Морозова Регина
Применение современных педагогических технологий в процессе нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из ключевых задач дошкольных образовательных учреждений в настоящее время является формирование патриотических чувств у детей. Однако невозможно внушить уважение и гордость к своей стране, если дети не знают о её природе, культуре, обществе и экономике. Педагог, начиная работу по патриотическому воспитанию, должен в первую очередь самостоятельно освоить информацию о своем крае. Важно, чтобы он имел четкий план, о чем и как рассказать детям. Педагог должен умело организовать доступ к информации о родном крае и стране, чтобы пробудить у детей интерес и стимулировать их любознательность.
Наблюдения и усвоение знаний играют важную роль в развитии образного и логического мышления у детей. Патриотическое воспитание дошкольников тесно связано с их физическим развитием, поскольку будущие граждане должны быть сильными, ловкими и здоровыми. Однако для формирования патриотизма важна не только физическая подготовка, но и активное участие детей в разнообразной деятельности. Быть патриотом — значит не только знать и любить свою страну, но и активно содействовать ее благополучию.
Педагог должен подбирать для детей такие виды деятельности, которые не только соответствуют целям воспитания, но и подходят каждому ребенку по форме и содержанию.
Игры играют важную роль в формировании патриотических чувств у детей, аналогично занятиям. Когда дети начинают игру после наблюдения за трудом или вдохновленные художественным произведением, они могут превратить ее в увлекательное занятие, где применяют свои знания и жизненный опыт. Задача педагога — поддерживать интерес к таким играм и направлять их развитие. Важно воспитывать у детей бережное отношение к общественным ценностям и окружающей природе. Для этого полезны специальные беседы, чтение художественной литературы и вовлечение в практическую деятельность. Связь семьи с детским садом также играет ключевую роль в эффективном формировании патриотизма у детей.
Интеграция современных образовательных методик в педагогический процесс, включая квесты, проектную работу, интерактивное обучение, использование флеш-анимации и создание мини-музеев, способствует успешному патриотическому воспитанию дошкольников.
Игра-квест: В настоящее время популярным развлечением для детей разного возраста становится игра-квест. Сегодня нередко используют такую форму организации мероприятий и в детском саду. Детские квесты отличаются наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений — это могут быть как физические соревнования (например, эстафеты, так и интеллектуальные викторины. Кроме того, сценарий такой игры позволяет использовать сложные декорации, музыкальное сопровождение, а также привлечение аниматоров.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации досуга ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений дошкольников. Для этого педагогу следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия. Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными: загадки; ребусы; игры, пазлы; творческие задания; игры с песком; лабиринты; спортивные эстафеты
Технология интерактивного обучения: означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.
Данный приём интерактивной технологии позволяет решить сразу несколько задач:
– активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;
-развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха;
-эмоционально окрасить обучение, сделать ребёнка не объектом, а субъектом обучения.
Технология метод проектов: помогает в работе по данному направлению, данный метод является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, осмыслить полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
В работе для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми по воспитанию патриотизма воспитатели не редко активно используют ИКТ. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.
В современной работе по нравственно-патриотическому воспитанию широко используются различные акции и технологии. Например, проводятся тематические акции, создаются листовки с использованием компьютерных технологий, цель которых заключается в повышении роли и ответственности родителей в процессе гражданского образования и воспитания детей. Одним из инновационных подходов является использование флеш-анимации, которая позволяет создавать анимационные фильмы с минимальными затратами. Также в сферу инноваций входят метод проектов, компьютерные игры, web-квесты и другие современные технологии.
В дошкольных образовательных учреждениях активно развиваются мини-музеи, которые пользуются огромной популярностью не только среди детей, но и у их родителей. Помимо этого, в группах детского сада создаются увлекательные музейные уголки. Тематика таких инициатив может быть очень разнообразной, включая мини-музеи народных промыслов или уголки, посвященные боевой и трудовой славе.
Мини-музеи играют важную роль в формировании патриотических чувств у дошкольников. Здесь они не только знакомятся с книгами, репродукциями, открытками, картами и подлинными предметами, но и сами читают стихи, задают вопросы и ведут беседы. Патриотизм ребенка формируется через социальный опыт, который воплощен в материальной и духовной культуре, усваиваемой им на протяжении всего детства. Исследования показывают, что мини-музеи и музейные уголки в дошкольных учреждениях эффективно способствуют развитию нравственно-патриотических качеств у детей. Таким образом, использование музейной педагогики в этом контексте является действенным и эффективным методом.
Таким образом, использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников создает необходимые условия для развития талантов, интеллекта и доброты у каждого ребёнка, чтобы он мог успешно адаптироваться к изменяющемуся обществу. Вовлечение детей в проектную деятельность, создание мини-музеев в образовательном процессе, организация тематических акций с использованием информационно-компьютерных технологий, участие в квестах способствуют развитию внутренней активности у дошкольников, умению выявлять проблемы, ставить цели, усваивать знания и достигать результатов.
Постепенно и систематически работающие педагоги помогают детям развивать активную жизненную позицию и ответственность, а также воспитывают уважение к истории, традициям и достижениям своего народа. Этот подход способствует формированию у детей чувства причастности к родному краю, любви к семье и готовности выполнять гражданские обязанности. Таким образом, патриотическое воспитание подрастающего поколения становится целью каждого педагога.