Папки-передвижки

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

Лидия Стрелкова
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми.

«Здоровый человек – самое драгоценное создание природы. Но хранить эту драгоценность, укреплять этот дар природы – уже чисто человеческое занятие и обязанность.»

Валеология – современное комплексное научное знание, решающее проблемы здоровья человека, которое занимается изучением ресурсов человека, особенностями его взаимодействия с окружающим миром, а так же характером возникающих рисков.

Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми» размещена в разделах

Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического, психоневрологического и нравственного здоровья детей. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, именно эта тема стала для меня актуальной по практическому применению в системе учебно-воспитательной и оздоровительной работы.

Под здоровьесберегающими технологиями подразумеваются образовательные технологии, которые соответствуют психофизическим особенностям детей и обеспечивают сохранение физического, психического и нравственного здоровья. Они, с одной стороны, имеют адаптивный характер; с другой стороны, способствуют самоактулизации личности дошкольника.

Чтобы обеспечить воспитание здоровья ребенка в ДОУ, необходимо строить свою работу по следующим направлениям:

- создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;

- повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей ДОУ;

- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками;

- воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.

Данные направления предложены педагогом Маханевой М. Д., методику и рекомендации, которой мы используем в работе нашего детского сада.

Почти во всех разделах программы рассматриваются вопросы здорового образа жизни, экологии, формируется чувство собственной ответственности за правильное развитие организма. Одним из главных разделов является «Ознакомление с окружающим миром и собой». Он направлен на то, чтобы ребенок лучше понял и познал, прежде всего, самого себя и свои возможности. Поэтому ценными проблемами являются познание и осознание своего «Я». Здесь выделяются два взаимосвязанных начала. Первое – устремленность ребенка во внешний мир. В этом стремлении есть два момента: познавательный и эмоциональный. Чувство и образ сливаются, и разорвать их невозможно. Второе – стремление осознать себя и овладеть своим поведением. Поэтому очередной целью этого раздела являются осознание ребенком широкого спектра вопросов, несвязанных напрямую с обучением, но являющихся жизненно важными для развития рефлексии и произвольного поведения. Это строение и функционирование организма, понимание своего физического состояния, осознание своих эмоций, правил поведения в быту, на улице, в общении с другими людьми.

Тема охраны здоровья детей, использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе очень актуальна для нашего детского сада. Безопасность и здоровый образ жизни – это не сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Детей учатся применять полученные умения и навыки в реальной жизни, на практике. Наша задача состоит в том, чтобы они поняли: человеческий организм сложное, в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, и свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

В детском саду разработан цикл занятий по ОБЖ, который включает в себя следующие положения:

1. Ребенок и другие люди (беседы о несовпадении приятной внешности и добрых намерений; рассматривание опасных ситуаций контактов с незнакомыми людьми).

2. Ребенок и природа (объяснение детям, что выполнение привычных требований взрослых в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь; бережное отношение к природе, что можно и что нельзя делать при контактах с животными, работа с детьми по улучшению окружающей среды).

3. Здоровье ребенка (дети сами участвуют в заботе о своем здоровье : делают дыхательную гимнастику, точечный массаж, бодрящую гимнастику, обливают ноги, принимают витамины, поласкают рот отваром трав; беседы о значении профилактики заболеваний, о важности прививок; знакомство детей с правилами первой помощи при травмах).

4. Эмоциональное благополучие детей (создание благоприятной атмосферы в группе, характеризующейся взаимным доверием и уважение, открытым и благожелательным общением).

5. Ребенок дома (беседы с детьми о предметах домашнего быта, которые являются потенциальными источниками опасности).

6. Ребенок на улицах города (знакомство детей с правилами поведения на улице, правилами движения, правилами поведения в транспорте).

Формирование у детей чувства ответственности за свою безопасность – главная линия курса ОБЖ в моей работе.

В своей педагогической работе я стараюсь ярко и эмоционально формировать представления у детей, чаще посредством игры, что человек – неотъемлемая часть природы. Дети получают определенные знания об охране здоровья. У детей формируются элементарные представления о строении и функционировании своего тела, они психологически готовы к активной оздоровительной деятельности, осознают важность заботы о своем здоровье, владеют навыками ЗОЖ. Дети понимают целостность человеческого организма, взаимосвязь образа жизни и здоровья человека. Дети начинают задумываться о работе своего организма, осознавать значение правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены для сохранения и укрепления своего здоровья. Задача педагогов и родителей – продолжать поддерживать интерес детей к этой теме.

В нашем детском саду используются различные формы организации оздоровительных мероприятий и создана целостная система физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, которая постоянно совершенствуется.

Поскольку физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием, то работа в детском саду не сводится к узкопедагогическим и лечебным мероприятиям. Она включает также и организацию предметной и социальной среды. При создании интерьера групповой комнаты мы старались сделать ее удобной, уютной, уютной; сами разработали эскизы игровой комнаты; в каждой группе оборудовали «уголки отдыха».

Серьезное внимание уделяем повышению профессионализма, методической подготовке. Формы работы : педсоветы в виде «деловой игры», семинары, консультации и, конечно же, изучение опыта работы.

Обеспечить воспитание здорового ребенка можно только при условии содружества медицины и педагогики, четко организованного медико-педагогического процесса, в который входит:

- медицинское обследование состояния здоровья и физического развития детей, определение на его основе мер по улучшению данной работы;

- медико-педагогические наблюдения за методикой физического воспитания и закаливания детского организма, за физиологической реакцией детей, соответствием нагрузки их возрастным и индивидуальным возможностям.

Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Для этого на основании индивидуальных медицинских карт врач дошкольного учреждения, по каждой возрастной группе, составляет сводную схему, которая помогает нам иметь четкую картину о состоянии здоровья детей всей группы и каждого ребенка в отдельности. В группе ведём «Тетрадь здоровья», которая помогает нам планировать физкультурно-оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.

В нашем детском саду используется новый современный подход к системе оздоровления и развития детей, в частности, применяются следующие здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие сохранение, укрепление и коррекцию здоровья дошкольников :

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- закаливание;

- физкультминутка;

- бодрящая гимнастика после сна;

- адаптация;

- релаксация, психогимнастика;

- музыкальная пауза;

- точечный массаж (профилактика простудных заболеваний);

- профилактика и коррекция плоскостопия;

- гимнастика для глаз (профилактика нарушения зрения);

- физкультурные занятия;

- утренняя гимнастика (разные варианты);

- артикуляционная гимнастика;

- самостоятельная двигательная активность;

- прогулки;

- досуг и развлечения;

- дни здоровья;

- работа с родителями.

Все формы оздоровления носят развивающий характер, способствуют формированию здорового образа жизни детей, воспитывают бережное отношение к своему организму, обеспечивают своевременное развитие жизненно необходимых двигательных навыков, способностей, а так же психических и физических качеств ребенка.

Особое внимание уделяется частоболеющим детям. Разработан план «Оздоровительной работы с частоболеющими детьми».

План составлен согласно периодов оздоровительных моментов и учебно-календарным месяцам. На каждого ребенка заведена карта-схема с отметкой о проделанных оздоровительных процедурах.

На состояние здоровья ребенка, его рост и жизнедеятельность самое непосредственное влияние оказывает питание. Поэтому большое значение имеет правильная организация питания детей в детском саду. Интенсивный рост и развитие детей раннего и дошкольного возраста обуславливают их относительно большую по сравнению с взрослым потребность во всех пищевых продуктах. Дети принимают пищу строго по режиму, меню составляется согласно нормам питания, которые соответствуют возрастным физиологическим потребностям детского организма в основных пищевых веществах и энергии.

Целенаправленно организована работа в нашем детском саду с семьей по воспитанию здорового ребенка. В планировании и проведении такой работы большую помощь оказало анкетирование в начале года.

Такое анкетирование помогло больше узнать о ребенке, его физическом развитии в семье, а так же наметить наиболее важные и эффективные формы педагогической работы. Анализ анкетных данных привел к выводу, что необходимо не только расширять знания родителей по вопросам воспитания здорового ребенка, но и учить проведению основных физкультурно-оздоровительных мероприятий. Был составлен перспективный план работы с родителями на год. Благодаря целому комплексу проводимой нами работы, мы добились положительных результатов – родители стали внимательнее относиться к нашим советам и активно использовать их в жизни. В результате эффективной работы снизилась детская заболеваемость, повысился авторитет ДОУ.

На улучшение здоровья детей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника. Я в своей работе всегда стараюсь придерживаться следующих основных положений, которые помогают повысить устойчивость организма и укрепить здоровье детей :

1. Создание благоприятной эмоциональной обстановки в группе.

2. Обеспечение условий для физиологически полноценного, достаточной длительности дневного сна

3. Поддержание у ребенка благоприятного эмоционального состояния. Важно, чтобы переход от одного вида деятельности к другому осуществляется без спешки, в спокойном темпе, по мере готовности детей.

4. Создание в помещении должного воздушно-теплового режима

5. Обеспечение спокойной обстановки в помещении

Сохранность здоровья детей дошкольного возраста - приоритетное направление развития системы образования ДОУ на ближайшую перспективу. В нашем детском саду позитивно работает система охранного отношения к детям, их физическому, психическому и социальному развитию, без которых невозможно полноценное здоровье детей.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Консультация с педагогами Киракосян Юлия Викторовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №77 Калининского района Санкт-Петербурга «Использование.

Применение здоровьесберегающих технологий в группе оздоравливающей направленности Актуальность: (2 слайд) Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье – это не только отсутствие болезней.

Доклад «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Актуальность «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,.

Фотоотчет «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Фотоотчет «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ» . Фотоотчет. Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ. В детском саду большое внимание уделяется в первую очередь укреплению.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста. Калинина Е. В. Воспитатель МБДОУ "Детский сад №20" г. Арзамаса.

План по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» План по самообразованию Тема: «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: продолжать повышать.

Применение коррекционных технологий в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Применение коррекционных технологий при работе с детьми с расстройством аутистического спектра Дети с расстройством аутистического спектра.

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья Екатерина Ивановна Исрафилова Воспитатель группы компенсирующего вида (ТНР, ОНР) ГБДОУ № 15 Московского района г. Санкт-Петербурга «ПРИМЕНЕНИЕ.

Применение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе детского садаПрименение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе детского сада Для реализации здоровье сберегающих технологий в детском саду должны быть созданы следующие условия: условия для укрепления.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ТМБ ДОУ «ЦРР – детский сад «Белоснежка» Применение здоровьесберегающих технологий в работе логопеда Учитель – логопед Лукошкова С. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми
Опубликовано: 1 декабря 2017 в 19:17
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Стрелкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД