Фаина Прокопьева
Применение элементов фонопедического метода развития голоса В. В. Емельянова и дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой
▼ Скачать + Заказать документы
Основная форма музыкальной деятельности в детском саду, это музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
При разучивании песен на музыкальных занятиях, мне часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. Дыхание и работа артикуляционного аппарата у таких детей слабое и не позволяет мне, как музыкальному руководителю, получать хорошие результаты в вокально-речевой деятельности. И я стараюсь помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой и специальных упражнений, разработанных В. В. Емельяновым.
Публикация «Применение элементов фонопедического метода развития голоса В, В, Емельянова и дыхательной гимнастики А, Н, Стрельниковой» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Фонопедический метод и упражнения для развития голоса
- Темочки
Александра Николаевна Стрельникова – оперная певица, театральный педагог. Совместно со своей матерью она разработала принципы дыхательной гимнастики для расширения диапозона голоса, улучшения тембра, а в последствии и для оздоровления.
Упражнения дыхательной гимнастики положительно влияют на обменные процессы, способствуют восстановлению центральной нервной системы, улучшают дренажную функцию бронхов, восстанавливают нарушенное носовое дыхание.
Принцип гимнастики А. Н Стрельниковой—короткий и резкий вдох носом в сочетании с движениями, сжимающими грудную клетку. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенные правила:
-- Вдох- громкий, короткий, активный (просто шумно на всю комнату, шмыгать носом, как бы нюхая).
-- Выдох- абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот, кому как удобно. О выдохе думать запрещено.
-- Каждое упражнение разучивается с детьми до автоматизма (около месяца). В дыхательной гимнастике Стрельниковой короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем- нюхаем, кланяемся- нюхаем, поворачиваемся- нюхаем. Осваиваем дыхательную гимнастику Стрельниковой, начав с трех базовых упражнений. Все они выполняются в ритме строевого шага.
Приглашаю на мастер-класс.
Упражнения для разминки «Ладошки»
Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук. Делаем 4 коротких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно через нос или рот. Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.
«Погончики»
Встаем прямо, руки слегка согнуты в локтях, кисти сжаты в кулачки и прижаты к животу, на уровне пояса. При каждом вдохе резко разжимаем кулачки, словно отталкивая что-то от себя в направлении пола.
«Насос»
Встаем прямо, ноги слегка расставлены, руки опущены свободно. Чуть наклоняемся вперед, округляя спину. Шея расслаблена, голова свободно опущена вниз. При наклоне делаем краткий вдох носом, словно вдыхаем аромат цветка. На выдохе выправляемся.
Для первого занятия этих трех упражнений достаточно. На каждом последующем можно разучивать еще по 1 упражнению из комплекса Стрельниковой. Начинать гимнастику всегда надо упражнениями «Ладошки» и «Погончики». Весь базовый комплекс состоит из 12 упражнений (Кошка», «Обними плечи», «Большой маятник», «Малый маятник», «Повороты головы», «Ушки», «Перекаты», «Шаги – Рокк-н-ролл).
Разработки В. В. Емельянова развивают носовое, диафрагмальное, брюшное дыхание, стимулируют гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга.
Виктор Вадимович Емельянов - певец, преподаватель, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой музыкального образования института психологии, педагогики, социального управления Тюменского ГУ, доцент.
Целью его метода является решение координационных и тренажных задач работы над голосом.
Регулярное использование артикуляционных упражнений улучшает качество речи детей и, соответственно, качество пения.
Выполняем сидя упражнения В. В. Емельянова.
1. Покусать кончик языка, чтобы образовалась слюна.
2. Пощелкать язык, высовывая его вперед и назад.
3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами.
4. Провести языком между губами и зубами как бы очищая зубы.
5. Проткнуть языком попеременно верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щеки.
6. Пощелкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась (например, игровое задание: разные лошадки по-разному цокают копытами: большие лошадки цокают медленно и низко, маленькие — пони, цокают быстро и высоко).
7. Покусать нижнюю губу по всей длине. Так же покусать верхнюю губу.
8. Закусить изнутри щеки боковыми зубами.
9. Оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение.
10. Провести поколачивающий массаж лица кончиками пальцев от корней волос до шеи.
11. Положить указательные пальцы обеих рук на мышцы под глазами и сделать гимнастику для лица, поднимая лицевые мышцы как гантели. Повторить это движение попеременно правой и левой стороной.
12. Поставить указательные пальцы на переносицу, сильно наморщить ее и ощутить пальцами движение мышц.
Зарядка для языка:
«Змеиный язычок». Рот открыт, язык, выдвинутый как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево, вверх и вниз.
«Уколы» Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки, стараясь сильно надавливать. Затем язык «колет» внутреннюю часть губ над верхними и нижними зубами.
Зарядка для губ:
«Трубочка-улыбочка». На счет «раз» тянуть сомкнутые губы вперед, на счет «два» растягивать их в улыбке (при этом зубы не показывать).
«Веселая дудочка». Вытягивать вперед сомкнутые губы и двигать ими по кругу вправо, затем влево.
«Лошадка». Фыркать, как лошадка, губы при этом дрожат.
Зарядка для шеи и челюсти.
«Потерялся котенок». Произнести «мяу», широко открывая рот, поворачивая голову вправо-влево.
«Непослушная голова». Голова свободно вращается, как бы не слушается: наклоняется то к правому плечу, левому, катается по спине и по груди.
После проведения артикуляционной гимнастики, использую интонационно–фонетические упражнения с использованием наглядного материала, которые также способствуют развитию голоса, дыхания.
Упражнение: «Погреемся» Мерзнут на ветру ладошки,
Мы погреем их немножко.
Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом –А-а-а. Далее чередуют: на правую-бесшумно, на левую-с голосом и наоборот.
Упражнение «Посчитаем»
Дети считают, усиливая голос от шепота до крика. (от 1 до 10)
Упражнение «Вопрос-ответ»
Основным элементом этого упражнения является скользящая, восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот.
Упражнение «Динозаврик»
Дети голосом рисуют динозаврика, используя последовательность.
Упражнения «Ветер» и т. д.
Применение фонопедического метода развития голоса В. В. Емельянова и «Дыхательной гимнастики» А. Н. Стрельниковой в работе с дошкольниками значительно разнообразят занятия с детьми, повышают интерес к процессу пения и желания учиться управлять своим голосом.