ирина птушко
Применение техники «пластилинография» для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого возраста и заканчивает своё развитие к 6 – 7 годам. Развитая мелкая пальцевая моторика- это один из основных показателей физического и нервно - психического развития ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики показывает созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложно-координированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма.
Публикация «Применение техники „пластилинография“ для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной и востребованной.
Для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста используются разнообразные виды ручной деятельности, такие как: пальчиковая гимнастика, работа с конструктором «Лего», рисование по трафаретам, штриховка, лабиринты, игры с мелкими предметами, пазлы, мозаика. Также одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность, а именно пластилинография. Данный вид продуктивной деятельности развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуры, координацию движений, благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
«Пластилинография» (от «графия» - создавать, изображать, «пластилин» - материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла) – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные на горизонтальной поверхности.
Пластилин - пластичный и мягкий материал для детского творчества, обладающий свойством принимать и держать заданную форму. Рисованием пластилином с детьми можно начинать заниматься уже с младшего возраста. Это осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Данная техника хороша тем, что занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Таким образом, лепка из пластилина хорошо развивает мелкую моторику рук.
Для достижения положительных и эффективных результатов необходимо вести целенаправленную, систематическую и планомерную работу в этом направлении.
Существует множество различных приемов рисования пластилином, но рекомендуется начинать обучение с наиболее простых: - рисование пластилиновыми веревочками или "колбасками"; - рисование мазками; - заполнение фрагментов картин пластилиновыми шариками; к более сложным: - процарапывание по пластилину; - вырезание отдельных заранее картин, заполнение их дополнительными материалами, например, бусинками, крупами, различными семечками, кружевами.
Таким образом, можно сделать вывод, что занятия пластилинографией развивают моторику рук и пальцев, тем самым положительно влияет на развитие интеллектуальных и мыслительных процессов. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Следовательно, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Ведь вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.