Елена Морева
Использование фольклора на музыкальных занятиях
▼ Скачать +Заказ
Использование фольклора на музыкальных занятиях
Как мы можем объяснить маленькому ребёнку, что такое Родина? Родина -это семья,город, в котором он живёт, дом, это детский сад с его воспитателями. Мы знакомим детей с историей музыки своей Родины, с играми, песнями, танцами своего народа, не только современными, но и историческими. Мы в своей работе используем народные песни, пляски, хороводы, яркие народные игрушки, костюмы, народные инструменты. Уже с раннего возраста можно на занятиях использовать различные потешки, попевки, пляски. Дети слушают музыку, песни не только в исполнении музыкального руководителя, но и в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Публикация «Использование фольклора на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Если идёт работа над песенкой «Петушок», то сначала показывается игрушка петушка и проводится беседа – где живёт петушок, кого он будит. Можно поставить в записи «кукареканье петушка и кудахтанье курочек».Затем спеть песенку «Петушок». И обязательно подвигаться с детьми – показать как важно ходит петушок, машет крыльями. Далее можно поиграть - считалкой выбрать петушка и надеть ему шапочку, а все остальные ребятки могут быть курочками или цыплятами. Они бегают и «клюют» зёрнышки. исполняет певица.
Работая с детьми над музыкально-ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям. Это: «Из-под дуба», «Ах ты, берёза», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль, выйду ль я». На примере этих произведений легко учить детей различать контрастный характер музыки, реагировать движением на её изменение (например, пляска «Приглашение», русская народная мелодия «Ах ты, берёза»). Дети учатся ритмично хлопать в ладоши, топать ножкой, вращать кистями рук, кружиться, подпрыгивать.
С возрастом расширяется репертуар русских народных песен и мелодий. Песни можно исполнять на детских музыкальных инструментах. Также русская народная музыка широко используется для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок. Важно подбирать репертуар для исполнения, инсценировак, доступный детям по содержанию, интересный по сюжету, а диапазон песен должен соответствовать возрасту детей. Дети очень любят инсценировать такие песни как: «Как на тоненький ледок», «Ой, вставала я ранёшенько» и др.
Музыкально-ритмические движения – одно из любимых видов деятельности у детей, поэтому они с удовольствием разучивают плясовые движения. Пляска тесно связана с народной песней и народной музыкой. Она отражает представление народа о лучших чертах русского человека. Движениям плясок присуще веселье, задор в сочетании со сдержанностью и скромностью. Нужно учить детей выразительно исполнять элементы движений русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, шаг с притопом на месте, переменный шаг, приставной боковой шаг, полуприсядка, «моталочка». Чтобы дети почувствовали, как изменяются элементы пляски от характера плясовой мелодии, как движения делаются то спокойными, плавными, то задорными, используются то резче, сильнее, то мягче, слабее, детям предлагается выполнять один и тот же элемент в сопровождении разных мелодий. В работе над фольклорным материалом важно использовать все формы русской пляски: круговые, парные и сольные.
На фольклорном материале можно знакомить детей с животными: лисой, медведем, белкой, зайцем, птицами. Формировать представления о их повадках. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, проявлять заботу.