Валентина Серенко
Примерная схема НОД (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие (речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие)
Вид деятельности: интеллектуальная (творческая, опытно-экспериментальная, речевая, продуктивная и т. д.)
Возрастная группа: подготовительная к школе
Программное содержание:
Сразу хочу предостеречь педагогов от ошибки. Некоторые пишут: «цели НОД». Это методически неправильно. Цель – это финальный и общий результат, протяженный во времени. Какой цели можно добиться, например, за 15 минут образовательной деятельности в младшей группе? Слово «цель» правильнее писать, например, при разработке планирования комплекса (т. е., нескольких) НОД, при разработке проекта (так как он многогранен) и других, протяженных во времени, комплексов образовательных мероприятий. Тем более, что цель бывает одна, а задач может быть много. И для конкретной образовательной деятельности подойдут конкретные задачи, которые должны быть решены к концу этой образовательной деятельности (через 15 минут в младшей или через 30 минут в подготовительной группе). То есть, если педагог написал задачу в конспекте НОД, то он должен ее решить в процессе НОД. Поэтому в конспекте не пишите по 10-15 задач. Пяти, максимум шести хватит.
Публикация «Примерная схема НОД (из опыта работы)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Темочки
Задачи НОД всегда триедины:
Обучающие задачи: повышать уровень развития ребёнка (грубейшей ошибкой, в соответствии с п. 2.6. ФГОС ДО, является употребление слова «учить» при формулировке образовательных задач).
Это слово заменяется следующими формулировками:
- обеспечить усвоение знаний о…
- способствовать формированию знаний о…
- формировать понятие…
- способствовать формированию или продолжить формирование умений …
- обеспечить повторение, обобщение, систематизацию знаний…
- закрепить знания, умения…
- обобщить, систематизировать знания о…
- устранить пробелы в знаниях…
- отработать навыки…
- совершенствовать умение…
- расширить, углубить …и т. д.
Воспитывающие задачи: формировать (воспитывать, способствовать формированию и т. п.) нравственные качества личности, взгляды, убеждения.
Развивающие задачи: развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
При написании задач учитывается правильность и обоснованность постановки образовательной, воспитательной и развивающей задач НОД, соответствие теме НОД, уровня подготовленности детей на данном этапе (учет индивидуальности воспитанников, степень сложности задач в соответствии с возрастом детей.
Обращаю Ваше внимание на интересный нюанс: многие педагоги вместо слова «обучающие» пишут слово «образовательные», имея в виду только обучающие задачи. А ведь в понятие «образование» (читайте закон «Об образовании в РФ») входит и обучение, и воспитание. Значит, в образовательных задачах будут и обучающие, и воспитательные вместе. В этом случае у Вас будет 2 группы задач: развивающие и образовательные (обучающие и воспитательные). Лучше планировать три группы задач (обучающие, воспитывающие, развивающие, как сказано выше.
Словарная работа :
Конкретно перечисляются слова, планируемые ввести в активный и пассивный словарь.
Необходимо помнить, что слова из пассивного словаря включаются в активный через 2-3 занятия.
На занятиях по развитию речи обязательно вписываются задачи из разделов «Грамматический строй речи», «Звуковая культура речи», «Связная речь».
Оборудование:
Предшествующая работа воспитателя :
Индивидуальная работа : какую предварительную работу, с кем (указать имя, фамилию детей) в какой части занятия планируется провести.
Желательно не забыть вписать эту работу в ту часть занятия в конспекте, в которую вы запланировали).
Демонстрационный материал: сундучок, буквы, название станций, письмо от Буратино, геометрические фигуры, песочные часы, мяч.
Раздаточный материал: счётные палочки, геометрические фигуры, ручки, листы с заданиями.
Ход НОД.
Вводная часть:
( организация детей: мотивация, создание условий для погружения ребенка в деятельность). Настрой детей на положительные эмоции, уместно использовать в этой части НОД такие образовательные технологии, как игровые, педагогика сотрудничества, здоровьесберегающие, через создание игровой ситуации, включение элементов аутотренинга, алгоритмической разминки и др.
Основная часть:
( практическая деятельность: фронтальная, групповая (н-р, по гендерному признаку, по цвету волос или одежды и т. д., подгрупповая (парами, тройками и т. д., совместная, самостоятельная деятельность с включением индивидуальной работы.
В основной части НОД используются все соответствующие теме, цели и задачам виды детской деятельности.
Перечисляются:
- виды деятельности;
- приемы и методы, применяемые воспитателем, соответствующие содержанию программного материала, поставленным целям, развивающим возможностям данного возраста детей;
- выбор динамических поз во время НОД;
- использование ТСО (магнитофон, мультимедийное оборудование);
- приёмы эмоциональной подачи материала.
Заключительная часть (рефлексия) :
Закрепление материала. Воспроизведение нового в типовой ситуации. На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового.
(проведение рефлексии в соответствии с возрастом воспитанников)
- в младших группах это всегда создание ситуации успеха;
- в средних и старших группах оценка конкретной деятельности воспитанника с учетом его индивидуальных особенностей с прогнозом на успех.
Подведение итогов занятия: описание положительных действий воспитанников, определение перспективы полученных знаний (что нового узнали, где новое пригодится).
Структура и методические приемы НОД:
1. Вводная часть – 3-5 мин. Например :
А) чтение стихотворения
Б) наблюдение
В) словесная дидактическая игра и т. д.
2. Основная часть – 10-20 мин. Например :
А) беседа о погодных явлениях
Б) рассматривание календаря погоды
В) составление рассказа о погоде
Г) называние детьми поговорок о погоде
Д) дидактическая игра и т. д.
3. Заключительная часть – 2-5 мин. Например :
А) чтение рассказа
Б) обобщение воспитателя
В) анализ занятия