Виктория Бутылецкая
Применение элементов терапии искусством в оказании психологической помощи детям с низким уровнем адаптированности к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптивные возможности детей в раннем и младшем дошкольном возрасте ограничены, однако в современном обществе необходимость посещения ДОУ, как правило, возникает достаточно рано. Вопросы адаптации детей раннего возраста исследовали: К. Л. Печора, Н. М. Аскарина, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева, Р. В. Тонкова -Ямпольская, З. С. Макарова и др.
В общем смысле адаптация представляет собой приспособление к окружающим условиям. Попадая в новые условия, ребенок сталкивается с необходимостью совладания с рядом стрессоров. В этот период у детей могут отмечаться негативные изменения в соматическом и эмоциональном состоянии, поведении и развитии. Особенно трудно процесс адаптации может протекать у детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в рамках реализации концепции ранней помощи также вынуждены адаптироваться условиям образовательных или медицинских учреждений.
Публикация «Применение элементов терапии искусством в оказании психологической помощи детям с низким уровнем адаптированности к ДОУ» размещена в разделах
Исследователи выделяют ряд параметров, влияющих на успешность адаптации. В любом случае, сопровождение процесса адаптации остается одной из важнейших обязанностей педагога – психолога. В свою очередь, адаптированность в контексте описываемой проблематики, характеризуется стабилизацией эмоционального состояния, адекватностью поведения, ускорением темпа развития. Она является позитивным результатом процесса адаптации, в противоположном случае остается стресс, который длительно воздействуя на ребенка приводит к истощению ресурсов организма. Именно поэтому, важно своевременно выявить детей с низким уровнем адаптированности и оказать им дополнительную психолого-педагогическую поддержку.
Следует отметить, что в силу возрастных особенностей детей, рано столкнувшихся с необходимостью адаптации к условиям тех или иных дошкольных учреждений, педагог - психолог несколько ограничен в выборе инструментов, которые мог бы использовать в своей работе. Рубин, Джудит А. утверждает, что арт-терапия подходит для работы с людьми любого возраста, изменяется только подход к ним [8]. Между тем, Хайкин Р. Б. описывал следующие уровни лечебного действия и адаптации в случае применения арт-терапии : социально-личностный, личностно-ассоциативный, ассоциативно-коммуникативный, социально – коммуникативный и физиологический [1]. Говоря о последнем, подчеркивается физическое, физиологическое, координационно-кинетическое влияние пластического изобразительного творчества на организм и психику. В публикациях на русском языке арт-терапию часто отождествляют с «психотерапией выразительными искусствами» или «психотерапией искусством», описывая сходный механизм ее воздействия на психику. Концепция представленной работы в данном аспекте созвучна мнению авторов (Копытин А. И., Лебедева Л. Д. и др., понимающих под арт-терапией частную форму терапии искусством, поэтому далее будут описаны возможности применения элементов, не только изотерапии, но и других ее семейств.
Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах [2]. Детский рисунок обладает терапевтическими возможностями, а само рисование может быть рассмотрено как специальная техника сбалансированности внутреннего состояния физических, психических и эмоциональных качеств в развитии ребенка, и в этом процессе «ведущий» — сам ребенок [6]. Часто изобразительная деятельность является значимым инструментом коммуникации ребенка, позволяя ему восполнить дефицит общения и построить более гармоничные отношения с внешним миром. Присутствие психолога рядом в этот момент способствует удовлетворению его потребностей в общении и коррекции нарушенных отношений. Лепка же обладает уникальным свойством - несет в себе метафору изменения, внушает веру в свои силы и возможность все поменять [3]. Лепка дает возможность выразить эмоции и чувства, которые не получается высказать (особенно актуально для раннего возраста). Джудит А. Рубин пишет: «преобразование мысли в жест или форму может уменьшить давление. откровенно выражая любовные или враждебные импульсы». Например, из глины можно лепить заботливо или порывисто. можно украшать ее или гневно по ней ударять [8].
Говоря об изотерапии, хотелось бы также более подробно остановиться на мандала-терапии. Согласно определению, А. И. Копытина, являющегося первопроходцем в применении мандала-терапии в арт-терапевтической практике в России, мандала являет собой циркулярное изображение, воплощённое в результате спонтанной творческой деятельности или реализации заданной инструкции. При работе с мандалой границы круга защищают психологическое состояние человека (т. к. он являет собой символ защищенности материнского лона). Работа внутри круга способствует изменению состояния сознания, вызывает разнообразные психосоматические феномены [4]. Самость, которую по К. Г. Юнгу символизирует круг мандалы, отвечает за стремление к самореализации и является источником энергии. Так, мандала активизирует внутренние источники, запечатленные на глубинных уровнях психики, включая механизмы саморегуляции. Сама процедура создания мандалы способствует релаксации, оказывая гармонизирующие влияние на психику.
Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента, благодаря которому на бессознательном творческом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития. Пескотерапия позволяет гармонизировать внутреннее состояние благодаря: проработке психотравмирующих ситуаций на символическом уровне; отреагированию негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения; изменению отношения к себе, своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим; укреплению (или становлению) доверия к миру, развитию более продуктивных отношений с миром, что особенно важно в процессе адаптации [2].
Фототераапия (слайд-терапия) – одно из направлений арт-терапии, основанное на применении фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности. Основное содержание фототерапии - создание или восприятие (в нашем случае) фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности [2]. Здесь можно отметить, что «психоаналитический подход к интерпретации визуальных образов отличается универсальностью и может быть использован для работы с любым визуальным материалом, с тем чтобы определить в нем проявление символов бессознательного» [5].
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром [2] Киселева М. В. выделяет следующие психокоррекционные функции сказки : подготовка психики к стрессовым ситуациям; символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов; принятие в символической форме своей физической активности
Сказочная игротерапия – эклектическая форма игровой терапии (метода психотерапевтического воздействия с использованием игры) в которой могут сочетаться принципы, приемы и техники различных школ [2]. Однако, это скорее директивная форма игротерапии (для нее характерно наличие инструкции со сказочным мотивом). Для ребенка игра – серьезное, полное смысла занятие, которое стимулирует его психическое и социальное развитие. Также, в этой ситуации, она являет собой форму «самотерапии» для ребенка, в которой могут быть отреагированы различные конфликты [7].
Куклотерапия – метод лечения с помощью кукол. Этот метод может активно применяется в психокоррекционной работе с детьми т. к. «ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию» [9]. Куклотерапия широко применяется в работе с детскими страхами. Среди коррекционных задач важных для работы с детьми с низким уровнем адаптированности, которые позволяет решить куклотерапия также : эмоциональная саморегуляция, коррекция взаимоотношений, расширение репертуара самовыражения ребенка…
Музыкальная терапия – контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, воспитании и образовании детей и взрослых [2]. Существует в двух формах: активной и рецептивной. В качестве механизмов лечебного воздействия музыкотерапии выделяют : катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания своих переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок [1].
Исходя из вышесказанного, перечисленные формы работы по спектору своего воздействия подходят для оказания психологической помощи детям с низким уровнем адаптированности к условиям ДОУ. Однако, в силу возрастных особенностей детей, она имеет свою специфику, требуя гибкости мышления и творческого подхода от педагога-психолога.
Библиографический список
1. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. — СПб. : Питер, 2002. -1024 с.
2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми–СПБ. : Речь, 2006, -160 с
3. Колошина Т. Ю., Трусь А. А. Арт-терапевтические техники в тренинге : характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. –СПБ. : Речь, 2010. — 189 с.
4. Копытин А. И. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала». – СПб. : Речь, 2005. -145с.
5. Копытин А. И. Арт-терапия. –СПБ. : Питер, 2001. – 320 с.
6. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система за-нятий. - СПб. : Речь, 2003. - 256 с.
7. Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии М. ; Изд-во: Независимая фирма «Класс», 2005. - 408 с.
8. Рубин, Джудит А. Искусство арт-терапии. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2016. — 302 с.
9. Татаринцева А. Ю., Григорчук М. Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям. –СПБ. : Речь, 2007. -218 с.