Елена Гумарова
Применение рефлексии в начальной школе на различных этапах учебной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение рефлексии в начальной школе на различных этапах учебной деятельности»
“Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”.
Эдисон
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
• Познакомить коллег с понятием “рефлексия”
• Дать представление о классификации рефлексии
• Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках
Публикация «Применение рефлексии в начальной школе на различных этапах учебной деятельности» размещена в разделах
• Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.
Подготовка к мастер-классу. 1. Раздать участникам фигурки солнышка и тучки
-Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я хотела бы поделиться с вами своим опытом работы. Тема моей работы - «Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе», которую я постоянно использую на своих уроках. Мне кажется, что данная тема необходима в нашей учебной и воспитательной деятельности, так как она повышает качества образования.
- Цель моего выступления: Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
- Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни человека связано, прежде всего, с рефлексией.
- А что же такое рефлексия?
Рефлексия – небольшой, но очень важный момент в уроке, который помогает ученикам систематизировать знания, полученные на уроке, а при творческом подходе учителя, является также моментом психологической разгрузки, помогающим сформировать положительное отношение, как к предмету, так и к учителю и, как правило, позволяет закончить учебное занятие или мероприятие «на позитиве».
(Слайд 1) Рефлексия – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности.
- Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности.
- Какой же должна быть рефлексия на современном уроке? Каждый учитель решает для себя сам, а невероятно продвинувшиеся в последнее время информационные технологии предоставляют обширное поле возможностей. Проведение рефлексивного момента на уроках, подразумевает использование на уроке проектора и экрана, либо интерактивной доски.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
2. Классификация рефлексии (Слайд 2)
- В моей презентации мы подробно разберем приёмы рефлексии по цели : рефлексия эмоционального состояния и настроения, рефлексия содержания учебного материала, рефлексия деятельности.
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния (Слайды 3)
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с учащимися, и в конце деятельности. Учитель использует ее, чтобы выяснить, насколько комфортно учащиеся себя чувствуют на уроке, каков эмоциональный фон. Применяются следующие приёмы : (Слайды 4 - 24)
2. Рефлексия деятельности (Слайд 25)
Даёт возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Анализируя свою деятельность, учащиеся приходят к следующему выводу: процесс работы не менее важен, чем результат. А в случае неудачи учащиеся видят, на каком этапе они не доработали и на какие моменты обратить внимание в следующий раз. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». (Слайд 26)
• Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т. е. умеющие осознавать свою деятельность. Предлагаю некоторые приёмы, которые можно использовать в практике для реализации данного вида рефлексии (Слайд 27)
3. Рефлексия содержания учебного материала (Слайд 28 - 29)
- Учитель использует ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске : (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю)
- Предлагаю некоторые приёмы, которые можно использовать в практике для реализации данного вида рефлексии (Слайды 30 – 35)
1. Организация рефлексивной деятельности в группе. Слайд 36-40)
Цель: Показать детям, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации.
- Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
Делало её более эффективной
Тормозило выполнение задания
Не позволило точно выполнить задачу, испортило отношение в группе
- Какой стиль общения преобладал в работе?
Ориентированный на человека.
Ориентированный на выполнение задания.
- Анализируется не только результат, но и процесс работы
2. Ещё один метод рефлексии – (Слайды 41-44) Рефлексия – релаксация, пожелание, чемодан мясорубка, корзина, анализ урока учащимися.
Итог:
- Итак, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
- Рефлексия способствует развитию трё х важных качеств человека: (Слайд 45)
1. Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
2. Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
3. Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
- Как только учитель начинает довольствоваться достигнутым - прекращается его профессиональный рост. Любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске. Учитель развивается, если он расширяет свои знания в методике преподавания предмета, понимает и принимает новые, передовые пункты в образовании. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя.
- Спасибо вам за работу! Мне было очень приятно пообщаться с вами! (Слайд 47)
- И в заключение, в память о нашей сегодняшней встречи, я хочу вам подарить буклеты по теме моего выступления. Надеюсь, что они вам пригодятся в работе.
- Уважаемые коллеги! Если вам понравилось моё выступление: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите пожалуйста мне солнышко. Ну, а если это всё вас совсем не тронуло и вам не пригодиться – покажите тучку.