Татьяна Викторовна Ильичева
Примерное планирование системы работы по звукопроизношению с детьми ОНР при сложной дислалии
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ
Развитие и воспитание чистой, выразительно правильной речи у детей с ОНР 5-7лет.
ЗАДАЧИ:
*последовательно, поэтапно устранять нарушения в звукопроизношении детей.
*развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, слуховую память.
*устранять недостатки речевой моторики путем проведения подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.
*развивать мелкую моторику.
Публикация «Примерное планирование системы работы по звукопроизношению с детьми ОНР при сложной дислалии» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
* формировать произносительные умения и навыки: устранять неправильное звукопроизношение; автоматизировать звуки; дифференцировать звуки, сходные по артикуляции или по звучанию; формировать навыки в различных видах самостоятельной речи детей.
Сентябрь.
1 – 2 –неделя – обследование речи детей. 3 – н. – знакомство с артикуляционным аппаратом, пальчиками, их названием, движениями.
4 – н. – знакомство с артикуляционным аппаратом «Сказка о язычке», игры и упражнения для пальчиков.
Октябрь.
1 – н. – Сказка о язычке – «Зоопарк» : - упр. «Бегемот», «Заборчик», «Трубочка», «Змейка», «Лошадка» вырабатывать правильное положение языка и губ. Игры и упр. для пальчиков. Игры по узнаванию и различению неречевых звуков (слушаем звуки).
2 – н. – «Зоопарк» : - упр. «Расческа», «Часики», «Шарики», – удержание положения языка, губ и щек. Пальчиковая гимнастика. Игры и упр. по узнаванию и различению неречевых звуков (муз. инструменты).
3 – н. – «Зоопарк» - повторение артикуляционных упражнений, уточнение артикуляции звука (ф, выработка целенаправленной воздушной струи – упр. типа «Вертушка». Пальчиковая гимнастика. Различение неречевых звуков. Игры и упр. на развитие силы голоса «Поезд».
4 – н. – «Зоопарк» - повторение артикуляционных упражнений, выработка целенаправленной воздушной струи типа «Дуй на лепесток». Пальчиковая гимнастика. Неречевые звуки. Игры и упр. на развитие высоты голоса «Три медведя».
Ноябрь.
1 – н. – «Веселая прогулка» : - упр. «Ежик», «Футбол», «Качели», «Месим тесто», «Блинчики», подготовительные упр. для свистящих; упр. для выработки воздушной струи «Загони мяч в ворота». Пальчиковая гимнастика. Игры на силу и высоту голоса.
2 – н. – «Веселая прогулка», «Зоопарк» - упр. для свистящих (выборочно). Постановка зв. (С, упр. для воздушной струи. Пальчиковая гимнастика. Игры и упр. на высоту и тембр голоса типа «Колобок». Уточнение артикуляции звука (Т).
3 – н. – «В гостях» - упр. «Чашечка», «Вкусное варенье», «Индюк», «Чистим зубы» - подготовительные для шипящих. Автоматизация зв. (С) в слогах, коротких словах. Упр. для воздушной струи «Кто дальше загонит мяч». Пальчиковая гимнастика. Игры на развитие тембра голоса и речевого слуха «Колобок», «Лягушкина семейка».
4 – н. – «В гостях» - упр. для шипящих. Автоматизация зв. (С) в словах. «Веселая прогулка» - упр. для свистящих, постановка звука (З). Упр. для воздушной струи. Пальчиковая гимнастика. Игры и упр. на развитие речевого слуха «Кто как голос подает?».
Декабрь.
1 –н. – «Приключения язычка» : упр. «Кошка сердится», «Парус», «Маляр», «Грибок», «Дятел», «Комар», «Гармошка», «Мотор» - подготовительные упр. для соноров. Упр. «В гостях» для шипящих. Упр. для воздушной струи. Автоматизация зв. (С) в предложении, звука (З) в слоге, коротком слове. Пальчиковая гимнастика. Игры на развитие силы и высоты голоса.
2 – н. – «Приключения язычка» - упр. для соноров. Упр. для шипящих - «В гостях». Автоматизация звука (З) в словах, (С) в чистоговорках. Упр. для воздушной струи. Пальчиковая гимн – ка. Игры на развитие речевого слуха.
3 – н. – «Приключения язычка» - упр. для соноров. Автоматизация зв. (С) в чисто – скороговорках, (З) в словах. Упр. для воздушной струи. Пальчиковая гимн-ка. Уточнение артикуляции звука (Н). Упр. для шипящих «В гостях», постановка зв. (Ш). Игры на развитие силы, высоты, тембра голоса.
4 – н. – «Приключение язычка» - упр. (выборочно) для соноров – выработка вибрации языка. Упр. для шипящих «В гостях», постановка зв. (Ш) – автоматизация в слогах. Пальчиковая гимн – ка. Игры на развитие слухового внимания. Автоматизация зв. (С) в чисто. – скороговорках, (З) в предложении.
Январь
3 – н. – «Приключение язычка» - упр. для соноров – выработка длительной вибрации языка. Упр. для шипящих «В гостях», автоматизация зв. (Ш) в словах; (С –З) в стихах, рассказе. Упр. для воздушной струи, постановка зв. (Ц). Пальчиковая гимн – ка. Игры на развитие слухового внимания.
4 – н. – «Приключение язычка» - упр. (выборочно) для соноров – выработка длительной вибрации языка. Автоматизация зв. (Ц) в слогах, (Ш) в предложении, (С - З) в речи. Упр. для шипящих – постановка зв. (Ж). Пальчиковая гимн. – ка. Игры на развитие речевого слуха, силы, высоты голоса.
Февраль
1 – н. – «Приключение язычка» - упр. (выборочно) для соноров – выработка длительной вибрации языка. Упр. для воздушной струи. Автоматизация: (Ж) в слогах, словах; (Ш) в чистоговорках; (Ц) в слогах, словах. Упр. для соноров – постановка зв. (Л). Пальчиковая гимн – ка. Игры на развитие слухового внимания.
2 – н. – «Приключения язычка» - упр. (выборочно) для соноров – постановка зв. (Л); выработка длительной вибрации языка. Дифференциация свистящих. Автоматизация: (Ж – Ц) в предложении, (Ш) в чисто - скороговорках. Пальчиковая гимн. – ка. Игры на развитие слухового внимания.
3 – н. – Артикуляционные упр. для зв. (Л) – автоматизация в слогах. Дифференциация свистящих; автоматизация шипящих в чисто – скороговорках. Пальчик – я гимнастика. Игры на развитие высоты, тембра, силы голоса.
4 – н. – Артикуляционные упр. для соноров, выработка длительной вибрации языка, автоматизация зв. – (Л) в слогах коротких словах; шипящих в стихах, рассказах. Дифференциация свистящих. Пальчиковая гимн – ка. Игры на развитие слухового внимания.
Март
1 – н. – Упр. для соноров, выработка длительной вибрации, атоматизация (Л) в словах; шипящих в стихах, рассказах; дифференциация свистящих. Упр. «В гостях» для зв. (Ч, постановка. Пальчиковая гимн - ка. Игры на развитие слухового внимания и памяти.
2 – н. – Упр. для соноров, выработка длительной вибрации языка, постановказв. (Р). Автоматизация: (Л) в предложении, Постановка зв. (Ч, автоматизация в слогах, коротких словах. Дифференциация шипящих. Пальчиковая гимн – ка. Игры на развитие слухового внимания и памяти.
3 – н. – Упр. для соноров, постановка зв. (Р, выработка длительной вибрации. Автоматизация: (Ч) в предложении, (Л) в предложении, стихах. Дифференциация шипящих. Пальчиковая гимн – ка. Игры на развитие фонематического слуха и внимания.
4 – н. – Артикуляционные упр. для зв. (Р, выработка длительной вибрации, постановка. Упр. «В гостях» для зв. (Щ) –постановка. Автоматизация: (Ч); (Л) в чистоговорках. Дифференциация шипящих. Пальчиковая гимн – ка. Игры на развитие фонематического слуха и внимания.
Апрель
1 – н. – Упр. для зв. (Р, автоматизация в слогах; (Ч – Л) в чистоговорках, словах со стечением согласных, (Щ) –в слогах, коротких словах, (Ч – Л) в рассказах. Дифференциация шипящих. Пальчиковая гимн – ка. Игры на развитие фонематического слуха и внимания.
2 – н. – Упр. «Приключение язычка» (выборочно). Автоматизация: (Р) в слогах со стечением согласных, (Л – Ч) в словах со стечением согласных и рассказах, (Щ) в словах. Дифференциация шипящих. Пальчиковая гимн – ка. Игры на развитие фонематического слуха и внимания.
3 – н. – Упр. на верхний подъем языка. Автоматизация зв. (Р) в коротких словах и слогах со стечением согласных, (Щ) в предложении. Дифференциация шипящих; зв. (Л - Ч). Пальчиковая гимнастика. Игры на развитие фонематического слуха и внимания.
4 – н. – Упр. на верхний подъем языка. Автоматизация: (Р) в словах. Дифференциация шипящих; зв. (Л – Ч – Щ). Пальчиковая гимн-ка. Игры на развитие фонематического слуха и памяти.
Май
2 – н. – Упр. на верхний подъем языка. Автоматизация зв. (Р) в словах и фразе. Дифференциация шипящих, африкатов и (Л) в речи. Пальчиковая гимн-ка. Игры и упр. на развитие фонематического слуха, внимания и памяти.
3 – н. – Упр. артикуляционной гимнастики (выборочно, автоматизация зв. (Р) в чистоговорках и фразе. Автоматизация звуков в разговорной речи. Пальчиковая гимн-ка. Игры и упр. на развитие фонематического слуха, внимания и памяти.
4 – н. – Упр. артикуляционной гимн. (выборочно, автоматизация зв. (Р) в стихах, рассказах. Пальчиковая гимн-ка Игры и упр. на развитие фонематического слуха, внимания и памяти. Формирование речевых навыков в различных видах самостоятельной речи.
Спасибо за внимание!