МААМ-картинки

Принципы организации образовательного процесса с использованием LEGO-конструирования для детей в ДОУ с нарушениями зрения (1 фото)

Суднева Татьяна Алексеевна
Принципы организации образовательного процесса с использованием LEGO-конструирования для детей в ДОУ с нарушениями зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Цель - организация образовательного процесса с использованием LEGO-конструирования для детей с нарушениями зрения, направленного на комплексное развитие их конструкторских способностей, технических навыков, а также социальных и коммуникативных компетенций.

Когда я планирую работу с детьми, я обязательно учитываю ряд принципов, которые помогают мне организовать процесс обучения и раз-вития так, чтобы он был максимально эффективным и интересным для каждого ребёнка, особенно для детей с нарушениями зрения. Вот эти принципы и как я применяю их в практике LEGO-конструирования:

1. Принцип наглядности. Я стараюсь использовать яркие, контрастные и насыщенные цветом предметы, которые доступны для бисенсорного восприятия (осязания и остаточного зрения). В LEGO-конструкторах я выбираю крупные детали ярких цветов, чтобы детям с ослабленным зрением было легче их различать. Это помогает им лучше ориентироваться в пространстве и понимать, что они создают.

2. Принцип систематичности и последовательности. Процесс развития зрительного восприятия я организую последовательно, учитывая со-стояние зрения каждого ребёнка, этапы лечебно-восстановительной работы и задачи коррекционной педагогики. Занятия с LEGO-конструкторами построены так, что каждая следующая ступень основывается на предыдущем опыте детей. Я начинаю с самых простых упражнений и постепенно усложняю задания, чтобы дети могли плавно переходить от одного этапа к другому.

3. От простого к сложному. Программу занятий я строю так, чтобы она постепенно усложнялась: от базовых элементов и простых фигур мы переходим к более сложным механизмам и конструкциям. Сначала дети собирают простые фигуры из крупных деталей, а потом переходят к более мелким элементам и сложным моделям. Это позволяет детям чувствовать прогресс и видеть результаты своей работы.

4. Учёт индивидуальных возможностей. Я всегда учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка в освоении коммуникативных и конструктивных навыков. В группах LEGO-конструирования я создаю условия, которые позволяют каждому ребёнку двигаться в своём темпе, помогаю им освоить нужные навыки. Это особенно важно для детей с нарушениями зрения, которым может потребоваться больше времени и внимания для выполнения заданий.

5. Активности и созидательности. Для развития творческих способностей детей я использую методы и целенаправленную деятельность, которые направлены на проявление активности и созидательности. LEGO-конструирование даёт простор для фантазии и изобретательства, и я поощряю самостоятельное создание проектов. Это помогает детям с нарушениями зрения развивать своё воображение и уверенность в своих силах.

6. Комплексности решения задач. Решение конструктивных задач я организую в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой. Например, дети могут строить модели, обсуждая их назначение, или разыгрывать сценки с созданными конструкциями, развивая тем самым разные аспекты своей личности. Это помогает детям с нарушениями зрения интегрироваться в общую деятельность и развивать свои коммуникативные навыки.

7. Результативности и гарантированности. Реализуя право каждого ребёнка на помощь и поддержку, я гарантирую положительный результат независимо от возраста и уровня развития. Даже если у кого-то из детей есть сложности, я предоставляю необходимую поддержку, чтобы они достигли успеха в своих проектах. Это особенно важно для детей с нарушениями зрения, которые могут нуждаться в дополнительной поддержке и внимании.

8. Развивающая деятельность. Игра я использую не сама по себе, а как средство развития личности каждого участника и коллектива в целом. В LEGO-конструировании дети не просто играют, но и учатся взаимодействовать друг с другом, решать общие задачи и совместно создавать проекты. Это помогает детям с нарушениями зрения развивать социальные навыки и уверенность в себе.

9. Вариативность. Детям я предоставляю возможность делать осознанный выбор, что способствует развитию самостоятельности и ответственности. В процессе занятий с LEGO они выбирают, какой проект реализовать, какие детали использовать и как подойти к решению задачи. Это особенно важно для детей с нарушениями зрения, так как они учатся принимать решения.

10. Принцип доступности. Этот принцип подразумевает, что информация и задания должны быть понятны и доступны для восприятия всеми участниками. В случае с детьми с нарушениями зрения я адаптирую инструкции и задания, используя крупные шрифты, яркие цвета и тактильные элементы. Например, вместо сложных чертежей я предлагаю использовать схемы с крупными изображениями, которые дети могут потрогать руками. Это помогает им лучше ориентироваться в материале и участвовать в создании конструкций наравне с другими детьми.

11. Принцип индивидуализации. Каждый ребёнок уникален, и его потребности в обучении тоже отличаются. Я стараюсь учитывать индивидуальные особенности каждого воспитанника, будь то скорость усвоения материала, предпочтения в выборе тем или типы нарушений зрения. Например, некоторым детям с амблиопией или косоглазием может понадобиться дополнительная поддержка в виде специально подобранных упражнений для тренировки зрения. Индивидуальный подход позволяет каждому ребёнку развиваться в своём темпе и достигать успехов, соответствующих его возможностям.

12. Принцип обратной связи. Регулярная обратная связь с детьми помогает мне корректировать процесс обучения и поддерживать мотивацию. Я внимательно слежу за реакцией детей на задания, отмечаю успехи и трудности, и на основе этого делаю выводы о необходимости изменений в программе. Если кто-то из детей сталкивается с трудностями, я стараюсь предложить альтернативные способы выполнения задания или дополни-тельную помощь. Это особенно важно для детей с нарушениями зрения, которые могут испытывать неуверенность в своих силах.

13. Принцип интеграции. Интеграция различных видов деятельности в одном занятии помогает детям с нарушениями зрения лучше усваивать информацию и развивать разнообразные навыки. Например, при сборке конструкции мы можем обсудить её назначение, придумать историю во-круг неё или нарисовать её. Это позволяет детям не только развивать моторику и пространственное мышление, но и улучшать коммуникативные навыки, воображение и творческое мышление.

14. Принцип безопасности. Безопасность детей – это приоритет номер один. Все используемые материалы и инструменты должны быть безопасными для детей, особенно для тех, у кого есть ограничения по здоровью. Я тщательно проверяю каждую деталь LEGO-конструктора на пред-мет острых углов, мелких частей и других потенциальных опасностей. Кроме того, я объясняю детям правила безопасного поведения во время занятий, чтобы избежать травм и неприятных ситуаций.

15. Принцип вовлечённости. Важно, чтобы каждый ребёнок чувство-вал себя активным участником процесса. Я стараюсь вовлекать всех детей в обсуждение проектов, предлагать им выбирать детали и помогать друг другу. Это создаёт атмосферу сотрудничества и взаимоподдержки, что особенно ценно для детей с нарушениями зрения, которые могут сталкиваться с трудностями в общении и взаимодействии с другими.

16. Принцип оценки достижений. Оценка достижений детей – важный этап любого образовательного процесса. Я стараюсь оценивать не только конечный результат, но и усилия, приложенные каждым ребёнком. Это помогает поддерживать мотивацию и уверенность в себе, особенно у детей с особыми потребностями. Я хвалю детей за любые успехи, даже самые маленькие, и помогаю им увидеть свой прогресс.

17. Принцип гибкости. Иногда планы меняются, и это нормально. Гибкость в подходе к обучению позволяет мне быстро реагировать на изменения в интересах и потребностях детей. Если какое-то задание вызывает у детей трудности или теряет их интерес, я готова изменить его или предложить альтернативу. Это особенно важно для детей с нарушениями зрения, чьи потребности могут меняться в зависимости от состояния здоровья и настроения.

Подводя итог, можно сказать, что применение принципов, основанных на учете индивидуальных потребностей и возможностей детей с нарушениями зрения, а также на комплексном подходе к обучению, позволяет создать оптимальные условия для их развития и обучения. Использование LEGO-конструирования в качестве инструмента образовательного процесса помогает детям не только развивать технические навыки, но и раскрывать творческий потенциал, улучшать коммуникативные способности и повышать самооценку. Важным аспектом является индивидуальный подход, который обеспечивает доступность и эффективность занятий для каждого ребёнка, независимо от его физических и когнитивных особенностей.

Применение перечисленных принципов способствует созданию комфортной и безопасной образовательной среды, где дети с нарушениями зрения могут активно участвовать в учебном процессе, преодолевать трудности и достигать значимых успехов.

Таким образом, LEGO-конструирование становится мощным средством для интеграции детей с особыми потребностями в общее образовательное пространство, помогая им гармонично развиваться и готовиться к будущим жизненным вызовам.

Принципы организации образовательного процесса с использованием LEGO-конструирования для детей в ДОУ с нарушениями зрения
Публикации по теме:

«Говорящая» среда как технология организации образовательного процесса в старшей группе«Говорящая» среда как технология организации образовательного процесса в старшей группе Уже давно хотела организовать «говорящую» среду в группе, но то времени не хватало, то место подходящее не могла найти. Наконец – то получилось.

Фотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группеФотоотчёт об организации образовательного процесса в подготовительной к школе группе Образовательный процесс в ДОУ – это специально организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника с целью реализации задач воспитания.

Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Принципы организации образовательного процесса с использованием LEGO-конструирования для детей в ДОУ с нарушениями зрения
Опубликовано: 27 ноября 2024 в 22:44
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Принципы организации образовательного процесса с использованием LEGO-конструирования для детей в ДОУ с нарушениями зрения» (включая файлы) размещена пользователем Суднева Татьяна Алексеевна (УИ 1648273) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД