Елена Нестругина
Примерное перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Месяц Тема занятий Программное содержание
Сентябрь Мы – воспитанники старшей группы Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники. Напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи. Гербова В. В. Стр. 30
Тема: Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки…» Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказка «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки…» Гербова В. В. Стр. 32
Публикация «Примерное перспективное планирование образовательной области „Речевое развитие“» размещена в разделах
Тема: Пересказ сказки «Заяц-хвастун». Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана. Гербова В. В. Стр. 33
Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с. Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з-с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой. Гербова В. В. Стр. 34
Тема: Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворения о ранней осени. Учить детей рассказывать (личный опыт, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. Гербова В. В. Стр. 35
Тема: Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень». Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень» (в сокращении). Гербова В. В. Стр. 37
Тема: Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. Совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. Гербова В. В. Стр. 38
Тема: Веселые рассказы Н. Носова. Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова. Гербова В. В. Стр. 40
Октябрь Тема: Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель». Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем. Гербова В. В. Стр. 40
Тема: Учимся вежливости. Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. Гербова В. В. Стр. 41
Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ц. Закрепить правильное произношение звуков с-ц. Учить детей дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить детей с новой загадкой. Гербова В. В. Стр. 43
Тема: Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. Гербова В. В. Стр. 44
Тема: Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Короуховой, помочь понять ее смысл. Гербова В. В. Стр. 46
Тема: Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет». Продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет», научить выразительно читать его. Гербова В. В. Стр. 47
Тема: Литературный калейдоскоп. Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят. Гербова В. В. Стр. 48
Ноябрь Тема: Чтение стихов о поздней осени. Дидактические упражнение «Заверши предложение». Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. Гербова В. В. Стр. 49
Тема: Рассказывание по картине. Учить детей с помощью раздаточный карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и создавать по ней рассказ. Гербова В. В. Стр. 50
Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого, помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. Гербова В. В. Стр. 51
Тема: Звуковая культура речи: работа со звуками ж-ш. Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух : упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж-ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова со звуками ж-ш; совершенствовать интонационную выразительность речи; отрабатывать речевое дыхание. Гербова В. В. Стр. 52
Тема: Обучение рассказыванию. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д. Нагишкина; в сокращении). Гербова В. В. Стр. 53
Тема: Завершение работы над сказкой «Айога». Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя. Гербова В. В. Стр. 55
Тема: Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков». Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков». 56
Тема: Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. Гербова В. В. Стр. 56
Декабрь Тема: Чтение стихотворений о зиме. Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. Гербова В. В. Стр. 57
Тема: Дидактическое упражнение «Хоккей», «Кафе». Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственные перемещения предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»). Гербова В. В. Стр. 60
Тема: Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела». Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обработка В. Глоцера и Г. Снегирева, учить пересказывать ее.
Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с-ш, на определение позиции звука в слове. Гербова В. В. Стр. 61
Тема: Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце». Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». Гербова В. В. Стр. 63
Тема: Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой». Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой». Гербова В. В. Стр. 64
Тема: Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…». Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. Гербова В. В. Стр. 66
Тема: Дидактические игры со словами. Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова. Гербова В. В. Стр. 66
Январь Тема: Беседа на тему «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму». Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания. Гербова В. В. Стр. 68
Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза». Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. Гербова В. В. Стр. 69
Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения». Учить детей целенаправленному рассматриванию картины (целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов, оценка изображенного); воспитывать умение составлять логичный эмоциональный и содержательный рассказ. Гербова В. В. Стр. 70
Тема: Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово». Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами. Гербова В. В. Стр. 71
Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж. Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж. Гербова В. В. Стр. 72
Тема: Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и Вороненок». Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям). Гербова В. В. Стр. 74
Тема: Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство». Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении). Гербова В. В. Стр. 75
Февраль Тема: Беседа на тему «О друзьях и дружбе» Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности. Гербова В. В. Стр. 76
Тема: Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово». Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов. Гербова В. В. Стр. 77
Тема: Чтение русской народной сказки «Царевно-лягушка». Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова) Гербова В. В. Стр. 79
Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч-щ Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. Гербова В. В. Стр. 80
Тема: Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж». Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. Гербова В. В. Стр. 82
Тема: Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки». Совершенствовать умение выразительно читать стихотворение по ролям. Гербова В. В. Стр. 83
Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы». Продолжить учить детей рассказывать о картине (картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М. : Просвещение, придерживаясь плана. Гербова В. В. Стр. 83
Тема: Обучение рассказыванию по картине «Для милой мамочки…». Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи. Гербова В. В. Стр. 84
Март Тема: Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном». Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому; указать на необходимость помощи мамам; воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. Гербова В. В. Стр. 86
Тема: Составление рассказа по картинкам «Купили щенка». Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимся действием. Гербова В. В. Стр. 87
Тема: Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем…». Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать. Гербова В. В. Стр. 88
Тема: Чтение рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение». Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения. Гербова В. В. Стр. 91
Тема: Пересказ рассказов из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Учить детей свободно, без повторов и ненужных (мешающих восприятию) слов пересказывать эпизоды из книги Г. Снегирева «Про пингвинов» (по своему выбору). Гербова В. В. Стр. 92
Тема: Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства». Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства», помочь им оценить поступок мальчика. 93
Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц-ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах». Учить детей дифференцировать звуки ц-ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах» (перевод М. Боровицкой). Гербова В. В. Стр. 94
Тема: Чтение сказки «Сивка-Бурка». Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-Бурка» (обработка М. Булатова). Гербова В. В. Стр. 95
Апрель Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков л-р. Упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. Гербова В. В. Стр. 95
Тема: Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово». Продолжить приобщать детей к поэзии; учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. Гербова В. В. Стр. 96
Тема: Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм». Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта. 97
Тема: Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…». Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…». Гербова В. В. Стр. 98
Тема: Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову). Продолжать детей учить пересказывать. Гербова В. В. Стр. 101
Тема: Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга». Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга». Гербова В. В. Стр. 102
Тема: Дидактические игры со словами. Чтение небылиц. Активизировать словарь детей. Гербова В. В. Стр. 103
Тема: Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик». Гербова В. В. Стр. 104
Май Тема: Литературный калейдоскоп. Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. Гербова В. В. Стр.
Тема: Обучение рассказыванию по картинкам. Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Гербова В. В. Стр. 104
Тема: Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения. Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. Гербова В. В. Стр. 105
Тема: Лексические упражнения. Проверить, насколько богат словарный запас детей. Гербова В. В. Стр. 106
Тема: Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол». Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол». Гербова В. В. Стр. 107
Тема: Звуковая культура речи (проверочное). Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их. Гербова В. В. Стр. 107
Тема: Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни». Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы личного опыта. Гербова В. В. Стр. 108
Тема: Повторение пройденного материала. Работа по закреплению программного материала (по выбору педагога). Гербова В. В. Стр. 109