Куфта Анна Евгеньевна
Примерное тематическое планирование по развитию речи для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение 2
к рабочей программе
Образовательная область «Речевое развитие»
Примерное тематическое планирование работы по развитию речи детей
Учебная неделя Лексическая тема
Программное содержание Методические приемы
1 Давайте дружить. Детский сад.
Расширение представлений о дружбе; развитие умений разрешать конфликтные ситуации, употреблять слова приветствия и благодарности.
Игровая мотивация
Беседа
Д/И «Как кого зовут?»
Физ. минутка
Публикация «Примерное тематическое планирование по развитию речи для детей второй младшей группы» размещена в разделах
Д/И «Угадай, кто позвал»»
Итог занятия
2 Мой город.
Формировать у детей представление о городе, улицах, на которых живут.
Расширять словарь по теме. Игровая мотивация
Рассматривание иллюстраций. Беседа
Физ. минутка
Д/и «Что нужно дому?» (части дома)
Д/И «Собери дом»
3 Как устроен человек. Части тела
Знакомство с частями тела и их действиями, активизация словаря по теме. Игровая мотивация
Рассматривание иллюстраций
Беседа
Д/И «Какая игрушка?»
Физ. минутка
Д/И «Чего не стало?»
Итог занятия
4 Дары осени. Овощи
Уточнения название овощей (капуста, морковка, картофель, лук, помидор, свекла). Обучение ответам на вопросы распространенным предложением. Развивать слуховое восприятие. Приучать детей участвовать в общей беседе, слушать не перебивая своего сверстника. Игровая мотивация
Рассматривание иллюстраций
Беседа
Д/И «Вершки-корешки»
Физ. минутка
Д/И «Доскажи словечко»
Итог занятия
5 В сад пойдем. Фрукты.
Уточнения название фрукта. Обучение ответам на вопросы распространенным предложением. Развивать слуховое восприятие. Приучать детей участвовать в общей беседе, слушать не перебивая своего сверстника. Игровая мотивация
Рассматривание иллюстраций
Беседа
Д/И «Вершки-корешки»
Физ. минутка
Д/И «Доскажи словечко»
Итог занятия
6 Осень
Активизация словаря по теме. Формирование понимание предлогов в, на. Обучать отвечать на вопросы, распространенным предложением. Игровая мотивация
Рассматривание иллюстраций
Беседа
Д/И «Во саду, ли в огороде»
Физ. минутка
Д/И «Что это за лист?»
Итог занятия
7 Деревья. Цветы
Закреплять в активном словаре названия деревьев, уточнение качественных признаков их. Развивать слуховое внимание. Отгадывание загадок
Рассматривание картинок «дерево»
Д/И «Огород»
Д/И «Найди такое же дерево»
Д/И «Чего не стало?»
Итог занятия
8 Одежда
Формирование активного и пассивного словаря, уточнение назначение предметов зимней одежды (шуба, шапка, шарф, варежки). Продолжать обучать детей внятно произносить слова. Формирование простого предложения. Обучать детей отвечать на вопросы предложениями.
Головные уборы
Формирование активного и пассивного глагольного словаря.
Обувь
Формирование активного и пассивного глагольного словаря (обувать, чистить, ходить, застегнуть). Обучение понимать вопрос «где»? Упражнять в согласовании
существительных с прилагательными.
Игровая мотивация
Рассматривание иллюстраций
Беседа
Д/И «Скажи наоборот»
Физ. минутка
Д/И «Назови правильно»
Д/И «Чудесный мешочек»
Итог занятия
9 Наша Родина - Россия
Формировать у детей представление о стране, флаге, народах, которых живут.
Расширять словарь по теме. Игровая мотивация
Рассматривание иллюстраций. Беседа
Физ. минутка
Д/и «Что нужно дому?» (части дома)
Д/И «Собери дом»
10 Домашние животные и их детеныши
Формирование пассивного и активного словаря (Кошка, собака). Упражнять в согласовании существительных с прилагательными. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций.
Рассматривание иллюстраций.
Беседа
Д/И «Назови домашних животных»
Физ. минутка
Д/И «Четвертый лишний»
Итог занятия
11 Дикие животные и их детеныши
Формирование пассивного и активного словаря, закрепление понятий «большой» и «маленький». Называть детенышей животных, образовывать слова с помощью суффикса (-онок). Обучать регулировать высоту голоса. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций. Рассматривание иллюстраций
Беседа
Д/И «Назови детенышей домашних животных»
Физ. минутка
Д/И «Назови ласково»
Итог занятия
12 Птицы
Формирование пассивного и активного словаря, закрепление понятий «большой» и «маленький». Называть птиц, учить различать. Рассматривание иллюстраций.
Беседа
Д/И «Назови птиц»
Физ. минутка
Д/И «Четвертый лишний»
Итог занятия
13 Домашние птицы.
Сказка «Курочка Ряба»
Учить воспроизводить знакомое литературное произведение. Обучать договариванию слов, употреблять в речи простые двухсоставные предложения. Развивать пассивный словарь, формировать активный словарь (цыпленок, утенок, петух, курица, утка). Активизировать речевое подражание
Игровая мотивация
Рассматривание иллюстраций
Беседа
Игра «Я начну, а ты продолжи»
Д/И «Назови домашних птиц»
Физ. минутка
Д/И «Кто лишний?»
Итог занятия
14 Зима
Формировать знания детей о времени года – зима. Продолжать формировать и активизировать словарь о зиме. Закрепить признаки зимы. Учить подбирать глаголы, обозначающие действие. Рассматривание иллюстраций с изображением времён года
Д/И «Когда это бывает?»
Д/И «Что лишнее?
Итог занятия
15 Зимние забавы
Формирование элементарных представлений о разных видах спорта. Развитие активного словаря : хоккей, лыжи, каток, коньки, санки, снеговик.
Игровая мотивация
Рассматривание иллюстраций. Беседа
Д/И «Назови зимние игры»
Физ. минутка
Д/И «Так бывает или нет?»
Итог занятия
16 Народная культура и традиции
Формирование словаря, активизация в речи простых форм слов. Закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает. Составление описательного рассказа по описанию взрослого. Игровая мотивация
Рассматривание иллюстраций. Беседа
Д/И «Назови традиции в семье»
Физ. минутка
Д/И «Так бывает или нет?»
Итог занятия
17 Новый год
Формирование элементарных представлений о новогоднем празднике, закрепление в активной речи простых форм слов (елка, гирлянда, шарики, фонарики, праздник, подарки). Развитие слухового восприятия. Активизировать в речи детей прилагательные. Составление Игровая мотивация
Рассматривание иллюстраций
Беседа
Д/И «Кто пришел на праздник?»
Физ. минутка
Д/И «Найди и назови»
Итог занятия
18 В гостях у сказки «Колобок»
Развивать умение отвечать на вопросы, заданные по содержанию сказки «Колобок», словосочетанием в правильной грамматической форме, описательного рассказа.
Рассказывание сказки
Вопросы по тексту
Пересказ сказки с помощью плоскостных фигур.
Физ. минутка
Итог занятия
19 Профессии
Формирование пассивного словаря по теме, активизировать в речи глаголы (готовит, лечит, стирает, гладит). Обучение употреблению качественных прилагательных. Составление короткого рассказа вместе со взрослыми.
Инструменты
Обогащать и активизировать предметный словарь по теме. Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя по сюжетным картинкам.
Игровая мотивация
Рассматривание иллюстраций
Беседа
Д/И «Кто что делает?»
Физ. минутка
Д/И «Назови профессию»
Итог занятия
20 Продукты питания. Здоровейка
Формирование словаря, название продуктов питания. Обучать употреблять в речи простых качественных прилага-тельных, существительные во множественном числе именительном падеже. Вовлекать детей в разговор во время рассматриваний иллюстраций
Закрепить знание детей о полезных продуктах. Д/у «Назови, одним словом»
Игра «Один - много»
Игра «Чего нет?»
Физ. минутка
Д/И «Магазин»
Итог занятия
21 «В небесах, на земле и на море…»
Формирование словаря, пополнение словаря названиями транспорта (автобус, самолет, поезд, автомобиль). Обучать употреблять в речи простых качественных прилагательных. Вовлекать детей в разговор во время рассматриваний картин. Игровая мотивация
Рассматривание иллюстраций
Беседа
Д/И «Назови транспорт»
Физ. минутка
Д/И «Летает - не летает»
Итог занятия
22 Семья
Активизация словаря по теме (мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, брат, имя, внук, внучка). Формирование простого предложения. Вовлекать детей в разговор во время рассматриваний иллюстраций.
Игровая мотивация
Рассматривание иллюстраций.
Беседа
Д/И «Кто большой, кто маленький»
Физ. минутка
Д/И «Кто что делает?»
Итог занятия
23 «Аты-баты, шли солдаты…»
Формирование словаря, пополнение словаря названиями войск. Обучать пониманию пространственных отношений, выраженных предлогами на, в, у. Учить детей строить предложения, выражающие просьбу Игровая мотивация
Рассматривание иллюстраций
Беседа
Д/И «Назови. летчика»
Физ. минутка
Д/И «Летает - не летает»
Итог занятия
24 Магазин игрушек
Ориентировка в помещениях детского сада. Расширение и обобщение представлений об игрушках, материалах и частях, их которых они сделаны и состоя, формирование обобщенного понятия игрушка.
Игровая мотивация
Рассматривание иллюстраций
Беседа
Д/И «Для чего это нужно?»
Физ. минутка
Д/И «Наведи порядок»
Итог занятия
25 Мамин праздник
Активизировать предметный словарь, формировать словарь прилагательных (поздравление, подарки, цветок, милая, ласковая). Активизация прилагательных. Обучать отвечать детей на вопросы воспитателя. Игровая мотивация
Рассматривание иллюстраций
Беседа
Д/И «Назови ласково»
Физ. минутка
Д/И «Сложи картинку»
Итог занятия
26 К нам весна шагает
Знакомство с характерными признаками весны, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и отвечать на вопросы «зачем?», «почему?» Игровая мотивация
Рассматривание иллюстраций
Беседа
Д/И «Назови посуду»
Физ. минутка
Д/И «Для чего это нужно?»
Итог занятия
27 Водный мир и его обитатели
Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя.
Формирование пассивного словаря по теме водные обитатели Рассматривание картины «Водный мир»
Подбор тематических картинок
Д/И «Дорисуй что не хватает»
Физ. минутка
Д/И «Угадай, кто это»
Д/И «Назови»
Итог занятия
28 На улицах города. ПДД
Продолжать учить детей правильно произносить согласный звук [ш].
На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей (регулировщик, глаголами: ехать, стоять, тормозить, сигналить, останавливаться).
Знакомить детей с ближайшим окружением (основными объектами городской инфраструктуры) : дом, улица.
Игровая мотивация
Рассматривание иллюстраций
Беседа
Д/И «Назови транспорт»
Физ. минутка
Д/И «Дорожные знаки»
Итог занятия
29 Дикие животные Юга и Севера
Формирование пассивного и активного словаря (животные юга и севера). Упражнять в согласовании существительных с прилагательными. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций.
Рассматривание иллюстраций.
Беседа
Д/И «Назови животных»
Физ. минутка
Д/И «Четвертый лишний»
Итог занятия
30 Космос. Вселенная
Учить детей рассматривать сюжетную картину, называть отдельные предметы.
Помогать понятно, излагать свои мысли.
Поощрять стремление детей рассказывать самостоятельно.
Активизировать употребление существительных, обозначающих понятие «космос» (планеты, космонавт, ракета. Луна, звезды).
Рассматривание иллюстраций.
Беседа
Д/и «Найди тень»
Физ. минутка
Д/И «Космос»
Итог занятия
31 Ох, и худо без посуды
Формирование словаря, название предметов посуды (наливать, накладывать, глубокая, маленькая). Обучать употреблять в речи простых качественных прилагательных, существительные во множественном числе именительном падеже. Вовлекать детей в разговор во время рассматриваний иллюстраций
Закрепить знание детей о продуктах питания и посуде, расширять и обогащать словарь по теме. Вовлекать детей в разговор во время рассматриваний иллюстраций. Д/у «Назови, одним словом»
Игра «Один - много»
Игра «Чего нет?»
Физ. минутка
Д/И «Магазин»
Итог занятия
32 Мебель. Электроприборы
Знакомство с названиями предметов мебели, уточнение назначения мебели. Формирование и активизация словаря по теме (комод, шкаф, полка, вешать). Согласование слов «один», «много» с существительными в единственном и множественном числе. Игровая мотивация
Рассматривание иллюстраций
Беседа
Д/И «Назови мебель»
Физ. минутка
Д/И «Что лишнее?»
Итог занятия
33 Они сражались за Родину
Знакомство с государственным праздником, формирование элементарных представлений об армии; приобщение к русской праздничной культуре.
Игровая мотивация
Рассматривание иллюстраций
Беседа
Физ. минутка
Д/И «Поможем построить самолёт»
Д/И «Угостим солдата чаем»
Итог занятия
34 Эколята-дошколята
Познакомить детей со сказочными героями «Эколятами».
Обогатить словарный запас детей словами - Шалун, Тихоня, Умница, Елочка
Игровая мотивация
Рассматривание иллюстраций
Беседа
Физ. минутка
Д/ И: «Собери цветок»
Итог занятия
35 Насекомые
Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя.
Формирование пассивного словаря по теме насекомые. Рассматривание картины «Весна»
Подбор тематических картинок
Д/И «Дорисуй что не хватает»
Физ. минутка
Д/И «Найди его дом»
Д/И «Назови»
Итог занятия
36 Здравствуй, лето!
Формирование пассивного словаря (солнце, трава, цветы, насекомые, тепло, жарко). Активизация глаголов (греет, светит). Закрепить звукопроизношение звуков. Активизация прилагательных. Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя Игровая мотивация
Рассматривание иллюстраций
Беседа
Д/И «Назови признаки лета»
Физ. минутка
Д/И «Когда это бывает?»
Итог занятия
НОД по развитию речи проводится 1 раз в неделю, продолжительностью до 15 минут. Всего 36 НОД.
Итоговая НОД: 1 раз в квартал.
Используются следующие технологии:
• В. В. Гербова Развитие речи в детском саду. 2 младшая группа
• Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре
• Капитовская, О. А., Плохонюк М. Г. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями
• Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2010.
• Максаков, А. И. Развитие правильной речи ребенка - М. : Мозаика-Синтез, 2005-2010. и др.