Юлия Шелементьева
Применение современных образовательных технологий в образовательной деятельности с детьми раннего детства
▼ Скачать + Заказать документы
Если мы будем учить сегодня
Так, как учили вчера,
Мы украдем у детей завтра.
Джон Дьюи
В своей образовательной деятельности с детьми я использую различные современные образовательные технологии : здоровьесберегающие, игровые, проблемно-игровые, информационно-коммуникационные, и технологию проектной деятельности, методику раннего развития М. Монтессори. Они обеспечивают комфортные и безопасные условия развития личности ребенка.
Здоровьесберегающие технологии
Публикация «Применение современных образовательных технологий в образовательной деятельности с детьми раннего детства» размещена в разделах
В своей работе я использую здоровьесберегающие технологии из двигательного режима, который есть в каждой группе.
На занятиях я использую следующие приемы:
• Гимнастика для глаз, физкультминутки, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая и бодрящая гимнастики (после дневного сна, самомассаж для профилактики утомляемости и сохранения здоровья детей.
• Психогимнастика, подвижные, хороводные и сюжетно-ролевые игры, музыкотерапия (музыкальное сопровождение педагогического процесса) для создания благоприятного психологического климата и положительных эмоций.
Игротехники
Игра полезна для развития ребенка, создания положительной атмосферы в группе, способствует общению между детьми и между ребенком и педагогом.
Я провожу специальные игры по сенсорному развитию детей, предлагаю им самый универсальный дидактический материал – логические блоки Золтана Дьенеша, которые состоят из объемных геометрических фигур, отличающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Дети осваивают понятия «такой же как», «не такой как», закрепляют признаки такие как форма, цвет, размер, толщина предметов.
Они привлекают детей, потому что новые, яркие, многофункциональные.
Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость созидателя, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.
Методика Марии Монтессори. Это такой интересный человек. Ее портрет напечатан на итальянских лирах, а имя трижды числилось в списках, поданных на Нобелевскую премию. Она стала первой женщиной-врачом в Италии. М. Монтессори дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже, переписывалась с дочерью Зигмунда Фрейда – детским психологом Анной Фрейд.
Основной упор методики раннего развития детей М. Монтессори сделан на развивающую предметно-пространственную среду.
М. Монтессори предлагала игры, для обучения ребенка навыкам, которые в дальнейшем помогут ему легче ориентироваться в жизни, в быту и даже в отношениях. Дети упражнялись в пересыпании, переливании, классификации и сортировке, приготовлении пищи, уходе за животными и ручном труде.
Я использую в своей работе с детьми следующие игры по ее методике: «Пересыпаем зерно», «На дне миски», «Из ведра в ведро», «Из миски в миску», «Переливание воды через воронку», «Вылавливание шариков», «Веселые прищепки», «Волшебный мешочек», «Цифры из шершавой бумаги», игры с соленым тестом.
В результате использования данной методики у детей развилась мелкая мускулатура рук. Многие дети научились застегивать и расстегивать липучки, молнию. Пытаются расстегивать и застегивать пуговицы. Это помогает им в самообслуживании при одевании на прогулку. При пересыпании зерен многие дети научились правильно держать ложку, что помогает им во время принятия пищи. Обогатился словарный запас детей. Узнали много новых названий предметов - воронка, резиновая груша, сито. Лучше усваиваются цифры. Малыши испытывают удовлетворение от самостоятельных действий, тем самым накапливая бесценный опыт познания мира.
Я считаю, что методика Марии Монтессори – неисчерпаемый источник идей для развития детей.
Проблемно-игровые технологии
Очень интересный вид технологии – это проблемно-игровая. В этой технологии дети стремятся к активной деятельности, и мы ожидаем от них творческого результата.
Одной из направлений этой технологии – исследовательская деятельность и экспериментирование. Именно здесь ребенок выступает как своеобразный исследователь предметов и явлений с целью их более полного познания и освоения.
Для развития экспериментальной деятельности мной созданы необходимые условия:
• предметная среда: центр песка и воды с различным оборудованием – лупы, воронки, резиновые груши разных размеров, мельницы, пипетки, ситечки, разные емкости;
• подобраны картотеки игр и элементарных опытов с различным материалом: водой, песком, камнями, снегом, льдом, тестом, крупами.
Используя данную технику я наблюдаю, что у детей улучшилась моторика, дети проявляют неподдельный интерес в работе с различным материалом. Проводя диагностику развития детей, хочется отметить, что их интеллектуальный уровень повысился: дети знают названия предметов и их свойства, умеют с ними действовать, могут сравнивать, делать простые умозаключения. Кроме того в процессе этой деятельности дети учатся общаться со сверстниками и с взрослыми.
Информационно-коммуникационные технологии
В современном мире ребенок практически с рождения видит вокруг себя различные технические устройства, они очень привлекают ребенка. Это- телевизор, компьютер, музыкальный центр, сотовые телефоны и др.
Для повышения интереса к занятиям, их познавательной активности и расширения кругозора детей я применяю ИКТ :
• Создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний, встреч в клубе «Развитие малыша». Участвовала в 2012 г. в региональном сетевом конкурсе медиапрезентаций «Наша дошкольная жизнь» и заняла 1 место в номинации «Юные исследователи».
• На занятиях (как часть занятия) в виде мультимедийных презентаций, как наглядно-дидактический материал. Принимала участие в 2014 г. в фестивале «ИКТ в образовании Курганской области» и представляла презентацию «Такие разные дома» для конкурса медиауроков. После участия в фестивале я показала открытое занятие «Поможем Маше» с использованием этой презентации для наших педагогов.
Провела занятия по темам: «Вот зима, кругом бело», «Весна пришла, бегут ручьи» и др.
Помогла молодому педагогу сделать презентацию «Что растет в огороде?»
• Подбор иллюстративного материала к совместной деятельности с детьми и для оформления группы и родительского уголка (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
• Разработка, систематизация и сбор методических разработок и документации (перспективные планы, конспекты, игры, музыкальная подборка).
• Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
• Оформление наглядных консультаций, буклетов, плакатов, фотоколлажей.
Научилась делать буклеты, плакаты в программе Microsoft Office Publisher. Сейчас учусь создавать видеоклипы и видеофильмы в программе Windows Sony Vegas.
Используя ИКТ- технологии в своей деятельности, я стараюсь идти в ногу со временем и стать для детей проводником в мир новых технологий, повышаю свой профессиональный уровень и компетентность родителей.
Технология проектной деятельности
Я обратилась к этой технологии, так как считаю, что она актуальна и эффективна. У детей развиваются творческие способности и коммуникативные навыки. Эта технология позволяет вовлечь родителей и других членов семьи в образовательный процесс.
В нашей группе я создавала мини-музеи с целью обогащения образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями. Мини-музеи расширяют кругозор детей, дают возможность обогатить знание дошкольников об окружающем мире.
Тематика созданных мини-музеев разнообразна :
• Образовательный проект социальной направленности «Коровушка Буренушка» (май 2009г.)
Знакомство с характерными признаками внешнего вида коровы, частями ее тела.
Результат. Создание коллекций игрушек, книг, календарей, магнитных силуэтов, макетов молочных продуктов, поделок и рисунков совместных детей и родителей в экспозиции мини-музея. Использование экспонатов в сюжетных играх, самостоятельной игровой деятельности.
• Творческий детско-родительский проект «Рыжий фестиваль» (октябрь 2010г.)
Знакомство с овощами, фруктами.
Результат. Осенняя выставка поделок из овощей и фруктов оранжевого цвета, оформление семейных творческих страниц в рукописной книге «Оранжевая осень». Групповой праздник.
• Исследовательский проект «Вода-волшебница» (январь 2010г.)
Расширить знания детей о воде, ее превращениях.
Результат. Создание экспонатов: книга «Капелька» (рисунки детей, иллюстрации, игрушка «Вода-волшебница». Пополнение оборудования для игр и экспериментов с водой в самостоятельной деятельности в экспозиции.
На мой взгляд, музейная педагогика - это метод всестороннего развития дошкольников, в настоящее время широко входит в педагогическую практику. Мне очень понравилось это направление деятельности.