Анна Полыгина
Примерное перспективное планированиепо теме «Земля — кормилица Белгородчины»
▼ Скачать + Заказать документы
Примерное перспективное планирование
по теме «Земля - кормилица Белгородчины»
Изучение темы «Земля — кормилица Белгородчины» позволит дополнить и углубить содержание эколого-краеведческой деятельности, обогатит образовательные программы с учетом региональных особенностей.
Младшая группа
Осень
Специально
организованная
деятельность Цель Самостоятельная и совместная со взрослыми деятель-ность
Публикация «Примерное перспективное планированиепо теме „Земля — кормилица Белгородчины“» размещена в разделах
1. Целевая прогулка «Есть у нас огород» Закреплять представления детей об огороде и овощах, которые там растут Чтение произведений художественной литературы (Ю. Тувим «Овощи», устного народного творчества (загадки, пословицы об овощах).
Д/и «Узнай по описанию»
2. Занятие «Рас-сматривание осенних плодовых деревьев: яблоня, груша»- Формировать пред-ставления о плодовых деревьях Чтение произведений художественной литературы (рассказ Л. Толстого «Старик сажал яблони.», уст-ного народного творчества (загадки, пословицы о фруктовых деревьях). Беседы о фруктовых деревьях, их плодах.
Д/и «Узнай на вкус», «Узнай по описанию». «Чудесный мешочек». Изобразительная деятельность (рисо-вание «Яблоки на блюде»)
3. Наблюдение «Перекопали землю» Закреплять представления о подготовке земли к зиме Чтение произведений устного народного творчества (пословицы, загадки о земле)
Зима
1. Занятие «Посади лучок» Формировать умение работать на земле Чтение произведений устного народного творчества (загадки, пословицы о луке) Д/и «Узнай на ощупь»
2. Целевая прогулка к огородным грядкам на участке Уточнять представление о состоянии земли зимой Чтение произведений устного народного творчества (загадки, поговорки о земле и снеге). Чтение стихотво-рений «Зима», «Добрая зима». Слушание музыкального этюда «Вьюга»
Весна
1. Занятие «Посадка гороха» Формировать умения посадки семян в землю Чтение стихотворения Л. Воронковой «В огороде много грядок»
Чтение произведений устного народного творчества (загадки, пословицы о горохе)
2. Наблюдение за трудом старших детей
Вызвать интерес к труду на земле Чтение произведений устного народного творчества (поговорки о труде, загадки о предметах труда)
Лето
1. Целевая прогулка «Что земля нам летом подарила» Расширять представления о растительном мире близ-кого окружения Чтение произведений устного народного творчества (загадки, пословицы о деревьях, цветах, растениях, овощах). Чтение стихотвот рения О. Бондарева «На лугу». Музыкальная дея-тельность (закрепление песни «По малину в сад пойдем»). Изобразительная деятельность (рисование «Красивые цветы»)
2. Наблюдение «Что растет на огороде» Уточнять представления о разнообразии овощей Чтение произведений устного народного творчества (загадки, пословицы, стихи об овощах). Д/и «Чудесный мешочек», П. /и «Огуречик»
3. Наблюдение «Что растет в саду» Уточнять представление о разнообразии фруктов и ягод, условиях их выра-щивания Чтение произведений устного народного творчества (загадки, пословицы о фруктах, ягодах, фруктовых деревьях). Д/и «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус». Изобразительная деятельность (рисование «Чудо — дерево»). Приго-товление фруктовых салатов.
Средняя группа
Осень
1. Целевая прогулка по экологической тропе «Подарок Боровичка» Расширять представления о земле как о почве Чтение произведений устного народного творчества (загадки, пословицы, поговорки о земле). Д/и «В саду, на огороде»
2. Занятие «Кто хлеб растит» Формировать пред-ставления о способах выращивания хлеба Чтение художественной литературы (стихотворение Я. Дягутите «Руки челове-ка», стихотворение Я. Акима «Хлеб ржаной.», рассказ Н. Калинина «Как петух утащил Васин хлеб», чтение произведений устного народного творчества (загадки, пословицы, поговорки о хлебе). Д/и «По-мощники-машины»
3. Занятие из серии «Наша грядка» «Собираем урожай» Расширять представления об овощах Приготовление овощных салатов. Коллективная ап-пликация «Наш урожай». Лепка «Цветные витаминки»
Зима
1. Целевая прогулка на огород, в сад Обогащать представления детей о состоянии почвы Чтение произведений художественной литературы (рассказы о земле, стихи Я. Дягутите «Земля», устного народного творчества (загадки, пословицы о земле)
2. Занятие «Беседа о хлебе» Закреплять представления о ценности хлеба Чтение и обсуждение стихотворения Я. Дягутите «Каравай». Разучивание венгерской песни «Пирог». Чтение произведение устного народного творчества (загадки, поговорки, пословицы о хлебе). Д/и «Определи на вкус». Сладкий стол. Чаепитие со сдобой.
Весна
1. Занятие «Знакомство с подземным царством» Формировать пред-ставления о «живом» содержании почвы Чтение произведений устного народного творчества (загадки, поговорки о почве 1*- земле)
2. Занятие «Беседа о профессии пекаря.
Экскурсия на кухню» Формировать пред-ставления о профессии пекаря Наблюдение за трудом повара-пекаря на кухне. Чтение и обсуждение произве-дение устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки о хлебе,труде). Лепка «Пирожки». Чаепитие с пирогами
3. Занятие «Посадка лука» Закреплять умение работать на земле Аппликация «Луковая грядка». Рисование «Зеленая аптека»
4. Целевые прогулки по экологической тропе. Наблюдение за изме-нениями состояния почвы весной на объектах эко-логической тропы Показать сезонные изменения почвы Наблюдение за состоянием почвы в сухое и дождливое время. Сбор растений для корма обитателям живого уголка
5. Занятие из серии «Наша грядка» Формировать трудовые умения и навыки работы на земле Трудовая деятельность детей на земле (посадка, полив, рыхление)
Лето
1. Целевые прогулки на огород, уголок поля, луга, леса Закреплять представления детей об особенностях ухода за растениями в по-ле, саду, на огороде Д/и «Какие овощи, где растут», «Узнай на вкус», «Узнай на ощупь». Чтение сти-хотворений о растениях, заучивание загадок, пословиц, потешек об овощах
2. Целевая прогулка на ягодник Обогащать представления о разнообразии ягод Д/и «Где что зреет», «Кто скорее собирает», «Опиши - мы отгадаем», «Чудесный мешочек». Заучивание стихотворения В. Левина «Я - капелька лета», С. Маршака «Стихи о лете», составление описательных рассказов об овощах, фруктах, ягодах. Наблюдение «Цветы на грядке».
3. Труд детей на огороде Закреплять умения и навыки работы на земле Чтение стихотворений, пословиц о труде, земле, овощах.
Старшая группа
Осень
1. Экскурсия на выставку сельско-хозяйственной продукции «День урожая» Систематизировать представления о сельскохозяйственной продукции Чтение художественной литературы, рассматривание фотографий, открыток. Зарисовки, фоторепортаж «Подарки моей грядки».
2. Занятие из серии «Моя грядка»
Сбор урожая на огороде, участие в выставке «Что руки мои вырастили на Земле- кормилице» Вызвать чувство удовлетворения ре-зультатами своего труда Изготовление гербария, муляжей из соленого теста «Дары Земли-кормилицы», знакомство с народными приметами, пословицами, коллективная художественная деятельность «Что руки мои вырастили на Земле- кормилице».
3. Экскурсия в поле «Уборка урожая» Расширять представления о труде взрослых на земле Беседы о сельскохозяйственных профессиях, этапах выращивания хлеба, сбор информации для энциклопедии «Земля Белгородская»
4. Занятие «Труженики села и плодородная Земля-кормилица» Уточнять и закрепить представления о Земле-кормилице Сбор семян овощных растений для весенних посевов, заготовка земли для зимне-весенних посадок,
С/р игра «Трактористы».
5. Занятие «Почва Белгородского
края» Расширять представления о составе и состоянии почвы Д/и «Где что растет», «Пой- май-назови»
Зима
1. Экскурсия в оранжерею или теплицу Обогащать представления о потребностях, особенно-стях роста и развития растений в специально созданных условиях Настольно-печатные игры «Зеленые друзья», «Парные картинки», труд на прогул» ке «Укрываем Землю- матушку снегом»
2. Занятие «Земля- кормилица Белогорья» Обогащать представления об особенностях земель белгородского края, их размещении, развитии сельского хозяйства области Наблюдение за изменением почвы в зимний период
3. Развлечение вместе с родителями «Хлебосольные хозяева» Взаимодействие с семьями воспитанников Изготовление «хлебных копилок» (сбор ’ крошек, зернового корма для птиц, подкормка птиц)
4. Экскурсия в краеведческий музей, посещение экспозиции «Земля Белгородская» Систематизировать представления о тружениках- земледельцах, предприятиях перераба-тывающей про-мышленности Фоторепортаж семей «Мы земледельцы», заучивание поговорок, пословиц о хлебе, работах в поле, труде людей; самостоятельная художественно-творческая деятельность детей; наблюдения с опорой на народные произведения «Моя мама пахнет хлебом», заучивание стихотворения Я. Дягутите «Каравай», просмотр видео фильмов о хлебе, земле, земледельцах.
Весна
1. Экскурсия в фруктовый сад Познакомить с осо-бенностями ухода за плодовыми деревьями и кустарниками Д/и «Это я, это я — это все мои друзья», «Запрещается - разрешается», «Поймай отвечай», с/р игра «Трактористы»
Знакомство с детскими периодическими изданиями по природоведению, энциклопедиями
2. Экскурсия на пришкольный участок (огород или поле) Уточнять представления детей о подготовке почвы к посеву Ведение дневников наблюдений, сбор информации для энциклопедии «Земля Белгородская», чтение произведений художественной литературы и устного народного творчества, заучивание стихов по теме.
3. Занятие «Сельское хозяйство Белгородчины» Формировать пред-ставления о появлении и современном развитии сельского хозяйства в родном крае Разгадывание кроссвордов, самостоятельная деятельность детей с картой Белгородской области, совместное с семьями обновление мини-музея «Родная земля»
4. Занятие «Посев семян редиса, репы, салата» Познакомить со способами посева семян Конструирование коробочек для семян, опытно- экспериментальная дея-тельность
5. Занятие из серии «Моя грядка» «Высадка рассады в грунт» Формировать умения и навыки высаживания рассады в грунт Наблюдение за явлениями природы, сравнение с народными приметами, конкурсы детского словотвор-чества, художественно-творческая деятельность «Земля кормила в цвету», заучивание пословиц, поговорок о земле, наблюдения и труд на экологической тропе
6. Лабораторное занятие «Состав почвы» Уточнять представления об особенностях, качестве почвы родного края Д/и «Сад - огород», «Кому, что нужно» «Четыре времени года»
Лето
1. Экскурсия на сенокос Закреплять представления о луговых травах, их значении в жизни животных и человека Наблюдения на экологической тропе, заучивание пословиц, поговорок, чтение и обсуждение литературных произведений.
2. Экскурсия на фермерский огород Закреплять представления о почве на огороде, особенностях подкормки и обработки почвы Заучивание стихов по теме «Земля», «Хлеб». «Люди на земле», групповые досуги родители-дети «Угощение с нашей грядки», фоторепор-тажи семей семей «Наша Земля- кормилица»
3. Экскурсия в поле Формировать пред-ставления о процессе выращивания хлеба Сбор материала для гербария, обновление экспозиции в мини-музее, сбор травы для обитателей живого уголка, природоохранная акция «Берегите землю»
4. Беседа о том, что и как растет на «Нашей грядке» Закреплять представления о последовательности вы-ращивания растений и уходе за почвой летом. Закладка компостной ямы, прополка огорода, цветника, изготовление поделок. С/р игры «Овощной магазин», «Огород», Д/и «Экологическое лото», «Продолжи цепочку».
5. Концерт для всех, кто работает на земле. Воспитывать уважение к людям, работающим на земле Разучивание песен, стихов о земле, тружениках сельского хозяйства
Подготовительная к школе группа
Осень
1. Экскурсия в овощной магазин или к овощной палатке Формировать пред-ставления о сборе урожая и способах его реализации Чтение художественных произведений (Ю. Крутогоров «Дождь из семян», Л. Кон «Книга о растениях», стихотворение Я. Дягутите «Руки человека»).
2. Сбор урожая Закреплять представление о способах уборки урожая Сюжетно-ролевые игры: «Жатва», «Трактористы», «Летчики». Организация гостевых дней с тружени- ками-земледельцами. Кол-лективная художественная деятельность «Собираем урожай»
3. Экскурсия на сельскохозяйственную выставку «Праздник урожая» Закреплять представления о сельскохозяйственной продукции Заготовка семян для весенних посадок; заготовка почвы для весенне-зимних по-садок, конструирование «Хлебная копилка» для сбора крошек
4, Беседа о труде сельских жителей осенью Систематизировать представления детей о труде по выращиванию хлеба, овощей, фруктов Просмотр диафильма или видеофильма «Осень в хозяйстве», заучивание пословиц, поговорок, загадок
5, Развлечение «Земля Белогорья на зернышке стоит» Обобщать знания детей о черноземном богатстве края Изготовление гербария «Хлебные злаки», «Луговые злаки»
6. Занятие «Сбережем Землю- корм ил ицу» Формировать пред-ставления о способах защиты и восстановления почвы Свободная художественная деятельность детей по темам экскурсий, целевых прогулок, ведение дневника наблюдений
Зима
1. Экскурсия в оранжерею, теплицу, зимний сад Закреплять представления детей об особенностях роста, развития растений, ухода за ними в специально созданных условиях Тематическое рассматривание картин, беседы по кар-тинам художников, лепка, панно «Хлебная нива». Чтение произведения М. Глинской «Хлеб». Еже-дневная подкормка птиц, работа с хлебной копилкой. Сбор снега для огорода, участка поля, сада.
2. Занятие «Зимний сон природы» Закреплять представления о зимнем состоянии почвы, о необходимости сне-гозадержания Сбор иллюстративного материала о тружениках сельского хозяйства
3. Занятие «Вот она какая землица родная» Закреплять представление о почвах Белгородской об-ласти Свободное художественное, словесное творчество детей о родной земле
4. Занятие «Посев овса для животных в экологическом центре» Закреплять умения посадки овса Заучивание стихотворений, беседа о разнообразии сель-скохозяйственных культур Белгородской области
Весна
1. Посев семян для выращивания рассады Закреплять умения и навыки посадки семян Разгадывание загадок о земле, растениях, используемых в питании. Заучивание пословиц, поговорок, крылатых выражений о хлебе, труде на земле. Чтение познавательной и художественной литературы по теме
2. Экскурсия на огород (школьный, фермерский) Закреплять представления о подготовке земли к посе-вам и посадкам овощей Наблюдения с опорой на народные приметы. Игры «Земелюшка чернозем», «Экологическое лото», «Зеленые друзья»* «Парные картинки», «Растения поля», «Растения луга»
3. Рассказ о труде фермеров, колхозников Обогащать представления детей о труде земледельца весной Сюжетно-ролевые игры «Трактористы», «Летчики». Рассматривание иллюстраций, фотографий
4. Высадка рассады Закреплять представления о разных способах посадки и выращивания растений Чтение стихотворения П. Г. Черных «Родное», рассказов о зерновых и огородных культурах, сказки «Колосок», ведение дневника наблюдений
5. Занятие «Земе- люшка- Чернозем в сельском хозяйстве края» Формировать пред-ставления о зависимости состояния земли от участия в ее жизни Окапывание деревьев, кустарников
6. Занятие «Прости меня, хлеб» Воспитывать уважение к труду хлебороба, бережное отношение к хлебу Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества
Лето
1. Экскурсия на луг Уточнять и обобщать представления детей о луговых злаках значении для человека и животных Игры на лугу «1,2,3 злаковую траву найди», «Найди растение по описанию», чтение художественной литературы о луговых травах, луговых цветах
Экскурсии пастбище Уточнять и обобщать представления детей о пастбищах, их роли в жизни животных Загадывание загадок о растениях, животных, ведение дневника наблюдений. Акция «Сбережем Землю- матушку»
Экскурсия на луг во время сенокоса Уточнять и обобщать представления детей о заготовке сена и его роли в животноводстве Чтение художественной литературы («В лугах» В. Крупина, сказка «Лисичкин хлеб» М. Пришвина, изго-товление гербария «Вершки от корешков»
4. Экскурсия в поле во время уборки хлеба Обобщать представления детей об уборке хлеба художественной литературы, прополка огорода, полив овощей, наблюдения на экологической тропе, в уголке поля, закладка компостной ямы
5. Экскурсия во фруктовый сад Обобщать представлений детей о жизни фруктового сада Сбор урожая фруктовых деревьев, приготовление фруктовых салатов
6. Беседа «Хлебное поле» Систематизировать и обобщить представления детей о хлебном поле Сбор информации для энциклопедии-самоделки «Земля Белгородская», ведение дневников наблюдения