Ирина Чухарева
Примерное тематическое планирование воспитателя по работе с детьми 3–4 лет с умственной отсталостью
Примерное тематическое планирование воспитателя по работе с детьми 3–4 лет с умственной отсталостью
Декабрь
1 неделя Дид. /упр. «Вверх-вниз»
*совершенствовать умение понимать речь воспитателя, помочь понять значение слов «»вверх» и «вниз».
«Башенка из кубиков»
*закрепить умение накладывать детали, наращивать постройку на высоте 4-5 деталей. «Скажи «а»!»
*учить отчетливо произносить звук [a], небольшие фразы. Лепка «Покормим курочку»
Публикация «Примерное тематическое планирование воспитателя по работе с детьми 3–4 лет с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Младшая группа
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
*научить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, располагать пластилиновые шарики на ровном расстоянии друг от друга. Ходьба и бег в прямом направлении за воспитателем.
2 неделя Чтение сказки «Репка». Д/у «Кто что ест».
*напомнить сказку «Репка», вызвать желание рассказывать вместе с воспитателем, уточнить представления о том, какое животное что ест. «Катиться-не катится»
*познакомить с объемными геометрическими телами –шаром, кубом Развитие точности понимания речи через выполнение простейших просьб, поручений, определенных действий (Пойдем гулять, возьми пирамидку).
Рисование «Дорожки»
*учить правильно держать карандаш; рисовать «дорожки» - прямые горизонтальные линии; развивать эстетическое восприятие. .Прыжки на двух ногах на месте.
3 неделя Д/и «Поручения», «Лошадки»
*учить дослушивать задание до конца, осмысливать его выполнять соответствующие действия «Разные башни»
*закреплять умение складывать детали, наращивая постройку.
Научить строить по словесной инструкции, играть с постройками. «Знакомство с собой»
*имя, части тела, лица. Лепка «Снежок»
* учить надавливать движением указательного пальца, размазывать пластилин на картоне, развивать мелкую моторику.
П/и «Прокати и догони»
4 неделя Игры и упражнения на звукоподражание. Чтение песенки «Разговоры»
*закреплять правильное произношение звука [у] «Найди пару по форме»
*учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения. «Моя семья»
*знать и показывать по фотографии членов семьи, называть их. Рисование «Круги»
*учить правильно держать в руке карандаш, рисовать круги, располагать их равномерно на листе бумаги Равновесие «Пойдем по мостику»
Январь.
2 неделя Д\и «Далека – близко»
*учить определять расстояние до наблюдаемого объекта (далеко-близко) «Кукла спит»
*формировать временные отношения (день-гуляют, играют, кушают, ночь-спят, развивать зрительное восприятие, воспитывать культуру поведения. «Что я сегодня одела»
*знакомство с одеждой и обувью. Аппликация «Праздничная елка»
*учить создавать образ нарядной елочки на основе незавершенной композиции (силуэта елочки) Прыжки из обруча в обруч.
3 неделя Д\у «Ветерок»
*используя бумажные султанчики, учить медленно выдыхать воздух через рот. «Где живут звери?»
*способствовать пониманию значения слов «домашние» и «дикие» применительно к широко известным животным, различать на картинках места обитания животных. «Знакомство с домашними животными и их детенышами»
*знать и показывать их на картинке, называть кто и как кричит. – Как лает собака? _ Ав, ав. Рисование «Цветная вода»
*познакомить с акварельными красками, научить разводить краски в воде, пользоваться кисточкой, закреплять знания цветов. Игровое упражнение «Быстрый мяч»
4 неделя Д\и «Кто пришел?», «Кто ушел?»
*совершенствовать умение понимать вопросы воспитателя, развивать внимание. «Фигуры играют в прядки»
*познакомить с объемными геометрическими телами – кубом и шаром, учить подбирать нужные формы Развитие речи и точности понимания через называние действий.
*сижу, иду и т. д. Лепка «У ежика иголки»
*учить делать большой шар из пластилина, скатывать его круговыми движениями на дощечке, учить оформлять поделку. Игровое упражнение «Пройди – не задень»
Февраль.
1 неделя Д\и «Это зима?»
*рассмотреть раздаточные картинки (зимние сюжеты) и объяснить, что на них изображено «Куда едут машины?»
*формировать представление о назначении транспорта, воспитывать уважение к труду. Чтение рассказа Л. Толстого «Спала кошка на крыше»
*приучать слушать рассказ без наглядного сопровождения, упражнять в отчетливом произношении гласных звуков [и], [а] и звукосочетаниях «иа» Рисование «Смешиваем краски
*учить правильно пользоваться кисточкой, закрепить знания основных цветов. Прыжки со скамейки.
2 неделя Д\у «Выше-ниже», «Дальше-ближе»
* упражнять в определении местоположения объекта и правильном его обозначении, развивать память «Собери целое»
*учить собирать целый предмет из отдельных частей, развивать мышление. Чтение песенки «Разговоры»
*закреплять правильное произношение звука [у]. Аппликация «Вот какие у нас снежинки»
*учить раскладывать красивые снежинки на голубом фоне и приклеивать их. Ползание под дугу «Проползи – не задень»
3 неделя Д\и «Подбери перышко»
*учить различать цвета, повторять фразы «Где моя мама?»
*учить соотносить названия детенышей животных с названиями самих животных и закрепить в речи, развивать звукоподражание. Д\и на произношение звуков [м]- [м'], [п]- [п'], [б] - [б'].
*формировать умение четко произносить звуки в звукосочетаниях, различать их на слух. Рисование на мокрой бумаге
*продолжать знакомить с акварельными красками, правильно пользоваться кисточкой, закреплять знания основных цветов. Равновесие «Пройдем по мостику»
4 неделя Рассматривание сюжетной картины «В гостях»
*предложить рассмотреть картину «Башни»
*познакомить с формой предметов, учить подбирать фигуры соответствующих форм. Чтение стих. К. Чуковского «Котауси и Мауси». Д\и и упр. На произношение звука [к]
*учить правильно произносить звук, способствовать развитию голосового аппарата, активизировать словарь. Лепка «Конфеты»
*продолжать учить круговыми движениями рук скатывать из пластилина шарики, прямыми движениями раскатывать толстые столбики, учить оформлять поделку. Игровые упражнения: прыжки продвигаясь вперед, прыжки со скамейки, прыжки вокруг предметов.
Март
1 неделя Д/и «Где котёнок»
*учить определять место нахождение котёнка (переставлять игрушку)- развивать внимание «Угощения для ребят и зверят»
*формировать представление о продуктах, развивать зрительно-пространственное ориентирование. Д/упр. на произношение звуков [д], [д']
*упражнять в правильном назывании предметов мебели и четко произносить звукоподражания Рисование «Ладошки»
*учить рисовать ладошками, формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Игровые упражнения: прыжки продвигаясь вперед, прыжки со скамейки, прыжки вокруг предметов.
2 неделя Воспитание КГН : «Водичка, водичка…» *гигиенические процедуры
«Вверх и низ»
*знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: сверху, снизу, вверх, вниз. Развитие речи и точности понимания через знакомства с предметами природы.
*Вода (льется, моет руки, посуду, поливает цветы, вода капает, вода теплая, вода холодная и т. д.) Аппликация «Воздушные шарики»
*учить создавать композицию Равновесие «Перешагни – не наступи»
3 неделя КГН «Моем правильно руки» «Желтые, пушистые»
*дать представление о цыпленке, развивать зрительную координацию, звукоподражание. Знакомство с предметами природы.
*солнце, тучи, небо, ветер, трава и т. д. Это небо. Это тучи. и т. д. Рисование «Птички»
*учить рисовать ладошками, уточнить и закреплять знания цветов Бросание мяча двумя руками.
4 неделя «Опасные сосульки» *объяснить, что сосульки грязные, поэтому брать их в рот крайне опасно «Широкие ворота»
*научить делать перекрытия, активизация словаря: узкая, широкая, скамейка, белый. Чтение песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду…»
*познакомить с песенкой-присказкой. Лепка «Колобок»
*закреплять умение скатывать шар круговыми движениями между ладонями, учить доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала. Игровое упражнение «Брось – поймай»
Апрель
1 неделя Расширение гендерных представлений :
«Покажи где мальчик, а где девочка?
«Разрезные картинки»
*учить восприятию целостного графического образа, развивать внимание. «Здравствуй, весна!»
*совершить путешествие по участку детского сада, найти приметы весны. Рисование «Столбы вдоль дорожки»
*учить рисовать кисточкой поверх эскиза (рисование прямых линий) Равновесие «Пройдем по мостику»
2 неделя Д\и «Устроим кукле комнату»
*упражнять в правильном назывании предметов мебели. «Магазин игрушек»
*узнавать знакомые предметы по словесному описанию, называть их, развивать любознательность. Чтение «Теремок»
*познакомить со сказкой «Теремок» Аппликация «Вот какие у нас флажки»
*учить создавать линейную композицию из флажков, чередующихся по цвету и форме. Равновесие «Перешагни – не наступи»
3 неделя Д\и «Чья мама?», «Чей малыш?»
*учить определять домашних животных и их детенышей, правильно угадывать животное по описанию. «Круглое и квадратное»
*развивать осязание, учить ощупывать предметы Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок»
*дать почувствовать взаимосвязь между содержанием литературного текста и рисунками к нему Рисование «Солнышко и облака»
*учить рисовать кисточкой поверх эскиза (рисование кругов, овалов, прямых линий, наносить мазки, закреплять знание цветов. Бросание мяча двумя руками.
4 неделя Д\и «чей, чья, чье?»
*учить согласовывать слова в предложении. «Покормим Катю»
*формировать понятие «посуда», развивать зрительное восприятие, внимательность, воспитывать КГН. Чтение сказки Д. Биссета «Га-га-га»
*вызвать симпатию к маленькому гусенку, открывающему мир, поупражнять в звукоподражании. Лепка «Вот какая у нас неваляшка»
*учить лепить игрушки, состоящие из деталей разного размера. Игровое упражнение «Брось – поймай»
Май
1 неделя Рассматривание сюжетной картины «Дети играют в кубики»
*продолжать учить понимать сюжет картины, отвечать на вопросы и высказывания по поводу изображаемого «Домик с окном»
*научить строить перекрытия, отличать красный и желтый цвета, научить произносить «здравствуй», «до свидания», развивать стремление к игровому и речевому общению Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят»
*продолжать учить рассматривать картину (отвечать на вопросы, слушать пояснения, образец рассказа педагога) Рисование «Салют»
*учить рисовать нетрадиционными способами (ставить отпечаток тряпочкой, ватным тампоном, пробкой)
Ползание под дугу «Проползи – не задень»
2 неделя Рассматривание праздничного салюта
Д\у «Что я делаю?»
*активизировать в речи глаголы «Где же мишка?»
*знакомить с расположением объектов в пространстве Пальчиковая гимнастика «Где обедал воробей?» Аппликация «Неваляшка танцует»
* учить составлять образ игрушки-неваляшки Игровые упражнения: прыжки продвигаясь вперед, прыжки со скамейки, прыжки вокруг предметов.
3 неделя Беседа «Огонь - друг, огонь – враг»
*соблюдать правила поведения с огнем «Что подарим Тане?»
*понимать и выполнять элементарные инструкции, отыскивать предмет по названию, развивать зрительно-моторную координацию. Д/и «Эхо»
*упражнять в звукоподражании.
Рисование с помощью штампа. «Кубики»
*научить рисовать красками с помощью штампа, используя деревянные фигурки, ориентироваться на листе бумаги, закреплять знания цветов и форм. Равновесие «Пройдем по мостику»
Игровое упражнение «Брось – поймай»
4 неделя Д\у «как можно медвежонка порадовать?»
*продолжать учить играть и разговаривать с игрушкой. «Найди картинку»
*развивать речевой слух Развитие понимания речи через выполнение просьб, поручений. (Поставь куклу рядом с медведем. Дай синий кубик. и т. д. Лепка «Рыбка»
*учить вдавливать детали в пластилин, создавая изображение, способствовать развитию воображения. Игровое упражнение «Брось – поймай», «Прокати – поймай»