Елфимова Наталия Николаевна
Принципы формирования знаний об окружающем мире у дошкольников с помощью дидактических игр и исследовательских методов
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Определить и обосновать основные принципы, способствующие эффективному формированию у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире через использование дидактических игр и исследовательских методов, направленных на развитие познавательного интереса, самостоятельности и творческих способностей.
1. Принцип активности и самостоятельности
Активное участие детей в процессе познания – ключевой элемент моих занятий. Например, во время занятия по теме «Времена года» я предлагаю детям самим выбрать объекты для наблюдений: деревья, цветы, небо. Затем мы вместе обсуждаем изменения, которые происходят в природе осенью, зимой, весной и летом. Дети делятся своими впечатлениями, зада-ют вопросы, делают выводы. Такой подход позволяет каждому ребёнку проявить свою инициативу и почувствовать себя исследователем.
2. Принцип доступности и наглядности
Для лучшего понимания сложных явлений я использую простые и доступные объяснения, подкреплённые наглядными материалами. Так, например, при изучении темы «Погода», я показываю детям различные погодные явления с помощью иллюстраций, видео и экспериментов. Мы делаем мини-метеостанцию, где дети сами измеряют температуру воздуха, влажность и давление. Это помогает им наглядно увидеть, как работают приборы и какие данные они собирают.
3. Принцип систематичности и последовательности
На своих занятиях я всегда стараюсь следовать принципу постепенности. Например, при знакомстве с животными, сначала мы изучаем домашних животных, затем диких, потом экзотических. Каждый новый шаг основывается на уже известных детям фактах, что позволяет им легче усваивать новую информацию и строить логические цепочки.
Например, при знакомстве с растениями, мы начинаем с тех, которые дети видят чаще всего в повседневной жизни. Сначала мы изучаем комнатные растения, затем садовые, а позже переходим к дикорастущим и экзотическим видам. Один из примеров такого подхода — это наше занятие, посвящённое луку.
Мы начали с того, что я принесла настоящий лук и предложила детям рассмотреть его, потрогать, понюхать. Многие были удивлены его запахом и даже немного смутились, ведь запах лука довольно резкий! Затем я рассказала детям, что лук — это полезное растение, которое люди используют в пище. Мы обсудили, как его выращивают, какие бывают виды лука (зеленый, репчатый, и почему он такой особенный. После этого я предложила детям небольшой эксперимент: мы разрезали луковицу пополам и посмотрели, что внутри. Дети заметили слои и интересные узоры.
Чтобы закрепить знания, я предложила ребятам нарисовать лук. Некоторые из них решили изобразить его целиком, а другие — в разрезе, чтобы показать внутренние слои. Рисунки получились яркими и интересными, и многие дети с гордостью показали их родителям после занятия.
Такой последовательный подход позволяет детям легко переходить от известного к новому, выстраивая логические цепочки и глубже погружаясь в тему.
4. Принцип интеграции
Один из любимых мною примеров интеграции – это занятие по теме «Лес». Мы начинаем с обсуждения растений и животных леса, затем пере-ходим к творчеству: рисуем лесные пейзажи, лепим лесных обитателей. Также я подключаю физическую активность, предлагая детям поиграть в подвижные игры, имитирующие движения зверей. Всё это помогает детям воспринимать лес как единое целое, а не набор отдельных фактов.
5. Принцип индивидуализации
У меня есть опыт работы с разными группами детей, и я всегда стараюсь учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Например, если кто-то проявляет особый интерес к растениям, я даю ему больше заданий, связанных с ботаникой. Если другой ребёнок любит рисовать, то он получает возможность выразить свои впечатления через рисунки. Такой подход помогает каждому ребёнку чувствовать себя успешным и вовлечённым в процесс обучения.
6. Принцип сотрудничества и взаимодействия
Совместная работа – важная составляющая моего педагогического метода. Часто я организовываю групповые проекты, где дети совместно решают задачи, обсуждают идеи и делятся результатами. Например, недавно мы делали проект «Мой любимый центр природы». Дети работали в группах, выбирали место, которое хотели бы исследовать, собирали информацию. Такое сотрудничество развивает у детей умение работать в команде, слушать друг друга и принимать общие решения.
Эти принципы помогают мне создавать атмосферу, в которой дети чувствуют себя комфортно, уверенно и заинтересованы в обучении. Моя цель – не просто передать знания, но и пробудить в каждом ребёнке желание учиться, исследовать и открывать новое.