Лидия Стрелкова
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.
«Здоровый человек – самое драгоценное создание природы. Но хранить эту драгоценность, укреплять этот дар природы – уже чисто человеческое занятие и обязанность.»
Валеология – современное комплексное научное знание, решающее проблемы здоровья человека, которое занимается изучением ресурсов человека, особенностями его взаимодействия с окружающим миром, а так же характером возникающих рисков.
Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми» размещена в разделах
Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического, психоневрологического и нравственного здоровья детей. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, именно эта тема стала для меня актуальной по практическому применению в системе учебно-воспитательной и оздоровительной работы.
Под здоровьесберегающими технологиями подразумеваются образовательные технологии, которые соответствуют психофизическим особенностям детей и обеспечивают сохранение физического, психического и нравственного здоровья. Они, с одной стороны, имеют адаптивный характер; с другой стороны, способствуют самоактулизации личности дошкольника.
Чтобы обеспечить воспитание здоровья ребенка в ДОУ, необходимо строить свою работу по следующим направлениям:
- создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
- повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей ДОУ;
- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками;
- воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.
Данные направления предложены педагогом Маханевой М. Д., методику и рекомендации, которой мы используем в работе нашего детского сада.
Почти во всех разделах программы рассматриваются вопросы здорового образа жизни, экологии, формируется чувство собственной ответственности за правильное развитие организма. Одним из главных разделов является «Ознакомление с окружающим миром и собой». Он направлен на то, чтобы ребенок лучше понял и познал, прежде всего, самого себя и свои возможности. Поэтому ценными проблемами являются познание и осознание своего «Я». Здесь выделяются два взаимосвязанных начала. Первое – устремленность ребенка во внешний мир. В этом стремлении есть два момента: познавательный и эмоциональный. Чувство и образ сливаются, и разорвать их невозможно. Второе – стремление осознать себя и овладеть своим поведением. Поэтому очередной целью этого раздела являются осознание ребенком широкого спектра вопросов, несвязанных напрямую с обучением, но являющихся жизненно важными для развития рефлексии и произвольного поведения. Это строение и функционирование организма, понимание своего физического состояния, осознание своих эмоций, правил поведения в быту, на улице, в общении с другими людьми.
Тема охраны здоровья детей, использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе очень актуальна для нашего детского сада. Безопасность и здоровый образ жизни – это не сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Детей учатся применять полученные умения и навыки в реальной жизни, на практике. Наша задача состоит в том, чтобы они поняли: человеческий организм сложное, в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, и свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.
В детском саду разработан цикл занятий по ОБЖ, который включает в себя следующие положения:
1. Ребенок и другие люди (беседы о несовпадении приятной внешности и добрых намерений; рассматривание опасных ситуаций контактов с незнакомыми людьми).
2. Ребенок и природа (объяснение детям, что выполнение привычных требований взрослых в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь; бережное отношение к природе, что можно и что нельзя делать при контактах с животными, работа с детьми по улучшению окружающей среды).
3. Здоровье ребенка (дети сами участвуют в заботе о своем здоровье : делают дыхательную гимнастику, точечный массаж, бодрящую гимнастику, обливают ноги, принимают витамины, поласкают рот отваром трав; беседы о значении профилактики заболеваний, о важности прививок; знакомство детей с правилами первой помощи при травмах).
4. Эмоциональное благополучие детей (создание благоприятной атмосферы в группе, характеризующейся взаимным доверием и уважение, открытым и благожелательным общением).
5. Ребенок дома (беседы с детьми о предметах домашнего быта, которые являются потенциальными источниками опасности).
6. Ребенок на улицах города (знакомство детей с правилами поведения на улице, правилами движения, правилами поведения в транспорте).
Формирование у детей чувства ответственности за свою безопасность – главная линия курса ОБЖ в моей работе.
В своей педагогической работе я стараюсь ярко и эмоционально формировать представления у детей, чаще посредством игры, что человек – неотъемлемая часть природы. Дети получают определенные знания об охране здоровья. У детей формируются элементарные представления о строении и функционировании своего тела, они психологически готовы к активной оздоровительной деятельности, осознают важность заботы о своем здоровье, владеют навыками ЗОЖ. Дети понимают целостность человеческого организма, взаимосвязь образа жизни и здоровья человека. Дети начинают задумываться о работе своего организма, осознавать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены для сохранения и укрепления своего здоровья. Задача педагогов и родителей – продолжать поддерживать интерес детей к этой теме.
В нашем детском саду используются различные формы организации оздоровительных мероприятий и создана целостная система физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, которая постоянно совершенствуется.
Поскольку физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием, то работа в детском саду не сводится к узкопедагогическим и лечебным мероприятиям. Она включает также и организацию предметной и социальной среды. При создании интерьера групповой комнаты мы старались сделать ее удобной, уютной, уютной; сами разработали эскизы игровой комнаты; в каждой группе оборудовали «уголки отдыха».
Серьезное внимание уделяем повышению профессионализма, методической подготовке. Формы работы : педсоветы в виде «деловой игры», семинары, консультации и, конечно же, изучение опыта работы.
Обеспечить воспитание здорового ребенка можно только при условии содружества медицины и педагогики, четко организованного медико-педагогического процесса, в который входит:
- медицинское обследование состояния здоровья и физического развития детей, определение на его основе мер по улучшению данной работы;
- медико-педагогические наблюдения за методикой физического воспитания и закаливания детского организма, за физиологической реакцией детей, соответствием нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям.
Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения, по каждой возрастной группе, составляет сводную схему, которая помогает нам иметь четкую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности. В группе ведём «Тетрадь здоровья», которая помогает нам планировать физкультурно-оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.
В нашем детском саду используется новый современный подход к системе оздоровления и развития детей, в частности, применяются следующие здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие сохранение, укрепление и коррекцию здоровья дошкольников :
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- закаливание;
- физкультминутка;
- бодрящая гимнастика после сна;
- адаптация;
- релаксация, психогимнастика;
- музыкальная пауза;
- точечный массаж (профилактика простудных заболеваний);
- профилактика и коррекция плоскостопия;
- гимнастика для глаз (профилактика нарушения зрения);
- физкультурные занятия;
- утренняя гимнастика (разные варианты);
- артикуляционная гимнастика;
- самостоятельная двигательная активность;
- прогулки;
- досуг и развлечения;
- дни здоровья;
- работа с родителями.
Все формы оздоровления носят развивающий характер, способствуют формированию здорового образа жизни детей, воспитывают бережное отношение к своему организму, обеспечивают своевременное развитие жизненно необходимых двигательных навыков, способностей, а так же психических и физических качеств ребенка.
Особое внимание уделяется частоболеющим детям. Разработан план «Оздоровительной работы с частоболеющими детьми».
План составлен согласно периодов оздоровительных моментов и учебно-календарным месяцам. На каждого ребенка заведена карта-схема с отметкой о проделанных оздоровительных процедурах.
На состояние здоровья ребенка, его рост и жизнедеятельность самое непосредственное влияние оказывает питание. Поэтому большое значение имеет правильная организация питания детей в детском саду. Интенсивный рост и развитие детей раннего и дошкольного возраста обуславливают их относительно большую по сравнению с взрослым потребность во всех пищевых продуктах. Дети принимают пищу строго по режиму, меню составляется согласно нормам питания, которые соответствуют возрастным физиологическим потребностям детского организма в основных пищевых веществах и энергии.
Целенаправленно организована работа в нашем детском саду с семьей по воспитанию здорового ребенка. В планировании и проведении такой работы большую помощь оказало анкетирование в начале года.
Такое анкетирование помогло больше узнать о ребенке, его физическом развитии в семье, а так же наметить наиболее важные и эффективные формы педагогической работы. Анализ анкетных данных привел к выводу, что необходимо не только расширять знания родителей по вопросам воспитания здорового ребенка, но и учить проведению основных физкультурно-оздоровительных мероприятий. Был составлен перспективный план работы с родителями на год. Благодаря целому комплексу проводимой нами работы, мы добились положительных результатов – родители стали внимательнее относиться к нашим советам и активно использовать их в жизни. В результате эффективной работы снизилась детская заболеваемость, повысился авторитет ДОУ.
На улучшение здоровья детей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Я в своей работе всегда стараюсь придерживаться следующих основных положений, которые помогают повысить устойчивость организма и укрепить здоровье детей :
1. Создание благоприятной эмоциональной обстановки в группе.
2. Обеспечение условий для физиологически полноценного, достаточной длительности дневного сна
3. Поддержание у ребенка благоприятного эмоционального состояния. Важно, чтобы переход от одного вида деятельности к другому осуществляется без спешки, в спокойном темпе, по мере готовности детей.
4. Создание в помещении должного воздушно-теплового режима
5. Обеспечение спокойной обстановки в помещении
Сохранность здоровья детей дошкольного возраста - приоритетное направление развития системы образования ДОУ на ближайшую перспективу. В нашем детском саду позитивно работает система охранного отношения к детям, их физическому, психическому и социальному развитию, без которых невозможно полноценное здоровье детей.