиц, причём полагали, что птицы приносят её с собой: «как птицы прилетят, так теплота у нас пойдёт» Чтобы вызывать прилёт птиц, а следовательно, и начало весны, надо было этот прилёт изобразить, имитировать его. Главное средство закликанья весны состояло в том, что в один из мартовских дней пекли жаворонков или куликов. Этих птиц давали детям, которые клали их на возвышенные места, либо привязывали на нитках, либо подбрасывали в воздух. При этом дети пели веснянки — обрядовые песни, которые должны призвать, приблизить весну.

С детьми разучиваем хороводы, песни – заговоры – ускоряющие приход весны.

Слайд 31, 32

Семик - праздник русской березки

Весенний праздник, который издавна встречали в России, Семик - праздник, завершающий весенний период и знаменующий наступление лета, связанный с почитанием растительности. Из века в век главная роль отводилась белоствольной зеленокудрой берёзе. Недаром Семик стал одним из красочных и наиболее поэтических праздников – народных гуляний. Это время девичьих хороводов, завивания берёз ленточками, у которых кумились подружки, пора таинственных гаданий на “урожай”, “судьбу”. Издавна русский народ славился трудолюбием. Прежде чем берёзку завивать, нужно было рано с зорькой подняться, по воду сходить.

Этот праздник связан с празднованием Троицы. Девочки поют песни «Завивая веночки», затем бросают венки в воду, чтобы они могли передать земле свою растительную силу.

Слайд 33, 34

Летний цикл календарного фольклора

День Ивана Купалы

Детей знакомим с тем, что в старину на этот праздник люди ходили купаться на водоемы, что в этот день вода избавляет от всего злого, нечистого, вредного. На празднике водили хороводы, собирали лечебные растения. И еще детям рассказывали, что в эту ночь цветет заветный цветок – папоротник, который цветет только 3 минуты и на нем распускалось только 3 цветочка. Дети играли в игры, купались в бассейне.

Слайд 35

Народные праздники наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно его обогащают, закладывают предпосылки высоких человеческих начал. Фольклор, устное народное творчество как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлого, поступь настоящего и будущего.

Таким образом, знания и впечатления полученные детьми в дошкольном возрасте, в данном направлении, станут основой этнокультурного воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. Взаимосвязь общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста. Н. Новгород, 2005;

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. Виноградовой А. М. М. : Просвещение, 1989.

3. Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории культуре России. М. : АРКТИ, 2005.

4. Зеленова Н. Г. Мы живем в России. Подготовительная группа. Н. Новгород, 2007.

5. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Е. К. Ревина М. : Мозаика-Синтез, 2008.

6. Лопатина А. А. Воспитание нравственных качеств у детей. М. : Книголюб, 2007.

7. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М. : Сфера, 2009.

8. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. Под ред. Ветлугиной Н. А. М. : Просвещение, 1989.

9. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в детском саду компенсирующего вида. Саров, 2001.

10. Долгова А. Т., Агафонова Е. В. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 771-774.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Цель: воспитывать интерес к истории и культуре народного творчества. Задачи: Формировать у детей интерес к искусству народа России и народов.

«Приобщение дошкольников к истокам народной культуры» из опыта работы. «Очень часто за событиями И за сутолокой дней Старины своей не помня, Забываем мы о ней. Стали более привычны Нам полёты на луну. Вспомним.

Мастер-класс «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры». Тема моего самообразования «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры». Приобщение детей к русской народной культуре является.

Опыт работы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью сказок» ". как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и в сердце из окружающего мира - от этого в решающей.

План по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в средней группе Тема: Приобщение детей к истокам русской народной культуры Дата начала работы над темой_1 сентября 2017г Предполагаемая дата окончания.

План работы по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Дата начала.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством фольклора Слава нашей стороне слава нашей старине и про эту старину я рассказывать начну. Что-бы дети знать могли о делах родной земли. Приобщение.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности. Воспитание гражданина и патриота, знающего.

Сообщение из опыта работы «Приобщение детей к истокам народной культуры» Подготовила и составила :Воронина Оксана Сергеевна. Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое.

Родительское собрание. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Россия, Русь! Куда я ни взгляну… За все твои страдания и битв Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы. Люблю твои избушки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»
Опубликовано: 1 ноября 2017 в 10:35
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гузий (УИ 57157) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД