Твердякова Олеся Николаевна
Применение сказкотерапии в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - период эмоционально-практического освоения мира. Высокая эмоциональность дошкольника, яркая эмоциональная окрашенность всей психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Особенностями формирующейся личности неразрывно связаны с направленностью мотивационной сферы, ценностными ориентациями, отношениями к предмету и социальному миру. Интерес к проблеме эмоционального развития ребенка в дошкольные годы наблюдается в настоящее время во всем мире.
Публикация «Применение сказкотерапии в эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Подчеркивая значимость эмоциональных факторов в онтогенезе, Л. С. Выготский писал, что "жизненный путь личности - это история ее переживаний". Эмоциональный опыт современного ребенка, т. е. опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительно-направленного эмоционального детского опыта - доверие к миру, открытость, готовность к сотрудничеству - обеспечивает основу для позитивной самореализации, растущей личности.
Одним из новых метод в современной практической психологии является метод сказкотерапии. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич – Евстегнеева и т. д. Актуальность темы в том, что, сформировалось и закрепилось противоречие между новыми социально-педагогическими условиями: между осознанием и признанием большинства ученых-теоретиков и педагогов-практиков; духовно-нравственное обнищание населения; агрессивное поведение молодежи; преобладающее негативное эмоциональное состояние у большинства людей и отсутствие четких ориентиров по решению данной проблемы; практика и теория воспитания детей; наблюдение игнорирования родителями чтения рассказов, сказок, домашнего чтения, просмотра детских передач и фильмов, посвященных духовно-нравственной проблеме.
Сказкотерапевтический игровой тренинг на преодоление страхов
(для детей 6 - 8 лет) "Играем сказку".
Цель: оказание профессиональной помощи детям по коррекции и профилактике страхов в процессе сказкотерапевтических занятий, содействие развитию личности ребенка и повышению его самооценки.
Задачи:
1. Сформировать у детей 6 - 8 лет умение (способность) придумывать свои собственные сказки и научиться преодолевать свои страхи и негативное поведение через их преломление в Я - сказках (творческое самовыражение).
2. Научить способам преодоления тревог, страхов через психотерапевтическую и психокоррекционную работу со сказкой.
3. Развить коммуникативные и артистические способности у детей, уверенность в себе. Способствовать расширению кругозора детей, формированию речетворческих способностей, воображения, мышления, внимания и памяти у детей.
Пример одного из занятий по игровому тренингу:
Ритуал входа в сказку.
1) Чтение стихотворения «Академик Иванов» Э. Успенского.
Анализ по вопросам. Надо ли бояться врачей, если они тебе помогают поправиться от болезни?
СООБЩЕНИЕ ДЕТЯМ:
•К сожалению, человек не всегда бывает здоров. Какие вы знаете заболевания? А последствия от того, если не лечится?
•А как человек борется с простудой? Как с другими болезнями? (дети перечисляют).
•А хорошо ли быть здоровым? Почему?
2) Этюд «На приеме у врача».
В зависимости от количества детей, поделить их на пары: ВРАЧ - ПАЦИЕНТ. Дети должны разыграть сценки из жизни, когда пациент приходит к доктору, а тот его лечит. Для каждой пары по 2 стула.
Для доктора: скатанная в трубочку бумага – слушательная трубка, карандаш – шприц, в целлофане – несколько штук разноцветной мозаики – «Витаминки».
Под звуки приятной музыки, дети разыгрывают свои сценки. Тренер следит за детьми, помогает группам.
Анализ игры. Выводы.
3)СОВЕТЫ РЕБЯТАМ «Как вести себя в поликлинике»
•Укол – это очень полезный способ лечения или предупреждения, каких - либо болезней, часто неприятный, болезненный.
•Ты можешь постараться сделать эту процедуру менее болезненной и страшной:
•Попытаться расслабиться (взять маму или другого человека за руку, прижать к себе любимую игрушку, улыбнуться медсестре, шприцу – он же тебя вылечит)
•Спокойно вести себя на приеме у врача, в процедурном кабинете. Даже у стоматолога. Все что делает этот доктор важно для твоих зубов. И сейчас совсем не страшно лечить зубы, потому что есть такие мази- аппликации, которые мажут на десны и человек не чувствует боли совсем, а зуб лечится!
•Постарайся выслушать доктора и показать ему и маме, что ты большой мальчик (девочка, можешь капельку потерпеть (для укола, сдачи крови).
4)Игра - развлечение «Прогулка по лесу».
Цель: развитие воображения, формирование координации и моторной функции.
Дети, выстроившись за тренером, должны представить, что они гуляют по лесу. И повторять все движения за тренером в цепочке:
•Бодро шагать по тропинке;
•Двигаться боком по узенькой дорожке;
•Красться тихо около лесной берлоги с мишкой;
•Широко перешагивать через валежник, бревна;
•Перепрыгивать через лужи;
•С трудом поднимать ноги, завязнув в раскисшей от дождя глине;
•Осторожно пройти меж зарослей дремучей крапивы;
•Прыгать по болотным кочкам;
•Наклониться, чтобы грибы - ягоды собрать и положить в невидимое лукошко;
•Помахать пролетающим птичкам;
•Тянуться вверх, чтобы сорвать спелых орехов;
•Осторожно на цыпочках перейти шаткий мостик через речку.
5) Прощание.
Д/ З: придумать и нарисовать свой страх, связанный с болезнью, поликлиникой, сдачей крови, укола и т. д.
Ритуал прощания.