Инна Мусиенко
Презентация «Применение современных технологий и методов для повышения социализации обучающихся»
▼ Скачать + Заказать документы
Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.
Публикация «Презентация „Применение современных технологий и методов для повышения социализации обучающихся“» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Основная проблема социализации - это отклонения от нормального становления
личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности».
Социализация детей с интеллектуальными нарушениями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.
Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего, необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.
Социальные навыки нужны не только для того, чтобы их использовать в социальных ситуациях и заводить друзей. Эти навыки необходимы для каждодневного функционирования во всех ситуациях.
Применение альтернативных методов коммуникации (PECS)
Почему этот метод применяется в обучении…
Развитие речи и формирование коммуникативных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (у детей с РАС) имеет особую значимость в адаптации к окружающему миру. Отсутствие речи или в частности ее коммуникативной функции является одной из самых значительных трудностей в работе с ребенком. Вместе с тем несформированность речевых навыков ведет к огромной пропасти в понимании ребенка окружающими, а самое главное родителями. Неумение ребенком выразить свои желания и просьбы чаще всего приводит к появлению нежелательного поведения, выполняющего функцию «потребности». Например, нормально развивающийся ребенок попросит: «Мама, купи мороженое», в то время, как, ребенок с расстройствами аутистического спектра и с отсутствием коммуникативной речи, вполне вероятно, начнет кричать в магазине, топать ногами, валяться на полу. В таком случае, станет намного проще, если, ребенок, научившись «общаться» с помощью карточек, «обменяет» картинку, на любимое лакомство.
Умение общаться играет весомую роль не только в рамках выражения своих потребностей, но и умении полноценно общаться со взрослыми и со сверстниками в целом. И вместе с тем и в умении действовать самостоятельно, без значительной помощи близких людей (родителей, педагогов и т. п.)
Альтернативными методами, направленными на создание возможности «общаться» являются жесты и карточки. Выбор конкретного метода зависит от дополнительных возможностей ребенка, таких как способность имитировать действия и воспроизводить их самостоятельно и способность визуально сканировать изображения и соотносить их с предметами. Во втором случае используются карточки.
Данная система коммуникации для детей с аутизмом была разработана Лори
Фрост (Lori Frost) и Энди Бонди (Andy Bondy) в 1985 году. Основные способы обучения общению с помощью карточек PECS базируются на принципах Прикладного анализа поведения.
Система PECS описана в книге Лори Фрост и Энди Бонди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)». Описание книги, как и купить книгу — легко можно найти в интернете либо в книжном магазине. Карточки PECS – это альтернативный способ общения ребенка с окружающими.
Главная цель – дать ребенку возможность попросить или сказать о том, что он хочет, что ему нужно и при этом он не может это сделать традиционно, с помощью слов. Цель системы — быстрое обучение целенаправленному, самостоятельно и активному общению детей, больных аутизмом.
Суть метода
Используя РЕСS, можно намного быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и непроизвольно произносить слова, чем когда в обучении используется голосовая имитация и наименования предметов. РЕСS делает общение ребенка с окружающими людьми более доступным. Программа РЕСS способствует быстрому приобретению базисных навыков коммуникации.
Использование РЕСS, благодаря совмещению словесного и визуального процессов, ускоряет развитие разговорной речи, а не тормозит ее, как считают многие родители. Да, ребенок с карточками выглядит необычно, но такой «разговор» со сверстниками лучше, чем полное отсутствие общения.
Конечно же. метод РЕСS не дает гарантию, что ребенок заговорит. Может быть, через год, а может через пару дней ребенок научится произносить несколько слов, а возможно, что все усилия родителей и врачей не принесут никакого результата. Однако метод позволяет ребенку «донести» до окружающих его желания, и мы не имеем морального права лишать детей этой возможности.
Этапы обучения
Основные этапы обучения альтернативной коммуникации с помощью карточек пекс следующие:
• На первом этапе необходимо обучить ребенка давать карточку.
• Второй этап подразумевает обучение ребенка отдавать карточку.
• На третьем этапе надо достичь того, чтобы ребенок распознавал предметы, изображенные на карточке. Все ошибки, возможные на этом этапе, связаны с неумением ребенка распознать предмет.
• Научить ребенка составлять предложения типа «Я хочу….(название предмета)» или «Дай мне (предмет)» — задача четвертого этапа обучения.
• Если ребенок стал отвечать на вопросы «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?» — значит успешно пройден пятый этап обучения.
• На заключительном, шестом этапе, ребенок должен научиться различать предметы и когда его об этом спрашивают, и когда он сам называет предметы.
Обязательное условие для начала обучения ПЕКС - у ребенка должно быть самостоятельное желание что-то получить или сделать). Конечная цель - ребенок научится просить.
Базисные необходимые навыки для начала освоения PECS :
Начинается обучение работе с ПЕКС после усвоения ребенком базисного курса, включающего: отработку сравнительно устойчивого зрительного контакта, словесных или жестовых обозначений "да", "нет", "дай". У ребёнка должен быть устойчивым учебный навык, то есть, в рамках полевого хаотичного поведения освоение PECS проблематично.
Ещё один важный навык - имитация действий "сделай, как я". Ребёнок должен уметь повторить серию из простых 2-3 действий, когда действия не называются.
Итак:
1. На подготовительном этапе лучше пользоваться не карточками, а фотографиями, только тогда, когда ребенок узнаёт предметы, объекты, людей, действия и т. д. По фотографиям — смело переходим к замене их постепенно — на карточки. Подготовка фотографий: необходимо сделать по 2 экземпляра фото людей, которые играют в жизни аутичного ребё нка значимые роли: родители, дедушка, бабушка, подруга или друг, брат или сестра. Задача ребенка – правильно подобрать один экземпляр фотографии к другой. При этом, когда он возьмёт, к примеру, фото мамы, нужно четко назвать, обозначить его: «мама» и указать на идентичное изображение, побуждая ребенка складывать данные фотографии рядом. Так он будет действовать и с остальными фотографиями, а если у ребёнка наблюдается эхолалия, то он будет повторять за вами имена. Называйте того, кто представлен на фото, и тут же спрашивайте у ребё нка: «Кто это?» и он даст правильный ответ.
2. Когда ребёнок станет безошибочно называть имена людей, которые его окружают и здороваться с ними, а также с другими людьми без использования подсказок, то следует приступить к следующему этапу: научить его совмещать приветствие с именами людей. Для этой операции понадобятся двое, пусть это будет мама и бабушка. В комнату входит бабушка и говорит: «Привет, Серёжа!», а сидящая сзади ребёнка мама, подсказывает ему: «Привет, бабушка!». В скором времени число подсказок будет уменьшаться, малыш сам сможет идентифицировать и называть вошедшего и здороваться с ним, упоминая его имя.
3. Для закрепления желаемого навыка можно данное действие снять на видео (задействовав при этом всех членов семьи) : знакомый ребенку человек заходит в дом и говорит приветственную фразу: «Привет, Сережа!» Ребенок, просматривая видео, должен ответить (с помощью подсказки или самостоятельно) : «Привет, папа /бабушка, мама и т. д. /!» Нужно время от времени демонстрировать видео ребёнку столько раз, сколько потребуется для того, чтобы он научился приветствовать людей безошибочно.
ВАЖНО! ФАЗА ПЕРВИЧНОГО ОБУЧЕНИЯ - физический обмен, обучение давать карточку.
Нужно два человека: тот, у кого просят и тот, кто помогает ребенку сделать действие (подсказывает). На занятиях это достигается привлечением второго педагога, а дома занимаются два члена семьи. Заранее делается список стимулов, выбираются положительные и отрицательные стимулы. Лучше - вкусовые или вещевые.
Нужно подготовить подкрепление и соответствующую карточку. Перед ребёнком кладётся любимый предмет (например, печенье или любимая игрушка) и карточка. Чем глубже поражение развития ребёнка, тем больше изображение должно походить на предмет. Например, можно сфотографировать предлагаемый предмет. Затем надо ждать, пока ребенок потянется к предмету. Тогда один взрослый помогает ребенку взять карточку и отдать ее другому взрослому, который протягивает руку (это дополнительная подсказка). После - ребёнок незамедлительно получает желаемый предмет. Просьба должна выполняться на начальном этапе с разрывом не более 15 секунд, чтобы ребёнок усвоил алгоритм. Постепенно убирайте помощь. Цель этой стадии для ребенка - спонтанно начать общение. Постепенно карточек становится всё больше. Причём надо добавлять поначалу только существительные.
Основной целью первого этапа обучения РЕСS научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку, для того, что бы получить тот предмет, который он хочет. То есть, когда ребенок видит мотивационный стимул, он берет картинку, протягивает ее учителю, и оставляет картинку в руке учителя. На данном этапе обучения присутствуют двое взрослых. Один из взрослых - "коммуникативный партнер" сидит напротив ребенка и держит в руках предмет, который ребенок хочет получить. Второй взрослый - "фея" - сидит позади ребенка, и физически направляет руку ребенка к картинке, помогает ему взять картинку и протянуть ее "коммуникативному партнеру". Для того чтобы не подавить инициативу ребенка, ни один из взрослых не обращается к ребенку с вопросами: "Что ты хочешь?" или с инструкциями; "Если хочешь конфетку, то дай картинку!". Важно что бы оба взрослых молчали. "Коммуникативный партнер" может приблизить желаемый предмет к ребенку, для того, чтобы побудить его инициативу, но без слов. Второй взрослый ("фея") должен внимательно следить за движениями ребенка, и как только ребенок начинает тянуть руку к предмету - направить его руку к карточке, и помочь ему взять карточку, и протянуть - и все это тоже молча. Когда ребенок кладет карточку в руку "коммуникативного партнера" - только тогда "коммуникативный партнер" произносит наименование данного предмета, и сразу же дает его ребенку. Данным действием "коммуникативный партнер" озвучивает просьбу ребенка, и в дальнейшем, если ребенок научится имитировать слова - он сможет сопровождать просьбу словами. На первом этапе целью является само действие подачи карточки, а не выбор предметов, и не разнообразие просьб. Поэтому, используется только один предмет, и только одна карточка. Что бы удостовериться, что у ребенка есть мотивация для получения данного предмета, изначально ребенок получает его без того, что бы протянуть карточку. Например, ребенок получает маленькую конфетку. Следующую конфетку "коммуникативный партнер" держит перед ним и не дает. Если ребенок протягивает руку, значит, он хочет еще, и тут вступает в действие "фея" - направляет руку ребенка к карточке, и помогает ему взять и протянуть карточку. Или, если это не предмет, а действие - например, качание на качелях. Сначала ребенка несколько секунд качают на качелях и останавливают качели. Если ребенок делает движения телом, чтобы продолжить качаться - "фея" направляет руку ребенка к карточке с изображением качели, помогает ему взять эту карточку, и протянуть "коммуникативному партнеру". Он скажет "Качели!" и покачает ребенка еще несколько секунд.
Что делать, если ребенок не проявляет инициативу? Просто перейти к следующему предмету по списку. Например, ребенок больше не хочет конфету, можно начать работать над складыванием паззла (если изначально это действие является мотивационным для ребенка). То есть, на первом этапе желательно "отработать" весь репертуар интересов ребенка. НО! Каждый раз только по одному предмету и только с одной соответствующей карточкой! Очень важно проводить обучение интенсивно, и тренировать до тех пор, пока ребенок не сделает это действие (подаст карточку) - 30-40 раз в день. Идеально, если получается приблизительно 80 обменов в течение дня. В процессе обучения необходимо, что бы "коммуникативный партнер" и "фея" менялись местами и ролями, для того, что бы научить ребенка обращаться с просьбами к разным людям.
Конечно же, применять данную систему целиком в своей работе имеет смысл тогда, когда действительно возникают проблемы во взаимодействии с ребенком.
Применение карточек РЕСS при проведении коррекционных занятий является эффективным в момент объяснения определенного задания, также облегчает понимание некоторых инструкций, которые не могут быть доступны вербально не только для детей с РАС, но и для умственно отсталых детей.
С помощью карточек можно составлять алгоритм выполнения определенных действий, заданий на занятии.