Мария Васильева
Применение ТРИЗ для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире,
чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта
(Г. С. Альтшуллер).
Ге нрих Сау лович советский писатель-фантаст и изобретатель, автор ТРИЗ—ТРТС (теории решения изобретательских задач — теории развития технических систем, автор ТРТЛ (теории развития творческой личности).
Публикация «Применение ТРИЗ для формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а в целенаправленном формировании творческих способностей, в развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детские сады.
Одна из основных задач дошкольного образования - это математическое развитие ребенка, которое дошкольнику должно дать возможность нестандартно мыслить, открывать новые зависимые связи. Математика для дошкольников довольно непростая наука, которая может вызвать трудности во время школьного обучения. Ведь далеко не все дети имеют математический склад ума, и не у всех есть природная тяга к точным наукам. Максимального эффекта при формировании элементарных математических представлений можно добиться, используя занимательные упражнения, дидактические игры, задачи, интересные и яркие пособия.
Особая роль в этом виде деятельности отводится технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач, которая направлена на развитие нестандартного, системного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий.
Я убедились в эффективности использования ТРИЗ в работе на занятиях по математике с детьми старшего дошкольного возраста, уже после эпизодического применения новых приемов. Детей на таких занятиях не надо было искусственно возбуждать. Увлекая ребенка в необычный мир, я незаметно для него одновременно и развивала у него воображение, а в результате исследований и поисковых ситуаций формировала математические способности и понятия.
Считаю, что использование на практике материалов ТРИЗ сделает процесс обучения не только занимательным, но и более простым и эффективным.
Используемые методические приемы ТРИЗ, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно - игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений.
Большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности, носят интегрированный характер. Основной упор в обучении я отвожу самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. В ходе занятия дети получают знания и навыки благодаря эффективности технологии ТРИЗ.
Наиболее продуктивными при этом являются такие приемы и методы:
1. Мозговой штурм.
Метод позволяющий избежать инерционной направленности поиска, активизирующей ассоциативные способности человека.
Этот метод позволяет формировать у детей умение давать большое количество идей по заданной теме, выбрать оригинальное решение задачи.
2. Морфологический анализ.
Формирует у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.
Формировать подвижность мышления, усваивать ребенком принцип вариативности.
3. Синектика.
Личностное уподобление /эмпатия/ - умение сопереживать объекту.
Символическая аналогия - использование символов, сравнений для характеристики объекта.
Прямая аналогия - поиск сходных процессов в других областях знаний.
4. Системный оператор.
Побуждает ребенка к самостоятельному рассуждению по отношению к объекту, имеющему прошлое, настоящее и будущее.
5. Игры с использованием элементов ТРИЗ
• математические игры на классификацию,
• игры и тренинги на выявление ресурсов (формы, цвета, размера, пространственного положения, пропорций и т. д.)
Методы и приемы ТРИЗ используемые на занятиях по математике увлекают ребенка в сказочный мир, незаметно для него развивая воображение и математические способности.
Методы и приемы ТРИЗ можно использовать на занятиях математикой.
Принцип проведения занятий - от простого к сложному. Но при проведении этих занятий необходимо выполнять следующие правила
1. Изучить методы и приемы ТРИЗ
2. Тщательно продумать, как организовать обучение детей
3. Для обучения ребенка создать комфортную обстановку
4. Обдумать вопросы и предполагаемые ответы детей
5. Использовать привлекательный наглядный материал, в котором ярко подчеркнуть именно тот признак, на который должно быть направленно внимание детей
6. Использовать нетрадиционный материал
7. Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения использовать в комплексе.
Кроме того, методы ТРИЗ учат детей
1. Слышать вопрос воспитателя и ответ другого ребенка
2. Формулировать свой ответ
3. Оперировать математической терминологией
4. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль
5. Справедливо оценивать результаты своей работы и работы сверстников
Триз – это технология творчества, цель которой - стимулировать воображения, научить мыслить системно и вместе с тем нестандартно.
Игры ТРИЗ
1. Развитие одномерных представлений
Точка - это безразмерное представление. Её можно представить, мысленно уменьшая пятно. Одномерное представление - это линия.
Игра «Рыбка»
В ручейке лежат одиннадцать пронумерованных камней на равном расстоянии друг от друга. Рыбка выполняет команды "налево" и "направо" и в исходной ситуации находится под пятым камнем.
Ведущий подает рыбке серию команд, ведомый должен определить номер камешка, под которым находится рыбка после последней команды.
Ребенок может не знать цифр. Это не беда. Во время игр в "Рыбку" и "Колибри" он освоит цифры и счет, если конечно, правильно помочь ему в этом.
Примеры :
1. Рыбка находится под пятым камешком. Плывет направо, направо, направо, налево. Под каким камешком прячется рыбка? (Под седьмым).
Если ведомый правильно определил положение рыбки и указывает на седьмой камешек, то рыбка, в следующей серии команд, стартует из-под седьмого камешка:
2. Рыбка находится под седьмым камешком. Плывет направо, направо, налево, налево, направо. Под каким камешком прячется рыбка? (под восьмым).
В случае потери ведомым рыбки, она возвращается под пятый камешек.
Начальный темп игры - 80-90 слов в минуту, начальное количество команд в серии - три. Постепенно наращивая темп и количество команд довести их до 120 слов в минуту и десяти соответственно.
Игра «колибри»
Цветки мальвы расположены друг над другом на равных расстояниях. Колибри перелетает с цветка на цветок, выполняя команды "вверх", "вниз». Ведущий подает несколько команд, ведомый должен определить положение колибри после последней команды. Начинать следует с трех-четырех команд в темпе 80-90 слов в минуту и, постепенно наращивая количество команд и темп, довести их до 20 и 120 соответственно.
Например : 1. Колибри находится на пятом цветке и выполняет команды - вверх, вверх, вниз, вниз, вниз. Где теперь находится колибри? (На четвертом цветке). Колибри находится на четвертом цветке и выполняет команды - вниз, вниз, вверх, вверх, вверх, вверх, вниз. Где теперь находится колибри? (На пятом цветке).
Игра «Морской бой»
На игровом поле 10х10 клеток размещены "корабли" необходимо уничтожить корабли, назвав координаты каждой клеточки, из которых они состоят. Эти клеточки условно называются "палубами". Как правило, состав "эскадры" такой:
• Один четырехпалубный корабль.
• Два трехпалубных корабля.
• Три двухпалубных корабля.
• Четыре однопалубных корабля.
Эта игра помогает освоить декартову систему координат, которая пригодится при изучении математики в средней и высшей школе, при игре в шахматы.
Например, для уничтожения корабля, состоящего из четырех клеток (четырехпалубного корабля) необходимо назвать координаты Б9, В9, Г9, Д9. Один из вариантов игры заключается в том, что игровой поле предъявляют ребенку в течение 5 секунд и предлагают, отвернувшись от поля назвать по памяти координаты корабля, который надо уничтожить.
2. Развитие двумерных представлений
Второй этап развития воображения освоение двумерных представлений, подготавливает мышление к более сложному этапу работе с трехмерными, пространственными представлениями, расширяет объем оперативной памяти.
Игра «Муха»
Игровое поле представляет собой квадрат, разбитый на девять клеток. В исходной ситуации муха сидит в центральной (пятой) клетке.
Ведущий подает команды мухе - "вверх", "вниз", "направо", "налево". Ведомый следит за мухой и указывает номер клетки, в которой муха остановилась после подачи последней команды серии.
Начинать следует с 3-4 команд, подаваемых в низком темпе. Постепенно наращивая количество команд и темп их подачи, довести количество команд до 20-25 за одну серию, темп до 120, 140 команд в минуту.
Например :
1. Муха находится в пятой клетке. Выполняет команды: вверх, направо, вниз, вниз. Где находится муха? (Ответ - в девятой клетке).
2. Муха вылетает из девятой клетки. Выполняет команды: вверх, налево, налево, вниз. Где находится муха? (Ответ - в седьмой).
Игра «Кузнечик»
Игровое поле представляет собой цветочную клумбу в форме циферблата часов.
Кузнечик прыгает с цветка на цветок, выполняя команды: "по часовой" и "против часовой" стрелке. За ним наблюдает воробей, сидящий в центре клумбы.
В начальный момент кузнечик сидит в двенадцатом цветке и может прыгнуть только на ближайший к нему кружок.
Ведущий подает команды, ведомый угадывает, на каком цветке сидит кузнечик и указывает на какой цветок смотрит воробей.
Например : Кузнечик сидит на двенадцатом цветке и выполняет команды: По часовой, по часовой, по часовой, против часовой. На каком цветке сидит кузнечик теперь? (Ответ - на втором)
Кузнечик сидит на втором цветке и выполняет команды: против часовой, против часовой, по часовой, по часовой, по часовой. Куда смотрит воробей? ( Ответ: на третий цветок).
Формируя элементарные математические представления у воспитанников дошкольного возраста на основе этой системы, убедилась в том, что ТРИЗ позволяет придать занятиям комплексный характер (у детей не только формируются математические представления, но и развивается речь, формируются способности к изобразительной деятельности, происходит и познавательное развитие ребёнка).
Я заметила, что дети испытывают особое удовольствие от решения нестандартных творческих задач.
Мне самой интересно работать по данной теме, так как я считаю, что математическая культура развивает потенциал личностного развития ребёнка, развивает те качества, которые необходимы ему в жизни: мышление, внимание, память, речь, готовность учиться в целом.