Лариса Рыжикова
Применение современных развивающих сайтов и флеш-игр в коррекционо-развивающей деятельности детей с ОВЗ дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Применение современных развивающих сайтов и флеш-игр в коррекционо-развивающей деятельности детей с ОВЗ дошкольного возраста, в рамках реализации системно-деятельностного подхода ФГОС ДО.
В настоящее время мы наблюдаем значительной увеличение количества детей с нарушениями речи, а так же высших психических функций (далее ВПФ). И специалисты, работающие с такими детьми, вынуждены искать новые методы и приемы работы, которые позволят сделать коррекционно-развивающий процесс более занимательным и продуктивным. К тому же принятие ФГОС ДО говорит о процессе модернизации образования и необходимости внедрения системно-деятельностного подхода, основным принципом которого является, как раз, модернизация средств обучения. В связи с этим на помощь педагогам приходят новые прогрессивные средства обучения, такие как различные информационно-коммуникативные технологии (далее ИКТ). И, действительно, эти технологии вызывают самый высокий интерес у современных детей по сравнению даже с дидактическими играми, игрушками, наглядностью, сказками и куклами.
Публикация «Применение современных развивающих сайтов и флеш-игр в коррекционо-развивающей деятельности детей с ОВЗ дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность коррекционно-развивающего воздействия в целом. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям, можно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютерные флеш-игры, размещенные на развивающих сайтах для детей, так как данные игры могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи и ВПФ. Использование ИКТ может подразделяться на различные виды и формы деятельности.
Занятие на компьютере для ребенка создает условия для успешного выполнения упражнений:
1. Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования, моделирования, классификации сравнения.
2. Ребенок учиться говорить правильно, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
3. Появляется возможность освоения детьми модели коммуникации с вымышленными героями компьютерных игр, как основы для освоения межличностной коммуникации.
4. Во время занятий с использованием компьютерных игр у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться выполнять задание правильно.
5. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
6. Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы, что стимулирует его на развитие самоконтроля.
Кроме того, они открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике :
1. Подбирать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.
2. Делать «видимыми» проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.
3. Формировать у ребенка процесс осмысления собственных трудностей в речи и обучении.
Использование ИКТ на занятиях позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным участником, а не пассивным слушателем педагогического процесса. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
У информационных компьютерных игр есть множество положительных аспектов для логопедической и психологической коррекционно-развивающей деятельости :
во-первых это тоже вариант игровой формы обучения;
во-вторых идет всестороннее полисенсорное воздействие, т. е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;
в-третьих, осуществляется дифференцированный подход к обучению;
в-четвертых, из-за повышенного интереса происходит формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных процессов.
Таким образом, благодаря использованию информационных компьютерных игр в работе с детьми с ОВЗ достигаются высокие результаты: повышается мотивация к занятиям; формируется активная позиция субъекта обучения; сокращается время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций. Применение компьютерных игр позволяет максимально использовать принцип системно-деятельностного подхода в обучении дошкольников, помогает подбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребёнка, делает коррекционное занятие более комфортным.
Для реализации коррекционных задач на подгрупповых и индивидуальных занятиях, в сочетании с традиционными методами используются готовые флеш-игры (фрагментарно, например игры портала «Мерсибо». Существует большой спектр игр, направленных на развитие всех аспектов обучения. Это игры: «По русским сказкам» на развитие слухового и зрительного внимания, «Невнимательный художник» на зрительное и логику, «Паровозик» на развитие связной речи, «Зелье» на развитие зрительного внимания и памяти, «Колобок» - игра-бродилка на автоматизацию звуков [Л],[Ль] и т. д.
Многофункциональность применения игр, подчеркивается возможностью закрепления полученных на занятиях навыков – дома с родителями. Так осуществляется преемственность семейного обучения и обучения в детском саду и системность обучения.
Таким образом, можно сделать вывод: наглядное отображение информации способствует повышению эффективности любой деятельности человека. Но в специальном образовании оно приобретает особенно большую значимость. Использование современных графических и мультимедиа средств, позволяет создавать выразительные и эффективные динамические модели, позволяющие не только определить состояние речи ребенка, но и увидеть объективные трудности, возникающие у ребенка, преодолеть их доступными средствами.
И, казалось бы, столько положительных сторон у применения ИКТ в обучении, однако же, рассуждать так будет считаться односторонним рассмотрением проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ, так как есть у этого метода и отрицательные стороны.
Современные дети с рождения находясь в окружении разнообразных гаджетов – родительских телефонов, нетбуков, ноутбуков, компьютеров, смарт телевизоров теряют интерес к привычным игрушкам, имея в приоритете игры на этих ИКТ. Так если предложить ребенку на выбор поиграть с ним в игру, почитать сказку или поиграть в компьютер – ребенок всегда выбирает компьютер. Отсюда можно сделать несколько выводов.
Один из них: у компьютерных технологий есть побочный эффект, так как наряду с нарушениями зрения, осанки наблюдаются снижение потребности в коммуникации и общении детей и замещение, игровой деятельности ребенка с игрушками и натуральными предметами – игровой и манипулятивной деятельностью с гаджетами.
Но из этой ситуации вытекает и положительный вывод – раз у ребенка такой повышенный интерес к новым технологиям, то их применение в ограниченно-умеренном, дозированном количестве вызовет огромный интерес ребенка, а соответственно и большой толчок к развитию, как речи, так и ВПФ в целом. Поэтому можно точно сказать, что будущее за компьютерным обучением – просто необходимо соблюдать методические рекомендации к этому методу коррекционно-развивающего обучения, которые позволят усилить положительный его эффект и минимизировать отрицательный. И если ранее Использование ИКТ относили к нетрадиционным формам коррекционно-развивающей деятельности логопеда и психолога с детьми с ОВЗ. Не за горами и то время когда этот метод будет базовым и, возможно, даже будет входить в программы обучения и воспитания детей с ОВЗ.